Россия, Москва

info@ia-centr.ru

И. Савин: позиция Назарбаева привела к табуированности темы национализма в обществе....

02.07.2010

Автор:

Теги:

  Интервью с известным казахстанским политологом Игорем Савиным.

******************************************************************************

 

Что означают слова «межнациональное согласие» для среднестатистического казахстанца?

Это всего две вещи. С одной стороны - это удовлетворение своих специфических этнических потребностей - языковых, культурных и т.д., если они отличаются от языка и культуры большинства,  а с другой - это полное отсутствие в социальной сфере каких-либо привязок к собственной этничности. В повседневной социальной жизни - мы все прежде всего граждане и друг другу мы интересны как производители того или иного богатства, материального или интеллектуального, носители тех или иных личностных качеств, и наша этническая принадлежность никак не должна влиять на это. Получается такая диалектическая задача - с одной стороны этничность значима там, где есть специфика языковая, культурная, а с другой - не должно быть никакой этничности в реальной повседневной жизни, в вопросах статусов, ресурсов, прав и обязанностей. Вот, что такое межнациональное согласие.

Можно ли говорить, что в Казахстане нет рисков в межнациональной сфере?

Нет, к сожалению, нельзя. Риски эти есть, хорошо, что их измерение не так глобально, как у некоторых соседних стран, но на уровне локальных конфликтов, они присутствуют. Они заключаются в невыполнении обозначенных мною выше двух условий. Т.е. к сожалению, в Казахстане если и берутся за решение таких вопросов, то все превращается в закрепление и консервацию этнокультурных особенностей. Мы, прежде всего - узбеки, казахи, русские и эти различия подчеркиваются. А должна присутствовать грань между культурным своеобразием и социальным единством.

У членов  единого социума этническое своеобразие должно исчезать. Но, к сожалению, ни в головах у большинства людей, ни в головах у чиновников на местах этого не происходит. Люди воспринимают друг друга, прежде всего, как узбеков, казахов, русских и т.д. и в социальной сфере это, к сожалению, чувствуется. Об этом не принято сегодня говорить, и это плохо, что эти вещи замалчиваются. Принято считать, что все вопросы решены, но, несмотря на титанические усилия, приложенные и президентом, и Ассамблеей народов Казахстана, не забывайте, что межэтнические проблемы - это проблемы повседневного взаимодействия людей. Они никогда не будут решены окончательно. Но Нурсултан Назарбаев добился того, что создана система, которая  сглаживает эти процессы.

Как полагаете, что произойдет в постназарбаевский период?

К сожалению, я пока не вижу каких-то механизмов, которые гарантировали бы выполнение условий для межэтнического согласия. Уже создана система для поддержания и  воспроизводства культурных различий, она существует и точно будет работать. То есть, опасности культурной ассимиляции нет. Но сможет ли правительство Казахстана нивелировать этнический фактор из социальной сферы, и из политической - я пока не могу дать точный ответ.

Но эти процессы происходят на локальном уровне. Потому как на глобальном уровне страны система АНК, как некий инструмент, включенный в систему общеполитических структур, позволяет вырабатывать единые подходы и единые концепции. Но на уровне простого человека, живущего в обществе, сам факт Ассамблеи и какого-то  тем его  якобы представителя  имеет лишь психологическое значение, как знак его сопричастности принятию государственных решений. Простому человеку гораздо важнее, быть уверенным в том, что он не нуждается ни в каких своих представителях и ему не нужен посредник для решения своих повседневных вопросов. Но если возникает обратная ситуация и возникает такая потребность, то это верный признак того, что не все в порядке.

Скажите, наблюдается ли сейчас всплеск националистических движений?

Не наблюдается движений, потому что в этом вопросе Назарбаев «поле зачистил», что называется, однако всплески эмоций, конечно, присутствуют, но они носят повседневный характер. Это происходит от того, что именно позиция Назарбаева привела к табуированности темы национализма в обществе. Этнический негативизм работает лишь на локальное сообщество, в массовом смысле его нет.

Мы не наблюдаем таких целенаправленных движений, которые могли бы повести за собой миллионы людей. Были лишь угрозы, как например, в декабре месяце, объявить голодовку в случае принятия Доктрины национального единства. Власть пошла на уступки, восприняв эту угрозу серьезно, но я не думаю, что реальность этой угрозы была. Опять же повторяю - нет базы для массовых движения. Люди не видят положительного вклада в свою судьбу от подобных действий, за исключением небольших групп людей, для которых их этничность есть их ресурс. Но это есть в любой стране. Вот почему о националистических движениях мы не можем говорить. Но о всплесках говорить можно и нужно, потому как здесь появляется обратная сторона медали - Назарбаев настолько четко высказал свою позицию, что теперь эта тема табуирована. Следствие этого - совершенно не разработана риторика по этому вопросу, не вырабатываются речевые  штампы, которые позволяли бы говорить о серьезных проблемах, не возбуждая сразу взаимную ненависть.

Не приведет ли это все в итоге ко взрыву?

Если не будет проводиться какой-либо работы, то, конечно,  рано или поздно приведет. Но есть фактор, который сдерживает этот взрыв - людям есть куда расходовать огромную часть своей социальной энергии, в отличии от того же Кыргызстана. Людям есть, о чем думать, есть что терять и есть что делать, чтобы избежать таких сценариев. Благодаря усилиям Назарбаева, в Казахстане люди очень четко понимают, что потеряют, и не очень четко понимают, что приобретут при таком развитии событий, как киргизский.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение