Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Феномен Назарбаева: миссия служения стране и народу

06.07.2010

Автор:

Теги:

Понятие «феномен Назарбаева» появилось еще в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. С тех пор оно не только прочно вошло в лексикон экспертов и политиков, но также стало объектом пристального изучения исследователей и публицистов.

Фото Сергея Бондаренко, Болатбека Отарбаева

Одни пытались разгадать ключ к успеху Нурсултана Назарбаева через призму роли личности в истории, как это сделал британский публицист Джонатан Айткен. Другие, как например известный российский экономист Дмитрий Валовой, еще в конце 80-х – начале 90-х годов рассматривали деятельность Назарбаева в контексте той важной роли, которую он сыграл в смягчении последствий развала Советского Союза и в дискуссиях того времени о путях дальнейшего развития постсоветского пространства. Тем самым Д. Валовой одним из первых попытался дать объяснение «феномену Назарбаева».

Известный исследователь Рой Медведев пытался раскрыть особенности политического стиля Нурсултана Назарбаева, сравнивая его с другими лидерами постсоветских стран. Им была сделана попытка проследить, как, не прибегая к насилию и репрессиям, избежав смут, междоусобиц и межнациональных конфликтов, не подчиняя свою страну воле других государств и не конфликтуя ни с кем из них, но силой интеллекта, воли, убеждения, путем умелой дипломатии и при поддержке подавляющего большинства народа Нурсултану Назарбаеву удалось провести успешные реформы. Но, несмотря на все эти многочисленные попытки, многие аспекты «феномена Назарбаева» еще не совсем раскрыты, потому как каждый исследователь видит только определенную черту его политического образа. Однако феномен Первого Президента Казах­стана многогранен, поэтому совершенно очевидно, что для представления цельного образа Нурсултана Назарбаева его деятельность необходимо рассматривать в совокупности, в комплексе. Но мало кто пытается и решается сформулировать общий портрет, потому что в действительности это сложная задача, решение которой, тем не менее, позволило бы понять и осмыслить саму сущность осуществленных Нурсултаном Назарбаевым эпохальных перемен, логику становления и успешного развития нашей страны. Ведь «феномен Назарбаева» – это прежде всего сложное сплетение судьбы страны и судьбы самой личности. И, наверное, не случайно, что такое переплетение становится объектом пристального интереса не только политиков и публицистов, но и творческих людей, которые видят в образе Нурсултана Абишевича историческую драматургию, позволяющую постичь сам дух времени.

Безусловно, на постсоветском пространстве немало ответственных государственных деятелей, но мало кто из них способен предъявить столь значимый результат усилий – стабильное и конкурентоспособное государство, выстроенное всего за двадцать лет с момента обретения независимости. Из многочисленных образов политика-лидера, которые существуют в политологической науке, Нурсултан Назарбаев соединяет все лучшее, что есть в арсенале государственного деятеля.

Успех реформаторского курса Н. А. Назарбаева, его, безусловно, высокий авторитет на международной арене во многом обусловлены личными качествами национального лидера Казахстана, среди которых способность до конца отстаивать собственную позицию, твердость убеждений и умение доводить начатое до конца, несмотря на препятствия и сложности. Все эти качества, присущие Нурсултану Назарбаеву, являются проявлением сильного лидерского начала, характерного для государственных деятелей самого высокого международного уровня.

Именно поэтому «феномен Назарбаева» необходимо рассматривать через призму его политического стиля, взаимоотношений с обществом и стратегических приоритетов, которые он ставит на будущее.

Политик-стратег. Политик-философ

В чем главная особенность политического стиля Нурсултана Назарбаева? Прежде всего в сочетании стратегического дара и способностей гибкого политика-тактика. В умении находить оптимальное решение из множества различных вариантов. Соединять фундаментальность подходов и одновременно соответствовать темпам и динамике перемен в современном, быстро меняющемся мире.

Одной из ключевых характеристик истинного политического деятеля является умение тонко чувствовать момент, иметь определенную политическую интуицию. Именно обладание этими качествами и делает политика лидером. Ведь когда перед страной стоит задача по полномасштабной трансформации всех сфер жизни – от экономических преобразований до выстраивания новой административной системы, от обеспечения стабильности к политическим реформам, – важно не упустить момент. Действовать решительно и своевременно. 

После обретения независимости перед Казахстаном, как и перед другими постсоветскими странами, стояли равнозначные цели, заключавшиеся в строи­тельстве государственности, переходе к рыночной экономике, развитии демократии и национального самосознания. Вопрос заключался только в том, в какой последовательности реализовывать реформы, насколько радикальными должны быть действия руководства страны? Одни страны пошли по пути «шоковой терапии», другие старались избежать резких коренных преобразований, практически заморозив старую систему. И тот и другой путь имел множество преимуществ и недостатков, которые отразились, прежде всего, на уровне жизни простых граждан.

В то же время Казахстан стал эталоном устойчивого развития, а формула Назарбаева «сначала – экономика, затем – политика» стала классическим выражением методологии успешных реформ на постсоветском пространстве. Не случайно сейчас получило широкое распространение такое понятие, как «казахстанская модель развития», которое заключается в поступательном движении вперед по четко заданному курсу на основе взвешенной и глубоко продуманной стратегии. И то, что за короткий отрезок времени Казахстан стал успешным государством, – результат способности, прежде всего, его лидера – способности ощущать особенности эпохи, понимая прошлое и предвидя будущее.

В этом отношении Нурсултан Назарбаев выступает создателем законченного плана странового проекта, каждый из элементов которого взаимно дополняет друг друга, что и обеспечивает в конечном счете устойчивость казахстанской модели развития в долгосрочной перспективе.

Но не менее важной составляющей «феномена Назарбаева» является соединение понятий «развитие» и «стабильность» во всех стратегических и программных установках Президента Казахстана. Эти факторы неразрывно присутствуют во всех прорывных проектах нашего государства, выступая в качестве первоосновы успешной реализации модернизационных стратегий. Речь идет не о формальном провозглашении определенного набора лозунгов, а о важнейшем принципе всех казах­станских реформ, который наиболее отчетливо проявился в период мирового финансового кризиса. Этот подход составляет кредо Нурсултана Назарбаева как политика-реформатора.

Другой яркой особенностью политического стиля Н. А. Назарбаева является его способность в сложнейших условиях принимать важнейшие стратегические решения, определяющие логику развития государства на десятилетия вперед. Об этом убедительно свидетельствуют такие важнейшие политические решения, как закрытие Семипалатинского полигона, отказ от ядерного арсенала, инициативы в области региональной и глобальной безопасности – СВМДА, ШОС, ОДКБ, выбор оптимальной модели рыночных преобразований, перенос столицы в Астану.

Варьирование направлений и темпов преобразований является выражением тонкого «политического чутья» казахстанского лидера, его глубокого понимания внутренней логики процессов, происходящих в стране и мире.

И как результат, нынешние экономические успехи страны, предложения по ядерному разоружению на глобальном уровне, новая столица в сердце евразийского пространства – все эти и другие инициативы стали предметом национальной гордости казахстанцев, неотъемлемой частью образа страны за рубежом.

Таким образом, соединение стратегических замыслов и эффективных тактических решений при глубоком философском осмыслении процессов, происходящих в стране и мире, составляет основу политического стиля Нурсултана Назарбаева, его уникального политического почерка.

Ученый-теоретик. Политик-практик

Важнейшая особенность политического стиля Президента Казахстана – соединение практики и теории. Об этом свидетельствует, в частности, ряд новаторских инициатив Нурсултана Назарбаева и, прежде всего, его осмысление идей евразийства, оформившихся в целостную концепцию создания Евразийского союза на постсоветском пространстве, которая впервые провозглашена им в марте 1994 года.

Нурсултан Назарбаев сумел глубоко освоить и творчески переосмыслить многие достижения политической философии и политэкономии. Через труды на тему евразийства национальный лидер сформировал новые ориентиры развития взамен прежних, советско-марксистских, скомпрометированных политической практикой XX века.

Соединение философии и практики реформ, инициированных Президентом Казахстана, мы наблюдаем в практическом воплощении идеи евразийства. В настоящее время уже запущен механизм Таможенного союза, призванного стать важнейшим этапом на пути более тесной экономической интеграции евразий­ских государств, их движении к созданию единого экономического пространства. Реализация проектов евразийской интеграции в полной мере отражает глубину системного подхода Нурсултана Назарбаева к политическому и экономическому реформированию.

Еще одним ярким воплощением стратегических подходов Президента Казахстана стала его экспертная оценка и глубокий научный анализ причин мирового финансового и экономического кризиса.

В период, когда ведущие страны мира оказались перед лицом глобального финансового кризиса, именно Нурсултан Назарбаев стал одним из тех лидеров, кто сумел глубоко вникнуть в суть происходящих процессов, определить скрытые причины кризисных явлений, раскрыв их сущность как кризиса ценностных ориентиров развития, кризиса духовности, ставшего естественным следствием превалирования потребительского подхода над общечеловеческими ценностями и идеалами.

Многие видели в кризисе лишь технические проблемы фондовых рынков, «ретушировали» истинную сущность и масштаб потрясений с точки зрения глубинных дефектов и изъянов, поразивших всю мировую систему. Президент Казахстана же выявил системный характер кризиса, рассмотрел его цивилизационные основы и выступил с конкретными предложениями о путях преодоления глобальной нестабильности в своих статьях «Ключи от кризиса» и «Пятый путь».

Еще одной уникальной чертой политического стиля Нурсултана Назарбаева является его способность воспринимать лучшие мировые достижения, соединяя их в неразрывную ткань и адаптируя к казахстанской специфике, формировать уникальное пространство национальной цивилизации. И как лидер страны он успешно воплощает подобный подход на уровне высших управленческих практик.

Эту важнейшую особенность реформационного процесса подчеркивает и сам Н. А. Назарбаев: «Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается».

Логика казахстанского пути тесно связана с заданным Нурсултаном Назарбаевым генеральным направлением развития глобальных трендов: демократическим обществом, рыночной экономикой, социально ориентированным государством. Но в каждом из этих элементов мы видим не слепое копирование чужого опыта, а его творческое переосмысление и воплощение на казахстанской почве.

Таким образом, успешный синтез двух начал – научного подхода и политической практики, передового мирового опыта и национальной специфики – составляет сущность методологии Нурсултана Назарбаева и является его основной характеристикой как выдаю­щегося политического деятеля, ставшего для своих сограждан истинным национальным лидером.

Народ и его лидер

Опросы общественного мнения неизменно демонстрируют высокий рейтинг популярности Президента Казахстана и доверия к нему. Это, безусловно, является свидетельством абсолютного признания и поддержки стратегического курса Нурсултана Назарбаева со стороны населения страны. Между тем это признание достигалось тяжелым каждодневным трудом. Плоды этих усилий стали особенно очевидны в период кризиса 1998 года и экономических потрясений 2007–2009 годов, когда под угрозой оказывались социальная устойчивость и внутриполитическая стабильность Казахстана. В эти самые трудные моменты, в тяжелых экономических условиях Президент Казахстана подчеркивал важность выполнения социальных обязательств государства перед населением страны, недопустимость сокращения финансирования социальных программ и проектов.

Сегодня, когда Казахстан вступает в фазу посткризисного развития и ставит перед собой амбициозные задачи по выходу к качественно новым рубежам путем экономической и внутриполитической модернизации, наивысшим приоритетом остается повышение благосостояния народа. Президент Назарбаев является последовательным противником социальных экспериментов над обществом, его главным принципом был и остается принцип разумного созидания. Не случайно поэтому в центре казахстанских реформ всегда находится человек, его нужды и заботы.

Именно эту мысль озвучил Нурсултан Назарбаев в ежегодном Послании народу Казахстана в 2010 году: «Важнейшая задача предстоящего десятилетия – улучшение качества и уровня жизни всех граждан Казахстана, укрепление социальной стабильности и защищенности. Успешность реализации стратегии модернизации страны зависит прежде всего от знаний, социального и физического самочувствия казахстанцев».

Именно фактор личной ответственности Президента Казахстана перед обществом предопределил важнейшее достижение нашей страны за годы независимости – единство, стабильность, устойчивое развитие. И события в соседних государствах являются наглядным примером того, как не должна политическая элита строить отношения с общественными институтами, разрывать связь с гражданским обществом, вести политику, не учитывающую интересы простых людей. В Казахстане, напротив, весь период строительства независимости является примером ответ­ственного подхода высшей государственной власти к учету интересов простых граждан, расширению возможностей их участия в управлении страной, формированию и прочному становлению демократических институтов.

Для многих представителей постсоветских политических элит характерно несколько произвольное отношение к трактовке термина «демократия», а также к самому процессу реализации демократических преобразований. Однако нужно понимать, что демократия – это некий набор инструментов, с помощью которых возможно внедрение новых, более эффективных политических практик. Понятия «демократия» и «политическая культура» должны быть взаимосвязаны.

Как отмечал Н. А. Назарбаев: «Установление процедур и их строгое соблюдение будет способствовать укреплению законности как основного прин­ципа демократии. Не зря говорят, что демократия – это процедуры».

Для Нурсултана Назарбаева это был ответственный выбор не только как государственного деятеля, но и как человека, который прошел долгий путь от горнового доменной печи до нацио­нального лидера. Именно этот жизненный опыт позволяет ему воспринимать демократию не как совокупность абстрактных терминов и понятий, а как конкретный механизм реализации желаний и устремлений различных групп населения, с проблемами которых он знаком не понаслышке. И осознание своей миссии, тонкое восприятие нужд и интересов всех казахстанцев позволяет Нурсултану Назарбаеву уверенно добиваться реализации своих решений, чувствуя постоянную поддержку миллионов сограждан.

Вместе с тем высокий уровень доверия и поддержки, сложившийся между народом Казахстана и его лидером, предполагает взаимную ответ­ственность. Именно желание вместе со своим лидером строить независимый, успешный и процветающий Казахстан побудило сторонников Нурсултана Назарбаева объединиться в партию «Нур Отан», которая сегодня является ядром общенациональной консолидации вокруг фигуры Первого Президента, большой командой его единомышленников, ставящих интересы Казахстана выше собственных. И то, что сегодня партия Лидера нации объединяет в своих рядах сотни тысяч нуротановцев и пользуется доверием миллионов казахстанцев, является выражением высокой народной поддержки Нурсултана Назарбаева и проводимого им стратегического курса развития страны.

Мир и согласие – ключевые элементы формулы Назарбаева

Глубокое понимание национальной специфики развития позволили Н. А. Назарбаеву определить еще один краеугольный камень казахстанской государственности – межэтническое и межконфессиональное согласие. Более 140 этносов, проживающих на казах­станской земле, формируют единый народ Казахстана. Эта уникальная модель толерантности, взаимной терпимости и учета интересов каждой национальной группы дополняется системообразующими началами казахской культуры, ментальности, традиций.

Как отмечал в одном из своих выступлений Глава государства: «Межнациональное согласие – это нервная система любой страны и народа. Все достижения наши – благодаря миру и согласию. Мир и согласие – это не стечение каких-то обстоятельств. То, что мы построили за годы независимости, – это величайшая работа государства и нашего общества. Это – наше общее достояние, которое мы должны беречь».

Важнейшей инициативой Нурсултана Назарбаева, направленной на укрепление внутриполитической стабильности в стране, стало создание уникального инструмента поддержания межэтнического и межконфессионального согласия – Ассамблеи народа Казахстана.

Механизм межэтнической толерантности, ключевым элементом которого выступает ассамблея, по стратегическому замыслу Нурсултана Назарбаева стал важнейшим фактором единения казахстанского общества на пути построения сильного, конкурентоспособного государства. Не случайно модель общественного согласия в стране сформулирована Президентом Казахстана как «Единство – в многообразии, в многонациональности, в многоконфессиональности».

С целью закрепления сложившихся практик и дальнейшего сохранения фундамента политической стабильности и единства народа Казахстана в рамках деятельности Ассамблеи народа Казахстана принята Доктрина национального единства, в которой зафиксированы основные элементы системы, обеспечивающей казахстанскому государству стабильное и устойчивое развитие, и вместе с тем обозначены контуры поступательного движения в будущее.

Необходимо не только сохранить, но и укрепить систему межэтнического и межконфессионального согласия – эта задача успешно решена за двадцать лет существования независимого Казахстана. И эта же цель определяется как приоритетная тема в новой стратегии развития, сформулированной в рамках провозглашенного Н. А. Назарбаевым курса на системную модернизацию казахстанского общества.

Лидер нации – вдохновитель и архитектор будущего

Процесс развития государства – это непрерывное движение к новым, более совершенным формам и стандартам в экономической, политической, социальной и культурной сферах. Поэтому можно утверждать, что тот путь, который Казахстан к настоящему моменту прошел и который стране еще предстоит преодолеть, – это путь «перманентной модернизации».

За двадцать лет независимости Казахстан превратился в страну с эффективной рыночной экономикой, стабильной социальной сферой, авторитетного участника международных процессов, первую из постсоветских стран, ставшую председателем ОБСЕ. Этот путь успеха страна и Президент прошли вместе, и сегодня очевидно, что в ближайшем будущем ключевая задача, стоящая перед Казахстаном, будет заключаться в том, чтобы сохранить и преумножить достижения во всех областях общественной жизни Казахстана, которые определили логику казах­станского пути, логику реформ Первого Президента Казахстана – Лидера нации – Нурсултана Назарбаева.

Сегодня перед государством и обществом стоит задача выхода на новый уровень развития через системную модернизацию политических и экономических институтов. И снова повестку дня формирует национальный лидер, который в своих последних выступлениях неоднократно подчеркивал необходимость системного обновления всех сторон общественной жизни Казах­стана. Обращаясь к народу Казахстана, Нурсултан Назарбаев подчеркивает: «Мы вместе смогли сделать Казахстан преуспевающим, и вместе мы сможем сделать его процветающим».

При этом сформулированные Президентом задачи должны восприниматься не как простые лозунги, а как реальное руководство к действию, поскольку стратегические замыслы Нурсултана Назарбаева раскрываются в таких конкретных программах, как Стратегия «Казахстан-2030», Стратегический план до 2020 года, Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана и т. д.

Заглядывая в будущее, мы видим Казахстан страной с диверсифицированной «экономикой знаний», сильным гражданским обществом, эффективной моделью отношений между властью и населением. Достижение этой цели, как неоднократно отмечает Президент Казахстана, невозможно без повышения качества человеческого капитала, что и формирует приоритеты государственной политики на ближайшие годы.

Очевидно, что все прошлые, а главное будущие успехи нашей страны основаны на общих достижениях, личном вкладе каждого гражданина, и в то же время исключительно важной является роль нашего общенационального лидера – Нурсултана Назарбаева – инициа­тора последовательного воплощения стратегии реформ.

Главная особенность харизмы общенационального лидера заключается в его способности мобилизовать сограждан на достижение самых смелых целей. Порою поставленные Нурсултаном Назарбаевым задачи пусть и кажутся на первый взгляд чересчур амбициозными, но всегда воплощаются в реальность, которая зачастую превосходит даже самые смелые ожидания. И тогда приходит понимание масштабности «феномена Назарбаева».

Успешное достижение намеченных целей, эффективная реализация планов и задач еще больше убеждают граждан в правильности своего исторического выбора. В этом и заключается общенациональный характер лидерства Нурсултана Назарбаева.

Таким образом, все базовые элементы развития казахстанской государ­ственности будут в ближайшие десятилетия находиться под влиянием «феномена Назарбаева». Это обстоятельство еще более рельефно подчеркивает неразрывную связь двух понятий: Казахстан и Назарбаев – страна и ее лидер.

Лидер нации – это не только символ достигнутых успехов прошлого и настоящего. Нурсултан Абишевич для казахстанцев является главным идейным вдохновителем будущего развития, он полон сил и энергии и готов дальше вести свой народ к новым вершинам успеха и достижений.

Нурлан Нигматулин,

первый заместитель Председателя НДП «Нур Отан»

Казахстанская правда


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение