Е.И. Пивовар: «Созданная Н.А. Назарбаевым модель межнационального и межконфессионального согласия - визитная карточка современного Казахстана».

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Секрет успеха казахстанской модели межэтнической толерантности заключается, прежде всего, в том, что традиция совместного существования в Казахстане представителей разных этносов, сложилась не вчера. Она формировалась многие годы и даже столетия, и к настоящему времени даже стала одним из важнейших факторов «выживаемости» казахстанского социума. А что подразумевается под стабильными и устойчивыми взаимоотношениями между этносами? Стабильные и устойчивые отношения - это уважение друг к другу, представителям других народностей и культур, не только их взаимодействие, но и признание специфики, культуры, языка, обычаев, нравов того или народа, учет этих особенностей не только в общественной, но и в политической жизни Казахстана.
Е.И. Пивовар: «Созданная Н.А. Назарбаевым модель межнационального и межконфессионального согласия - визитная карточка современного Казахстана».

Интервью с Ректором РГГУ. Ефимом Пивоваром.

*****************************************************************************

Е.И. Пивовар: «Созданная Н.А. Назарбаевым модель межнационального и межконфессионального согласия - визитная карточка современного Казахстана».

- Ефим Иосифович, казахстанская модель межэтнического согласия известна во всем мире. В чем, на Ваш взгляд, секрет стабильных и устойчивых отношений между 140 этносами, проживающими на территории страны?

-Секрет успеха казахстанской модели межэтнической толерантности заключается, прежде всего, в том, что традиция совместного существования в Казахстане представителей разных этносов, сложилась не вчера. Она формировалась многие годы и даже столетия, и к настоящему времени даже стала одним из важнейших факторов «выживаемости» казахстанского социума. А что подразумевается под стабильными и устойчивыми взаимоотношениями между этносами? Стабильные и устойчивые отношения - это уважение друг к другу, представителям других народностей и культур, не только их взаимодействие, но и признание специфики, культуры, языка, обычаев, нравов того или народа, учет этих особенностей не только в общественной, но и в политической жизни Казахстана.

Думаю, огромная роль в этом принадлежит и руководству страны, поскольку меры, которые предпринимает государство в области национальной политики, находят широкий отклик со стороны населения. Во многом благодаря этому модель межнационального и межконфессионального согласия - одна из визитных карточек современного Казахстана.

-Создателем модели межэтнического согласия считается Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В чем Вы видите основные составляющие феномена Назарбаева как политика, определившего приоритеты развития страны в сфере межнациональных отношений?

-Феномен Нурсултана Абишевича Назарбаева проявляется, прежде всего, в том, что он проводит эффективную линию на обеспечение согласия и взаимоуважения между представителями различных этносов. И прежде всего, речь идет об уважительном отношении казахов как титульной нации ко всем народам и народностям, проживающим на территории страны.

Исторически так сложилось, что предки далеко не всех представителей этнических групп, проживающих сегодня в Казахстане, оказались на этой территории по доброй воле. Кто-то был переселен, кто-то сослан, кто-то, конечно, добровольно приехал осваивать целину. Но главное, что всем им нашлось место.

Поэтому мне кажется, что феномен Нурсултана Назарбаева как раз и состоит в том, что он на протяжении многих лет последовательно проводит линию на укрепление традиций межэтнической толерантности в стране, возведя ее в категорию государственной политики.

- Ефим Иосифович, насколько опыт Республики Казахстан в данной сфере может быть интересен для постсоветского пространства в целом и России в частности?

- Этот опыт беспрецедентен и уникален, а потому крайне интересен.

Так уж сложилось, что подавляющее большинство бывших советских республик имеют полиэтнический состав населения, то есть помимо титульного этноса, на их территории проживают крупные и мелкие национальные меньшинства.

Поэтому опыт межнационального сотрудничества, построения добрососедских и взаимоуважительных отношений, мне кажется крайне важным для всех этих государств. Это тем более важно, что в основе многих конфликтов на постсоветском пространстве находилось недопонимание или отсутствие взаимного доверия и уважения между этносами, проживающими в пределах одного государства.

- На историческом факультете МГУ в этом году читался курс лекций «Модель межэтнической толерантности в Казахстане». Есть ли аналогичные планы у вашего вуза? Как строятся отношения между возглавляемой Вами структурой и Ассамблеей народа Казахстана?

- Переговоры с АНК о сотрудничестве мы начали вести еще в мае этого года в Астане, и сегодня в нашем взаимодействии уже переходим от планов к их практической реализации. 29 июня мы подписали Соглашение о сотрудничестве между РГГУ и Ассамблеей народа Казахстана, в который был включен и пункт относительно организации чтения курса лекций в РГГУ.

Я считаю, что опыт исторического факультета МГУ в этом вопросе крайне важен для нас. Строго говоря, к сотрудничеству между АНК и МГУ я тоже имел непосредственное отношение. Поэтому мы сможем эффективно перенять опыт истфака МГУ для того, чтобы такой курс лекций читался и для студентов РГГУ. Тем более, что в нашем вузе огромная студенческая аудитория, заинтересованная в получении подобных знаний. Этот курс будет интересен и нашим студентам-международникам, и политологам, и историкам, и социологам, и религиоведам.

То есть сегодня существуют все предпосылки для того, чтобы этот проект начал реализовываться уже в ближайшее время, в осеннем семестре.

-Большое спасибо за интересную беседу. Успехов в воплощении задуманных планов и проектов!

www.kazregion.kz


Теги: Казахстан

Поделиться: