Президент Назарбаев созидает новый Казахстан

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Последовательная и мудрая политика Президента Нурсултана Назарбаева – главный фактор успешного продвижения реформ и устойчивого развития Казахстана. Эта аксиома сегодня по-разному иллюстрируется в статьях, монографиях и книгах многими единомышленниками, политиками первого, второго и энного круга в преддверии важной даты – 70-летия Нурсултана Абишевича. В своей первой книге “Казахстан – страна, устремленная в будущее. Фактор национального лидера”, а также в новой – «Модернизация на постсоветском пространстве: фактор национального лидерства», самым важным для меня стало понятие «лидер». Если в первой работе я пытался проследить логику политических процессов через призму роли Первого Президента, то во второй акцентом стал феномен национального лидера. Конечно, в сравнении с другими «игроками» на постсоветском пространства.
Президент Назарбаев созидает новый Казахстан





Дархан КАЛЕТАЕВ, доктор политических наук



Последовательная и мудрая политика Президента Нурсултана Назарбаева – главный фактор успешного продвижения реформ и устойчивого развития Казахстана. Эта аксиома сегодня по-разному иллюстрируется в статьях, монографиях и книгах многими единомышленниками, политиками первого, второго и энного круга в преддверии важной даты – 70-летия Нурсултана Абишевича. В своей первой книге “Казахстан – страна, устремленная в будущее. Фактор национального лидера”, а также в новой – «Модернизация на постсоветском пространстве: фактор национального лидерства», самым важным для меня стало понятие «лидер». Если в первой работе я пытался проследить логику политических процессов через призму роли Первого Президента, то во второй акцентом стал феномен национального лидера. Конечно, в сравнении с другими «игроками» на постсоветском пространства.

Прежде чем ответить на главный вопрос – какую роль будет играть фактор национального лидера в процессе дальнейшей модернизации? – необходимо понять, что есть лидер сегодня. Что есть национальный лидер?

Даже после принятии Конституционного Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации» и активного обсуждения, кажется, мало кто может определить параметры этого общественно-политического статуса. Еще ответственнее соотнести их с личностью Нурсултана Назарбаева. Человека, который на изломе исторических эпох, нашел в себе мужество и решимость принять ответственность за судьбу народа и страны, выстроил парадигму независимости суверенного государства.

Лидер нации – это человек, пользующийся полным народным доверием. Это гарант незыблемости особого казахстанского пути развития. Так, к примеру, Турция, сохранившая независимость благодаря уму и стратегическому таланту Мустафы Кемаля, желая закрепить необходимость продолжения его политики, присвоила ему почетное звание «Ататюрк» – «Отец турок», тем самым объявив его Лидером нации. И политика кемализма до сих пор является главной стратегической основой движения Турции вперед. Эта параллель как никогда актуальная для Казахстана.

Нурсултан Назарбаев – это не просто Президент, а еще и основатель современного государства – Республики Казахстан, являющийся в народном сознании признанным Лидером нации, и мое предложение, прозвучавшее еще в прошлом году, было связано лишь с вопросами формализации этого фактически сложившегося статуса. Не все поняли меня. Ряд знаковых фигур озаботился вопросом – зачем Президенту юридически оформлять этот статус?

И тогда, и сегодня убежден: в большей степени это нужно стране. История развития успешных государств свидетельствует – на стадии становления они опирались на фигуру общенационального лидера, вокруг которого консолидируется народ. И роль Назарбаева в истории нашей государственности равна великой миссии мировых первопроходцев Ли Куан Ю, Ататюрка, Махатхира, Рузвельт…

Глава государства пользуется на протяжении двух десятилетий высокой поддержкой избирателей и до сегодняшнего дня остается вне конкуренции. Это осознают все, даже радикальная оппозиция, для которой выборы – PR-акция для поддержания собственного престижа. Чем и довольствуются. Ибо понимают: без Назарбаева не было бы нынешней Республики Казахстан и современной государственной системы.

Личность, необходимая для революционных преобразований в развитии и роста нации, рождается не каждый день. Пассионарность – дар Всевышнего. Глава государства для казахстанцев несравненно больше, чем просто Президент. Поэтому и появилась необходимость зафиксировать общественный статус Нурсултана Назарбаева, статус Лидера нации. Что и было сделано

Казахстан успешно прошел этап становления государственности. Теперь на повестке дня не менее важный этап – ее укрепление. Он требует консолидации нации вокруг общей идеи. Для генерации новых поколений государственников необходим общий символ, личность общенационального масштаба. И Нурсултан Назарбаев является и останется единственным, кто полностью отвечает этим потребностям нации в своем Лидере.

Прежде всего, и главное, Нурсултан Назарбаев внутри Казахстана и за его пределами воспринимается, как лидер-стратег, который определяет вектор движения страны в будущее. Причем, все больше стратегии Казахстана обретают геополитический масштаб в регионе, и с интересом и одобрением воспринимаются в мире.

Как оригинальный исследователь, Нурсултан Назарбаев только за последние пять лет внес целый ряд инновационных идей, радикально обновляющих методологический, понятийный аппарат, открывающих возможность для более глубокого понимания и изменения мировых и региональных процессов. Достаточно вспомнить статью Нурсултана Назарбаева “Ключи от кризиса”. Опубликованная в феврале 2009 года, она стала первой публичной декларацией мировых политиков такого уровня, характеризующей масштабы, последствия и пути выхода из экономического кризиса для всей системы политических и социальных стандартов. До настоящего времени анализ природы кризисных явлений оставался уделом международного экспертного сообщества. Однако степень влияния аналитиков на механизмы принятия решений не столь велика, а разноголосица мнений препятствует переходу экспертных предложений на уровень принятия практических решений.

Предложения Президента Казахстана – это уникальное соединение мнений политика и аналитика. Рассматривая возможные ответы на глобальные вызовы, он не только предлагает конкретные сценарии “излечения” мировой экономики от поразивших ее опасных недугов, но и формирует контуры будущего – посткризисной эпохи. В этом истинная прагматика лидера Казахстана, метод его политического оптимизма – не отступать перед трудностями, в любой, даже самый противоречивый, момент развития искать возможности для поступательного движения вперед.

Автор не только выявляет концептуальные дефекты на уровне национальных, региональных и глобальных институтов, но и создает развернутые модели выхода из тупика кризиса в рамках ясной логики – возврат к прежним механизмам функционирования общественных систем не будет эффективным, необходимо искать путь в новую реальность.

Выступая на открытии III Астанинского экономического форума Нурсултан Назарбаев развил и углубил те предложения, который были выдвинуты год назад в статье. Глава Государства выделил пять глобальных вопросов, которым «должно быть уделено приоритетное внимание».

Первый и главный, это реформирование финансовых рынков. Внимание экспертов и политиков сосредоточено на регулировании производных финансовых инструментов и рынков в целом, а также корпоративном управлении и налоговых преференциях. Принятия мер по поддержанию стабильности в этой сфере только на национальном уровне уже недостаточно. Настало время для создания новой финансовой архитектуры.

– Ее ядром должна стать Глобальная система регулирования и надзора. Я продолжаю настаивать на том, что для глобальной экономики нужна новая глобальная валюта, – подчеркнул Президент. И добавил, что необходимо подумать о такой ее институциализации, которая позволит избежать дефектного искажения мировой валютной системы, спекулятивных перетоков «воздушных» ресурсов и кредитования потребления развитых стран развивающимися. Необходимо также усилить ответственность владельцев финансовых институтов за принимаемые ими решения.

Вокруг роли резервной валюты и адекватности использования в этом качестве валют национальных идет немало дискуссий. По мнению Главы государства, это по-прежнему актуально, но вот на всех мировых форумах, включая G8 и G20, почему-то не обсуждается корень всех мировых экономических проблем – неэффективность существующей мировой валютной системы, «которая никем не контролируется и не является демократичной».

Для создания более стабильной макроэкономики потребуется введение единой наднациональной валюты. Превращение в нее любой крупной валюты мировой этот вопрос не решает, считает Нурсултан Назарбаев. И с ним трудно не согласиться.

Как политик мирового масштаба, Президент говорил на форуме о проблемах экологической и продовольственной безопасности, стабильности цен, снижении бедности и неравенства между странами, а также необходимости дальнейшей интеграции. И здесь мы со всей определенностью могли услышать голос лидера-философа, глубоко понимающего внутренние механизмы движения мира и общества.

Стоит напомнить, что одним из часто цитируемых президентом Казахстана мыслителей является император Марк Аврелий, автор знаменитого произведения “К самому себе”. В контексте поиска пути к самому себе Нурсултан Назарбаев не раз обращался к вопросу самоопределения восточных народов и наций, которые пытаются найти и сформулировать базовые ориентиры, позволяющие нациям удержаться под всепоглощающим напором глобального миксера. И здесь мы могли бы обратиться к спорному, но очень интересному интеллектуальному пособию «Проект «Россия». Приведу мысль, которая показалась мне концептуально значимой.

- Когда обещают показать путь к золотым горам, спросите себя, почему они сами не идут к этим горам, – задают вопрос анонимные авторы «Проекта». И предостерегают – когда они колотят себя в грудь, мол, мы «за все хорошее», это верный признак того, что перед вами или глупец, или мошенник. Не обольщайтесь общими словами про счастье народное. Общие слова являются верным показателем обмана. Не будьте Буратино, не ходите в страну дураков. Не давайте денег на то, чего не понимаете. Не верьте словам. Верьте делам. Если человек говорит правильные слова, но не в состоянии материализовать их в правильные дела, из этого следует два вывода – он или немощен, или жулик. Конец цитаты.

Наш лидер никогда не обещал золотые горы. Нурсултан Назарбаев, как никто другой понимал, что наша нация столкнулась с глобализацией в еще более сложной ситуации – когда спустя несколько веков трагичной истории мы вынуждены констатировать утрату или уничтожение целого пласта культурных символов нации, проблему восприятия собственного языка. А некоторые эксперты предостерегают, что мы на грани утраты культурного кода нации. Поэтому появление в истории нашей страны харизматичной и яркой личности – Нурсултана Назарбаева послужило прочной основой для пассионарного взрыва нации, в начале пути которого мы и находимся.

“Проект Казахстан” – это соединение прошлого страны и ее будущего. Глубоких, фундаментальных корней казахской идентичности и пассионарности, здоровых амбиций представителей всех 130 национальностей, населяющих Казахстан в настоящее время. Фундамент – это история страны, источник движения – это четко сформулированная стратегия развития. Нурсултан Назарбаев “вписан” в ткань казахстанской истории. Только стабильная страна может быть ответственным партнером других государств и международных организаций. Только в стабильной стране людям могут быть обеспечены равенство прав и возможностей, достойная работа, благосостояние каждой семьи и уверенность в будущем.

И главное здесь не потерять доверие на линии взаимодействия “власть – бизнес – население”. Нет доверия, нет власти. Если правительство не имеет доверия, оно не имеет власти. Максимум, оно имеет доступ к ресурсу. Если к партии нет доверия, то нет авторитета. Именно этими мыслями и объясняются мои жесткие заявления как первого заместителя председателя НДП «Нур Отан», когда я потребовал, чтобы правительство должно консультироваться с партией прежде, чем совершать какие-нибудь резкие телодвижения вроде переноса сроков повышения зарплаты. Я предложил правительству более полно информировать нас через представительство в правительстве о планируемых мероприятиях, создании различных рабочих групп и комиссий, графиках их заседаний с целью активного участия партии в данной работе.

Сегодня очень важно избавиться от взаимопереплетения власти и бизнеса. Фактически весь бизнес, крупный и малый, играет на «поле власти», где все три ее основных инструмента — сила, богатство и знание — постоянно применяются в различных сочетаниях, чтобы регулировать или революционизировать взаимоотношения. Это сказал не я. Это утверждает футуролог и философ Элвин Тофлер в своем трактате «Метаморфозы власти». И объясняет: внутри делового мира, как и во всем огромном мире за его пределами, сила, богатство и знание, подобно древним мечу, драгоценному камню и зеркалу богини солнца Аматэрасу-омиками, остаются первичными инструментами власти.

Нурсултану Абишевичу удалось не только вывести страну из того кризиса, но и реализовать фантастический не только для молодого, но и для развитого государства проект новой столицы, добиться поступательного экономического роста и запустить целый ряд программ по развитию социальной инфраструктуры страны и повышения благосостояния населения. Но самое главное – ему удалось восстановить тот маленький гумусный слой элиты, на котором идет возрождение страны. Как лидер-воспитатель, политик, наш Президент подготовил новое поколение казахстанской элиты. Конечно, есть среди «богатых ресурсно и властных простолюдинов» тех, предел мечтаний которых не выходит за рамки «золотых унитазов», но… Выезжая в далекие аулы и села, поражаясь безответственности представителей олигархического капитала, я восторгаюсь высокой нравственностью и ответственностью за судьбы страны, которые несут в своих душах простые провинциальные учителя, библиотекари, врачи, агрономы… Вытесняя из своей жизни рвачество, непотизм и институты религии золота, они созидают новый Казахстан.

Для нашей страны главным объединяющим началом в настоящий момент может стать интеграционная идея казахстанского патриотизма, которая – фундамент, первооснова и пропуск в стан успешных стран. Поскольку без внятной философии любые программы и предлагаемые механизмы будут всего лишь общими схемами, лишенными поддержки народа, не способными решать сложнейшие задачи грядущей модернизации. Нурсултан Абишевич соединил прошлое и настоящее Казахстана, определил главные приоритеты в становлении независимого государства, выкристаллизовал парадигму стратегических замыслов, на которых будет построен Казахстан в ближайшем будущем. Получив убогое наследство от Союза, мы поднялись даже не с нуля, а с глубокого минуса. И определяющим фактором стала мудрость, политическая волю Лидера нации – Нурсултана Назарбаева. Во время эпохальных преобразований казахстанцам удалось сохранить и преумножить позитивный настрой развития, мир и стабильность, межконфессиональное и межнациональное согласие. И это тоже из актива мудрости нашего Президента.

На протяжении многих лет Нурсултан Назарбаев неоднократно выступал с предложениями о системном изменении формата взаимодействия в процессах региональной и глобальной интеграции. К сожалению, многие его предложения остались без должного внимания. В нынешней сложной ситуации становится очевидно, что движение стран и народов навстречу друг другу – естественная и необходимая реакция на вызовы времени. И сейчас, в условиях новых вызовов, его глобальный антикризисный План радикального обновления на более высоком уровне создает образы ближайшего будущего. На смену ресурсным приоритетам неизбежно придут реалии XXI века – инновации, человеческий капитал, самые современные технологии и в то же время более честные, прозрачные и справедливые правила игры на мировых рынках.

Перед государством и обществом встает эта принципиально новая уникальная задача, которую можно успешно решить только в единстве и сплоченности. Именно эти фундаментальные ценности обновления составляют ключ к пониманию политической философии Нурсултана Назарбаева – логики перемен, прагматики поступательного движения вперед страны и мира, и каждого из нас.

Работая в Акорде, я часто виделся с Нурсултаном Назарбаевым. Я понял, что Лидер нации – это тот, кто может и сможет отвечать за народ, который видит его будущее больше, чем кто-либо другой и понимает свою историческую ответственность перед народом. И внедрение в стране апробированного в мире института Лидера нации, означать для Казахстана только одно – незыблемость выбранного курса развития без серьезных вызовов и катаклизмов. Тем более что масштабы фигуры казахстанского лидера признаны выдающимися деятелями современности. «Лидер Казахстана – в меру жесткий, практичный, быстрый и решительный человек, обаятельный, талантливый и настойчивый, который признан лидером и другими республиками бывшего Союза. Если Назарбаев будет у руля республики, у Казахстана будет значительно больше шансов на успех» – сказал о Главе Государства национальный лидер Сингапура, превративший это государство из рыбацкой деревушки в передовую страну, Ли Куан Ю.

Сегодня мне вспоминаются строчки из интервью Президента Казахстана, которое он дал “Независимой газете” в декабре 2001 года – “Демократия — не набор данных богом заповедей”. Нурсултан Абишевич рассказывал о том, как мы действовали радикальными рыночными методами, доказывал – это было оправданно. Чтобы покончить с тоталитарным духом в экономике, надо было “распахнуть” все окна и двери, устроить “рыночный сквозняк”. Но когда все проветрилось и устоялось, стало понятно, что кое-где с рынком мы перегнули. А где-то, наоборот, “недопроветрили”. Мы поняли, что рынок далеко не всесилен, а в иных обстоятельствах действует просто разрушительно.

А еще Президент говорил о проблемах. Одна из них касалась того, что, попадая во власть, бизнес тормозит естественную конкуренцию, препятствует развитию полноценных рыночных отношений, стремится обеспечить отдельным “избранным” компаниям неоправданные льготы в ущерб экономике в целом. Имеет также смысл и несколько децентрализовать управление и финансы. Разгрузить “верхи” и, напротив, нагрузить “низы”.

«Вот почему мы будем стремиться к разумной децентрализации экономики, созданию эффективной системы местного самоуправления, главное же — отрегулируем управленческие функции по всем уровням. Конечно же, под эти новые функции будет меняться и политическая система. Цель очередного этапа реформ — так организовать жизнь общества, чтобы люди поверили в то, что законы пишутся для всех без исключения, что в суде можно добиться правды. Чтобы люди не боялись проявлять инициативу, чтобы государство не давило их, а помогало и защищало», – моделировал будущее Нурсултан Назарбаев. Сегодня это стало реальностью. Как и многое другое.
Президент Назарбаев созидает новый Казахстан, творит историю.

http://inap.kz/president/prezident-nazarbaev-sozidaet-novyj-kazaxstan/


Теги: Казахстан

Поделиться: