Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тигран Манасян: Ждать ли примирения с от нового президента Польши?

23.06.2010

Автор:

Теги:
 

 

 

21 июня 2010 г. прошел первый тур выборов президента Польши. Для России эти выборы имеют особое значение. Во-первых, оба народа имеют общее этническое происхождение, богатую историю взаимоотношений со взлетами и падениями, а во-вторых, не последнюю роль играют геополитические интересы. Польша является выходом РФ в Западную Европу и посредником в поставках энергоносителей - основной экономической составляющей России. Москва же в свою очередь - жизненно необходимый поставщик нефти и газа, без которых не может существовать ни одна экономика. Государства - взаимозависимы. Однако, несмотря на это, их отношения нельзя назвать нормальными, добрососедскими.

Отношения между польским и российским государствами претерпевали за всю историю немало изменений. Были времена и великой Речи Посполитой, и польской интервенции в Россию, и Царства Польского в составе российской империи, и социалистической Польской народной республики - «союзницы» СССР. Сегодняшнее состояние взаимоотношений между двумя государствами переживают не лучшие времена, т.к. по статистике отношение поляков к России до конца 1980-х годов было лучше, чем то, которое сложилось в 1990-е. Причин тому много, однако ситуация такова, что дружить и сотрудничать сегодня выгоднее, нежели ссориться. Это стали понимать и в Москве, и в Варшаве.

С приходом к власти в 2007 г. правительства «Гражданской платформы», Д. Туск предпринял недвусмысленные шаги по налаживанию отношений между соседями. Сигнал Россией был подхвачен. Вот почему его не менее прагматичный коллега В.В. Путин решился осудить действия сталинского режима[1]. Крушение президентского самолета и гибель президента Л. Качиньского еще больше сблизили польский и российский народы, поскольку многие россияне наряду с поляками восприняли эту трагедию как свою. Слезы людей, возлагавших цветы у польского посольства в Москве и на месте падения, говорят только о чувстве сопричастности и сострадании польскому народу. Тронутые реакцией российского общества и властей России, поляки впервые за многие годы стали говорить о возможности исторического примирения с Россией.

Эти два события можно назвать историческими переломными моментами во взаимоотношениях двух стран, вот почему большинство политологов и аналитиков склонны видеть два сценария развития событий: либо отношения сохранятся на данном уровне, либо будут развиваться впредь.

Для того, чтобы прийти к более объективному умозаключению, следует изучить политические взгляды кандидатов в президенты. Во втором туре будут представлены две кандидатуры: спикер Сейма, и.о. президента Польши кандидат от правящей партии «Гражданская платформа» Бронислав Коморовский и лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский.

Оба кандидата придерживаются различных взглядов как на внутреннюю, так и на внешнюю политику. Коморовский вместе с нынешним премьер-министром Дональдом Туском оставался одним самых последовательных критиков братьев Качиньских. Он выступает за интеграцию Польши в ЕС - для националистов Качиньских интеграция всегда была главной угрозой самобытности Польши. Он выступает за прагматичные и взаимовыгодные отношения с соседями, Германией и Россией, отношения с которыми были испорчены во времена правления братьев Качиньских. Если с Германией удалось наладить нормальный диалог, с Россией это еще предстоит сделать.

Качиньский же, наоборот, придерживает позиции: «Польша - самое главное!» Суть этой доктрины заключается в соблюдении интересов Польши. Зачастую дело доходит до реваншизма, следствием чего является современное особняковое положение Варшавы в ЕС. Польша никак не определиться с вопросом: какое место она должна реально занимать в Европе, как относиться к восточному большому соседу и т.д.

Став премьером, Д. Туск пытался несколько изменить ситуацию, однако многие его начинания были заморожены президентом Л. Качиньским. По причине разногласий с президентом Качиньским, Туску часто не удавалось проводить через правительство назревшие для Польши реформы, и уже смирился с тем, что следует подождать выборов нового президента, а после заняться серьезным «переустройством» здравоохранения, экономики, финансов, законодательной базы страны.

Осенью прошлого года дело дошло до того, что Туск открыто объявил о намерении добиваться пересмотра конституции. Он заговорил о внесении в нее таких изменений, которые более четко разграничивали бы властные полномочия «на исполнительной ветви» и давали бы премьеру соответствующие полномочие. Начиная с 2008 г. Туск постепенно стал «забирать под крыло» также внешнюю политику. Он обещал вывести польские войска из Ирака и снять вето Польши относительно вступления России в ВТО и развития (ОЭСР).

Принимая во внимание причастность Коморовского и Туска к одной партии  («Гражданской платформе»), можно предположить, что с приходом к власти Коморовского, в стране образуется столь сильная, консолидированная конфигурация власти, которой она не видела за всю свою современную несоциалистическую историю.

При таком раскладе отношения с Россией медленно, но верно будут улучшаться, поскольку однопартийцы считают здоровое сотрудничество с Москвой - прагматичным направлением внешней политики Польши. Во-первых, потому что Польша с приходом к власти В. Януковича и потерей близких по духу «оранжевых» (желавших присоединиться к блоку НАТО) лишилась потенциального союзника в борьбе против Москвы. Во-вторых, Польша является этаким коридором между Россией и ЕС, что в условиях ХХI в. весьма выгодно с точки зрения экономики. В-третьих, транзит - серьезный источник пополнения государственной казны. Кроме того, когда стабильна экономика государству не страшны внутренние потрясения, а для этого государству требуются энергоресурсы, которые оно получает от РФ. Если договор с «Газпромом» будет заключен, то Польша (вплоть до 2037 г.) может рассчитывать на 10 млрд. кубометров газа в год, при том, что общая потребность страны - 14 млрд.

Если же победит Ярослав Качиньский (в чем сомневаются многие аналитики), то ситуация будет более сложная. В виду того, что председатель правительства Туск придерживается более либеральных взглядов, то работать вместе им будет непросто, возможно повторение ситуация с Л Качиньским, который отказывался проводить те или иные решения Туска. В отношения с Россией скорее всего будет определенное развитие, однако оно будет носить весьма сдержанный характер. Для приверженцев более националистических взглядов братьев Качиньских прощения России может заслужить только при условии официального осуждения не только репрессий 30-х гг. по отношению к бывшим польским гражданам, вошедшим по договору с Германией в состав СССР, но и всего режима Сталина. Этого по всей видимости в ближайшем будущем не произойдет. С другой стороны, взаимоотношения между Москвой и Варшавой вряд ли опустятся до уровня 90-х, начала 00-х гг., поскольку налицо определенные изменения в общественном сознании не только россиян, но также поляков в отношении друг друга.

Основным фаворитом считается Б. Комаровский, и большинство политологов склонны видеть именно его на посту главы польского государства. Несмотря на это можно с уверенностью сказать, кто бы ни победил на выборах - ситуация будет лишь улучшаться, вопрос лишь в динамике и масштабах изменений. Будем надеяться, что пришло время для осознания нашей взаимной выгоды от сотрудничества, ведь дружить всегда полезнее, чем конфликтовать.



[1] 7 апреля 2010 г. в Катыни оба премьера высказались с осуждением репрессий по отношению к польским офицерам.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение