В.Гречанинов, Украина в "Большой игре": энергетическая политика

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В развернувшейся на постсоветском пространстве большой геополитической игре достаточное место отведено Украине. В Вашингтоне и ведущих европейских столицах не скрывают, что приоритет в восточноевропейской политике Запада должен быть отдан стимулированию интеграции Украины в Североатлантический альянс и Европейский Союз. Ричард Холбрук, видный представитель администрации Клинтона, надеющийся занять место нынешнего госсекретаря Кондолизы Райе, в случае победы на президентских выборах кандидата от демократической партии, откровенно заявил о том, что Украина является центральным вопросом "национальной безопасности США". Украине есть смысл гордится этим, если бы не было так грустно в действительности.
В.Гречанинов, Украина  в "Большой игре": энергетическая политика

В.Гречанинов, Украина в "Большой игре": энергетическая политика

(тезисы выступления)

В развернувшейся на постсоветском пространстве большой геополитической игре достаточное место отведено Украине. В Вашингтоне и ведущих европейских столицах не скрывают, что приоритет в восточноевропейской политике Запада должен быть отдан стимулированию интеграции Украины в Североатлантический альянс и Европейский Союз. Ричард Холбрук, видный представитель администрации Клинтона, надеющийся занять место нынешнего госсекретаря Кондолизы Райе, в случае победы на президентских выборах кандидата от демократической партии, откровенно заявил о том, что Украина является центральным вопросом "национальной безопасности США". Украине есть смысл гордится этим, если бы не было так грустно в действительности.

Но отметим, еще более важны друг для друга Украина и Россия. И дело, думаю, даже не в угрозе для России возможного дальнейшего приближения НАТО к границам РФ и опасности в дальнейшем развертывании на территории Украины военных баз, а, как считает определенная часть влиятельных политиков в России, опасности утраты на многие годы возможности реинтеграции основных республик бывшего СССР и введение противоестественного разрыва народов бывшей евразийской сверх державы. В результате у России есть желание и возможности влиять на ситуацию в Украине. Речь, конечно , не идет об официальном вмешательстве во внутренние дела нашей страны а об использовании определенных инструментов, прежде всего экономических и информационных, которые по замыслу должны способствовать стимулированию сближения стран. Следует сказать откровенно, что в Украине такой прямолинейный замысел, учитывая внутренние разногласия, зачастую играют отрицательную роль в определение ее внешней политики, отношения к России и единства в обществе.

Не секрет, что один из наиболее чувствительных участков экономического взаимодействия Украины и России является энергетика. Время от времени в этой сфере происходит столкновения экономических интересов, что, к сожалению, не может не сказываться и на общем климате российско - украинских отношений. Так, в конце минувшего года довольно напряженно происходило согласование цены на природный газ для Украины на 2008 год. А вслед за этим всплыл вопрос о неуплате долгов, которые были ликвидированы уже в марте 2008 года.

Перечисленное и другие противоречия между двумя странами вызывают у части общества в Украине обиды, а то, что в газовых отношениях, и не только по вине украинской стороны, существует множество непрозрачных схем, коррупция в подаче газа, существовало мнение, что отношения России и Украины находятся на чрезвычайно низком уровне.

Была надежда, что встреча в формате заседания межгосударственной комиссии "Путин - Ющенко". 12-13 февраля снизит уровень взаимных обид и упреков, что накопились за последние годы.

Наверно, ситуация для диалога и взаимопонимания осложняется тем, что, например, в Украине политический режим находится только в состоянии неокончательно собранного нового формата - внутриполитическая борьба продолжается. Предыдущий раз визит украинского президента в Москву в 2007году был отложен в связи с украинскими парламентскими досрочными выборами, теперь же Россия находилась в состоянии предвыборной ситуации. Украина, в свою очередь, в начале февраля вошла в очередной парламентский кризис - обсуждается даже вопрос о возможности роспуска новоизбранной Рады. А еще скрытая борьба Виктора Ющенко с Юлией Тимошенко за

реальную власть и приоритеты в последний месяц постепенно превращается в жесткое противостояние. По общему мнению и официальных политиков, и независимых политологов в стране начинается период президентской компании (выборы: декабрь 2009 - январь 2010г.). Основных претендентов на этот пост под номером один до последнего времени было трое: Ющенко, Тимошенко, Янукович. При этом было ясно и то, что при таком составе претендентов Ющенко имеет наименьшие шансы. Нынче обстановка несколько изменилась. По многим косвенным данным , Янукович согласился с советами своих соратников, а также части оппонентов снять свою кандидатуру с претензиями на пост президента и перевести себя на уровень политика под номером два. Причем все понимают, что эта уступка сделана не в пользу Тимошенко, а в пользу президента, где, таким образом, создается пока что виртуальная ассоциация: №1-Ющенко, №2 Янукович. Юлия Тимошенко, безусловно, оставляет себя в качестве претендента на пост президента, считая, что главное в этой политической борьбе за будущее - она сама и ее команда. Таким образом , в стране, пока что не гласно, готовятся к борьбе за будущие президентские приоритеты два разных лидера под №1 и под одним из них, пока более слабым, уже имеется лидер №2 (надолго ли?).

В такой нестабильной обстановке Украине все же необходимо принимать стратегические решения в формате двухсторонних отношений с Россией. Тем более, что существует много вопросов политического , экономического и гуманитарного характера, нерешенность которых создает , наверно, не только для Украины серьезные проблемы.

Главными вопросами обсуждения в ходе февральского визита Ющенко в Москву были экономические: вступление Украины в ВТО и российско- украинские газовые отношения. Дело в том, что частью политиков членство Украины в ВТО продолжает рассматриваться как инструмент давления на Россию. Изначально к интеграции Украины во Всемирную торговую организацию в Киеве относились не столько как к экономической, сколько как к политической и идеологической проблеме. Наверно, поэтому и гнали ее решение. В результате Украина вступает в эту организацию в период глубокого мирового и экономического кризиса.

С газовыми отношениями все сложнее, поскольку в них задействованы не только государства, но и мощные личные и корпоративные интересы. Кроме того, газовый вопрос - один из самых непрозрачных из многих, решения по нему принимаются в Украине за плотно закрытыми дверями, населению же вьщается неправдивая информация, причем во разных вариантах. Сейчас же речь идет о возможности перехода на прямые ( без посредничества "РосУкрЭнерго") поставки газа, о новой формуле цены на газ для Украины и о повышении ставок на его транспортировку в Европу через украинскую территорию в случае удаления из схемы посредника. Кстати на удалении из газовых отношений посредника "РосУкрЭнерго" категорически настаивает Юлия Тимошенко -это является одним из пунктов предвыборной программы блока ее имени. Кроме того, в Украине до сих пор не решен вопрос о назначении вице- премьера по вопросам энергетики. С точки зрения выстраивания взаимовыгодных отношений между Россией и Украиной оптимальной можно считать кандидатуру известного политика и бизнесмена Виталия Гайдука.

Как известно, в Украине по причине непрозрачности газовых отношений периодически возникают энергетические кризисы. Так было в 2006году, когда "Газпром" за неуплату долгов грозился отключить подачу газа в Украину. По сути подобная ситуация сложилась также внезапно для страны в начале этого, 2008года. Своим визитом в Москву на заседание межгосударственной комиссии "Путин-Ющенко"

Украинский президент практически локализовал обстановку - газ не отключат. Вслед за президентом Москву с двухдневным рабочим визитом посетила премьер-министр Тимошенко. В итогах она сделала вывод о том, что надо платить за долги по газу и как можно скорее. Однако при этом из ее выступлений, а затем и информации из СМИ не стало прозрачно и понятно, как же далее оудут развиваться газовые события. Далее, уже в марте, стало известно из официальных источников, что Украина уплатила живыми деньгами "Газпрому" огромный долг за 2006 - 2007 годы в размере 5, 2 млрд. гривен (несколько больше 1 млрд. долларов США), но осталась должна 414 млн. гривен. На основании данных тех же официальных источников документы по этому вопросу находятся в судах. События продолжали развиваться и, наверно, в связи с этим "Газпром" с 3 и 4 марта последовательно в два приема сократил подачу газа на Украину на 50%, а затем, уже 5 марта все вернулось в прежнее до конфликтное рабочее состояние.

При всех этих неясностях в непрозрачной газовой политики Украины важным и в данной ситуации является то, что имеющиеся газовые соглашения с Россией определяют, по сути, участие Украины в общих газовых потоках Восток - Запад и уже в историческом проекте "Большая игра", ведь Украина получает газ не только из России, но и через Россию из Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. Этот ресурс газа из Центральной Азии и Казахстана составляет такие объемы. Украина получает:

-газ туркменского происхождения - 40, 5 млрд. кубометров ежегодно по цене 130,75 долл. за тысячу кубометров в первом полугодии 2008года и 150,75 долл. - с июля текущего год;

- газ узбекского происхождения - 10,5 млрд. кубометров ежегодно по цене 130,75 долл. за тысячу кубометров в первом полугодии 2008года и 160,75 долл. - во втором полугодии;

- газ казахского происхождения - 4 млрд. кубометров ежегодно ( в отношении цены не удалось получить данные ).

Итого , 55млрд. центрально - азиатского газа для Украины в год - это достаточно много и является основанием считать, что "Большая игра "способна удовлетворить интересы Украины в ее энергетической политике обеспечения национальной безопасности.

Проблема транзита газа через территорию Украины также требует своего прозрачного совершенствования и рационального решения, ведь противоречия на протяжении последних лет возникали регулярно. Но , уже в 2007 году стороны сумели договориться - прийти к компромиссу. Украинская власть тогда посчитала разумным согласиться на предложения "Газпрома", получив в качестве компенсации повышение ставки тарифа на прокачку российского газа в Европу ( от 0,1 доллара до 1,7 доллара за одну тысячу кубометров на расстояние 100 километров). Цена же на газ в 2008 году составляет 179,5 долларов за тысячу кубометров, в то время как в минувшем году она составляла 130 долларов. Подсчеты аналитиков свидетельствуют, что оплата импортного "голубого топлива" означает дополнительные затраты в 2,71 млрд. долларов, однако рост транзитной ставки фактически компенсирует их(Украина дополнительно получает за транзит газа 2,65 миллиарда).

О подорожания газа для Украины. Причин здесь несколько и они связаны с изменениями общих условий подачи энергоносителей в Европу, в том числе, и через украинские трубопроводы. Конкретно же, это - и повышение закупочных цен на газ в республиках Центральной Азии, и пока еще постепенное обесценивание американского доллара, используемого для расчета цен на энергоресурсы. Судя по устойчивым тенденциям на европейском рынке, рост цен для Украины продолжится. Разумеется, это соответствующим образом скажется на себестоимости выработанной здесь электроэнергии, а также на продукции химической и металлургической промышленности.

Во второй половине 2008 года цена на газ для Украины, возможно, еще более возрастет. Это связано с условиями подписанного с центрально- азиатскими партнерами контракта. Цена на 2008 год определена , исходя из цены в 130 долларов на границе Туркменистана ( по такой цене туркменская сторона продает топливо "Газпрому"). Во втором полугодии 2008 года цена будет увеличиваться до 150 долларов. Следовательно, эта цена увеличится и для Украины. Это все не может не беспокоить украинских политиков. Президент Виктор Ющенко высказался таким образом:"Цена еще раз заставляет пересматривать политику энергообеспечения, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве, частном секторе и части индустрии." Далее он сказал и о проведении более эффективной политики энергосбережения.

В определении цены на газ Украине следует учитывать и следующие новые обстоятельства. По мнению специалистов, на определение Туркменистаном цены на свое "голубое топливо" теперь будет влиять также китайский фактор. Ведь с 2009 года у Туркменистана появляется альтернативный российскому маршрут экспорта газа в Китай. Уже появились сообщения о том, что Китай договорился о закупке газа в Туркменистане по цене 195 долларов за тысячу кубометров.

В странах Евросоюза, куда поступает топливо через Украину, в проблемах энергосбережения и использования альтернативных источников энергии накоплен немалый опыт. Опираясь на него, нужно внедрять энергосберегающие технологии, использовать альтернативные источники энергии, например, каменный уголь, которым Украина , Россия и другие страны СНГ весьма богаты. Украина, в частности, могла бы реанимировать свою угольную промышленность, развернув на шахтах масштабную реконструкцию, и заменить на электростанциях "голубое топливо" качественным углем. Кроме того, из угля можно производить по современной немецкой технологии синтетическую нефть. Украина располагает также сырьевой базой для производства биодизельного топлива на основе выращивания рапса. Производимый в Украине сахар может быть использован для производства биоэтанола. По крайне мере так считают в украинском министерстве топлива и энергетики.

Конечно, это качественно не изменит энергетическую ситуацию в Украине, традиционные углеводородные энергоносители - нефть и газ по-прежнему будут необходимы экономике страны. Подсчеты показывают, что в Украине альтернативные виды энергии могут заменить в лучшем случае лишь 6-8 процентов от уровня потребления энергии, произведенной за счет традиционных источников.

Известно, что нынешние власти Украины стали больше уделять внимания увеличению и собственной добычи нефти и природного газа, особенно при помощи западных компаний на шельфе Чорного моря. Симптоматично, что на Украину потянулись крупные "игроки" в сфере нефте- и газобизнеса.В конце 2007года стало известно, что англо-голландская корпорация "Ройял Датч Шелл"подписала соглашение о вхождении в капитал двух украинских газовых месторождений, лицензию на разработку которых имеет британская компания "Ригал Петролеум". Размер сделки оценивается в 410 млн. долларов. "Ройял Датч Шелл" получит 51% участия в украинском проекте. Речь идет о двух газоносных участках в Полтавской области. На сегодняшний день "Шелл", тесно связанная с британской ветвью финансового дома Ротшильдов, является крупнейшей западной компанией, работающей в Украине по проектам добычи газа и нефти. В итоге, Кабинет министров Украины утвердил прогнозный баланс поступления и распределения газа на 2008 год. Согласно балансу, объем импортного газа в этом году составит 55млрд. кубометров, добыча собственного "голубого топлива"-около 20,7 млрд. кубометров.

Требует анализа и следующая проблема. Складывается мнение, что власти Украины, уверенно рассуждая о транзитных правилах в схемах подачи газа через свою территорию, забывают о проблемах диверсификации и возможных в связи с этим последствий для страны. Выскажемся коротко по этому вопросу. Хорошо известно, что основным регионом потребления российского газа являются страны Евросоюза. Также известно, что импорт "голубого топлива" из России обеспечивает 25% потребности экономики ЕС (прежде всего это Германия, Италия и Франция). Известно, что еще с советских времен фактически установилась определенная зависимость Западной Европы от стабильности поставок энергоносителей с восточного направления. Ныне значительная часть добываемого в России природного газа уже распределена по долгосрочным контрактам вплоть до 2030 года ("Газпром" обладает доказанными запасами в 29 трлн. кубометров). В конце 2007 года произошло введение в эксплуатацию нового Южно-Русского месторождения, которое рассматривается как ресурсная база для Североевропейского газопровода, предназначенного для снабжения топливом регионов Северной Европы и Германии. Этот акт знаменателен и тем , что символическую кнопку пуска в эксплуатацию соответствующего месторождения вместе нажали в Москве в штаб-квартире "Газпрома" тогда еще первый заместитель председательства Правительства РФ Дмитрий Медведев, возглавляющий совет директоров "Газпрома" и министр иностранных дел Германии.. В связи с этим, строительство уже указанного Североевропейского газопровода ("Северный поток") - это один из крупнейших европейских энергетических проектов, который "Газпром" реализует совместно с немецкими соответствующими фирмами. Трубопровод будет протяженностью около 1,2 тыс. километров. Первая нитка газопровода с годовой пропускной способностью 27,5 млрд. кубометров войдет в строй в 2010 году, предусмотрено строительство второй нитки газопровода к 2012 году и увеличение его пропускной способности до 55млрд. кубометров.

Видимо, можно считать, что серьезного продвижения добился российский бизнес в энергетической сфере и на южно-европейском направлении. В 2007 году приняты решения о реализации проекта строительства газопровода "Южный поток" по дну Черного моря, который намерен реализовать "Газпром" и итальянская "ЭНИ". Владеть подводной, 900-кипометровой, частью газопровода будут россияне и итальянцы (50 на 50). Для наземного участка от болгарского Бургаса в западном направлении будут проложены две нитки газопровода: одну на северо-запад (на Австрию и Словению), а другую на юго-запад (Италию). Общая пропускная способность "Южного потока" составит 30 млрд. кубометров в год.

Можно с достаточным основанием утверждать, что "Южный поток," наряду с "Северным, станет очередным шагом в осуществлении стратегии "Газпрома" по диверсификации маршрутов поставок российского природного газа в европейские государства (минуя транзитные страны, в том числе и Украину) и реальным вкладом в обеспечение энергетической безопасности Евросоюза. Это естественный процесс последствий глобализации, расширения рынков сбыта и просто рыночных отношений. Вместе с тем Украина должна себя рекомендовать как надежный транзитер, хотя в этом вопросе в прежние годы были и определенные проблемы.

Сегодняшние временные ограничения в подачи газа в марте сего года 50% "Газпром" связывает с отсутствием принятых договорных документов на 2008 год. Судя по многому, торможение в этом вопросе зависит именно с отсутствием единого мнения и договоренности на самом верху украинской власти, где присутствуют и разные корпоративные мнения. Однако, исходя из интересов защиты национальной безопасности государства, украинской власти следует подходить согласовано к выработке всех аспектов при принятии так называемого российско-украинского Соглашения о развитии отношений в газовой сфере. Главная здесь задача - газ должен быть "прозрачный" и дешевый. Но как это сделать, особенно по второму денежному показателю? Ведь, все это связано и с тем, что ни премьер, ни президент перед выборами 2009-2010 годов не хотят принимать решения о переходе на высокие рыночные, но независимые от политических интересов, цены.

Хотелось бы, чтобы прозрачной схемой явилась, например, та, при которой "Газпром",как владелец либо российского, либо скупленного на годы вперед центрально-

азиатского газа, доставлял бы в Украину газ, по ему же принадлежащей трубе, к границе Украины. Украина говорит спасибо и платит за газ рыночную цену (на сегодняшний день, по словам "Газпрома", составляющую 314 долларов). Украина забирает газ и государственная компания "Нафтогаз Украшы" занимается его реализацией на внутреннем рынке страны. При этом наши российские коллеги тоже по европейским ценам платят за транзит и хранение своего газа в украинских государственных хранилищах.

Украина прозрачно платит России. Россия же прозрачно платит нам. НАК прозрачно распределяет газ внутри страны. Правительство проводит инвентаризацию газовых скважин, обеспечивая газом собственной добычи бюджетную и коммунальную сферы - в этом его главная роль, а не в заботе о ценах газа для предприятий Ахметова, Фирташа, Пинчука либо индийских товарищей. Кабмин вместе с парламентом решают каким слоям населения и секторам экономики предоставляются льготы при оплате за газ, и перераспределяют дебит и кредит энергетического бюджета. При этом внутри страны не может появится сильный и опытный иностранный игрок, способный использовать полученные возможности как для шантажа украинских предприятий, часть из которых "РосУкрЭнерго" уже начала скупать, так и для дестабилизации ситуации в нужный момент и в нужном месте. Ибо регионов, где бы люди стопроцентно и вовремя вносили плату за газ, у нас в стране нет.

Порассуждаем далее. Украина наращивает свою добычу газа: приступает к техническому переоснащению энергоемких производств; культивирует альтернативные источники энергии - словом, не только разрабатывает месторождения. Но и реализует программы диверсификации и энергоснабжения. Ибо без перехода на европейские цены страна по-прежнему будет плестись в технологическом хвосте и гордиться самым большим рынком потребления газа в Европе. Думается, что наши рассуждения вслух могут быть полезны и для участников конференции, страны которых, как и Украина, проходят сложный путь и психологической, и экономической адаптации в рыночные условия. Действительно, переход на европейские цены по всей цепочке и прозрачные схемы в газовой сфере - это сильнейший толчок к мощным технологическим преобразованиям; это реальный шаг к экономическому мышлению государства, бизнеса и граждан; эта ликвидация теневых авгиевых конюшен в энергетическом секторе; это очень серьезное укрепление независимости страны. А преодоление болевого финансового барьера для населения, связанного с переходом, - это сильнейший фактор укрепления самосознания нации. Очень хочется, чтобы все двигалось в цивилизованном русле развития мира евроазиатского региона.

Но кажется, ни президент, ни премьер - министр к таким шагам , даже поэтапно, еще не готовы. И, несмотря на то, что в их окружении присутствуют не мало тех, кто поддерживает изложенную схему, надежд на ее осознанную реализацию в этом году очень мало.

На самом деле обеспечение энергетической безопасности страны - это не только дело власти, но и оппозиции. Зададим им всем: и власти, и оппозиции вопрос: почему вы не можете договориться между собой и выработать общий взгляд на вопросы НАТО, Европейского Союза, языка и на все то, что легло в основу политического государственного курса всех стран бывшего Варшавского договора?

Советуем, при создании государственного политического курса-монолита взять за основу вопрос обеспечения энергетической безопасности страны. Ибо на самом деле он краеугольный. И практически все руководители виновны в той ситуации, что сложилась сегодня. Ибо у каждого есть свои "заслуги". Кто-то стал первопроходцем в масштабных теневых схемах газовых манипуляций; кто-то принял решение создать "РосУкрЭнерго" и отдать ему украинские объемы газа в Туркменистане; кто-то подписал с "РосУкрЭнерго"

монопольный договор на импорт и впустил "РосУкрЭнерго" на внутренний рынок; кто-то сдал все межгосударственные позиции, обеспечивающие Украине баланс газа и взаимосвязь роста цены за поставляемое топливо и транзита; кто-то по факту слил в одно целое Министерство энергетики," Укргаз-Энерго" и НАК"Нафтогаз Украини", продолжив при этом начатую предшественниками работу по банкротству последнего.

Наверно, надо, и этого ждут от них, чтобы Тимошенко, Ющенко, Янукович, разделив между собою внутриполитические рейтинговые риски, приняли решение о переходе на европейское ценообразование. И сделать все, чтобы смягчить населению болезненность такого неизбежного перехода. В противном случае все разговоры о прозрачных схемах, национальной безопасности, техническом перевооружении и искоренении коррупции - в пользу бедных. Коими мы и останемся при дешевом газе.

Думается, что такое решение явится и одним из шагов в пользу укрепления государственных украинско - российских отношений, чему, безусловно, способствовал и официальный визит президента Виктора Ющенко в Москву 12-13 февраля 2008 года.

Теги: Украина

Поделиться: