Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эксклюзив: заместитель декана исторического факультета МГУ А. Власов о политике России в отношении постсоветского пространства

07.07.2010

Автор:

Теги:

Недавние события в Кыргызстане, газовый конфликт с Белоруссией и "буксующий" процесс создания Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси со всей очевидностью продемонстрировали, что прежняя политика России в отношении стран СНГ и бывшего постсоветского пространства нуждается в пересмотре своих целей и методов осуществления. Корреспонденты информационного агенства Синьхуа решили разобратьсяв ситуации и пообщались на эту тему с генеральным директором Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве, заместителемдекана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексеем Викторовичем Власовым.

Корреспондент Синьхуа: Алексей Викторович, как вы охарактеризуете политику России по отношению к странам постсоветского пространства?

А.Власов: Отношение к данным странам различное и во многом - ситуативное. Политика, по отношению к регионам Центральной Азии, Южному Кавказу... или даже стратегия в отношении какой-либо отдельной страны (Азербайджана, Казахстана, Туркменистана) меняеются динамично, в зависимости от новых вызовов и рисков.У некоторых наших партнеров создаётся ощущение, что, по большому счёту, у Кремля нет какой-то внятной и чётко продуманной стратегии.Точно ответить на этот вопрос на данный момент никто не может. На словах звучит определение - прагматичная политика.

Корреспондент Синьхуа: Какие изменения в отношения с этими странами привнёс мировой экономический кризис? Приобрели ли они какой-либо новый характер? Стали более прагматичными?

А.Власов: Большинство стран региона во время кризиса так или иначе были вынуждены обратиться к России за кредитами. И помощь была оказана. Но другое дело, что результаты, как мы видим на примере Кыргызстана, не очень велики. Первоначально президент Курманбек Бакиев обещал "решить" вопрос с американской военной базой в своей стране. Фактически, речь шла о том, чтобы закрытьамериканскую военную базу. Этого не произошло. И таких примеров достаточно много. Так что здесь ещё вопрос о том, должны ли мы, условно говоря, "подпитывать" наших партнёров по Центральной Азии, выделяя им многочисленные кредиты и средства на реализацию тех или иных проектов. Или же сделать политику более прагматичной по принципу Остапа Бендера: "Утром деньги, вечером стулья".

 Корреспондент Синьхуа: Как складываются российско-американскиеотношения в регионе? Сказалась ли объявленная "перезагрузка" отношений на странах региона?

А.Власов: Прежде всего сказалась не объявленная "перезагрузка",а реальные возможности администрации Барака Обамы, который подошёл с новыми критериями к осуществлению внешней политики и решению проблем региона. Политика этой администрации сейчас нацелена на урегулирование прежде всего внутренних экономических проблем и разрешение конфликтных ситуаций в Ираке и Афганистане. Плюс - иранский вопрос. Вот даже такое простое перечисление показывает, что Обаме не до постсоветского пространства. Но больше это ощущается не по Центральной Азии, а по Южному Кавказу. После провала плана по подписанию армяно-турецких протоколов об открытииграницы и возобновлении дипломатических отношений у американцев возник "вакуум идей". Что делать дальше, не знает никто. Примерно тоже самое мы видим и по Центральной Азии. Есть ощущение, что американское влияние на постсоветском пространстве временно падает,но насколько будет глубина этого падения, пока, никто сказать не всостоянии.

Корреспондент Синьхуа: А что насчёт нового временного правительства Кыргызстана? Как Роза Отунбаева, по вашему мнению, настроена к России?

А.Власов: Я думаю, что киргизская администрация будет вести себя так, чтобы удержаться у власти, поскольку положение в стране очень тяжёлое. Сейчас Отунбаева готова получить поддержку от любой из сторон, которая её предложит.

Корреспондент Синьхуа: Ваши ожидания, относительно предстоящего референдума: пройдёт ли они спокойно; будет ли принята новая Конституция и состоится ли он вообще?

А.Власов: Я думаю, что рефрендум состоится, но его итоги будут не вполне легитимны. Часть населения не сможет принять участия в референдуме, и это понятно. Но, с другой стороны, кыргызское руководство выбирает из двух зол меньшее. Потому что итоги референдума будут не вполне репрезентативными, но помогут легитимизировать новую власть. Нелегитимная власть гораздо опаснее,чем референдум, проведённый без участия нескольких сот тысяч граждан. Некрасивая формула, но единственно возможная в данный момент.

Корреспондент Синьхуа: Что вы можете сказать по поводу газового конфликта с Беларусью и проблем с созданием Таможенного союза?

А.Власов: Тему Беларуси надо вообще выносить как особую тему, посколько здесь очень многое замешано на субъективном факторе - нафакторе Александра Лукашенко, который играет большую роль в принятии политических решений в Беларуси. С одной стороны понятно,что белорусская экономика без российских преференций по энергоносителям будет испытывать большие проблемы. Таможенный союз- это проект, который позволит эти проблемы, в какой-то мере, решать.

Но белорусское руководство хочет сохранить свою полную независимость, даже вступая в Таможенный союз. Поэтому, возникают такие конфликтные ситуации, которые, на мой взгляд, разрешатся компромиссом. С другой стороны, - у нас часть политической элиты настроена в логике бизнес мышления. Что это значит? Это значит, что государство прежде всего должно ориентироваться на прагматичный интерес. За любую интеграцию необходимо платить и, это не пустые слова. Поэтому, может быть, здесь мы к нашим партнёрам подходим с жёсткими критериями, которые не всегда нужны.

Корреспондент Синьхуа: То есть вы считаете, что политика России по отношению к странам постсоветского пространства стала более прагматичной?

А.Власов: Смещение политики России в более прагматичную плоскость связано с тем, что нас, к сожалению, в прошлом слишком часто обманывали, заверяя в своей дружбе и готовности выполнять свои обязательства. В результате ничего не выполняли и это, конечно, вызывает раздражение в Кремле. Но мне кажется, что показателем того, изменилась ли наша стратегия, будет Украина.

Посмотрите, подписаны Харьковские соглашения о предоставлении скидок на российский газ в обмен на продление сроков пребывания российского флота в Крыму. Это, безусловно, прагматично, но с точки зрения Украины. С точки зрения России, это ведь не деньги Газпрома, а деньги государства. Когда мы размениваем геополитику на экономику, это тоже не совсем прагматично. Чистая прагматика - это чистый бизнес. Всё, что не даёт быстрых денег, это, по большому счёту, романтика. Но я считаю, что романтики нам иногдаи не достаёт. Необходимо больше внимания к социокультурным проектам. Поддержание пространства русского языка. Образовательнаясфера.

 Вкладываться в эти проекты государство хочет, но далеко не всегда и не в том объёме. И вот эта проблема, на мой взгляд, скажется лет через 10-15. Потому что вырастет поколение молодых людей в этих странах, для которых Россия и русский язык - один извозможных средств самореализации, но далеко не единственный и не главный. У этих людей не будет опыта советского общежития. Они не были в СССР и не знают его. И для них Россия - просто сосед. И если мы не будем работать системно и направленно вот с этим контингентом, то никакие мощности Газпрома нам не покроют те издержки и потери, которые мы будем нести на этом направлении

http://russian.cri.cn/841/2010/06/25/1s343155.htm

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение