|
Ботагоз Сейдахметова из Алматы На юге Кыргызстана в результате межэтнических волнений погибли, по официальным данным, более 170 лиц узбекской национальности. По непроверенным данным, количество убитых может составлять около двух тысяч человек. На границе с Узбекистаном собралось более 75 тысяч узбекских беженцев. По мнению наблюдателей, нынешняя гуманитарная катастрофа - самая крупная и самая кровавая в этой части страны. Напомним, что в 1990 году в Оше уже были столкновения между киргизами и узбеками. Впрочем, относительно тех событий 90-х годов ученые пришли к выводу, что в их основе лежал экономический, а не этнический фактор. Возможно, такой же вывод можно сделать и по июньскому конфликту 2010 года? Нынешние столкновения начались 11 июня, а 16 июня в стране объявили национальный траур Упадок культуры и безопасности Что произошло в Оше и ранее в Джалал-Абаде? Это межэтнический конфликт или причины беспорядков кроятся в отсутствии реальной власти в стране? Кто стоит за этими событиями? Кто виноват? И, наконец, что делать, чтобы урегулировать ситуацию в Кыргызстане и не допустить ее эскалации и нестабильности во всем Центрально-Азиатском регионе? На эти вопросы пытались ответить эксперты из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана в клубе Института политических решений (ИПР). Увы, у меня осталось впечатление, что ни одна из сторон не пыталась выслушать оппонента. Было ощущение, что каждый остался при каком-то своем мнении, и его задача - лоббировать чьи-то интересы. Хотя на деле так или иначе все они говорили о решающей роли России в разрешении ситуации. Складывается впечатление, что новые независимые государства региона не смогли справиться с этой самой независимостью и, как в былые времена, уповают на покровительство и помощь Москвы. Во всяком случае таджикский аналитик Сайфолло Сафаров, который делился опытом мирного урегулирования ситуации после гражданской войны в его стране, так и сказал, мол, "Центральная Азия - зона российской ответственности". Его можно понять - тысячи таджиков не первый десяток лет составляют костяк российского гастарбайтерства. Впрочем, нельзя не заметить тот печальный факт, что наш регион медленно, но верно погружается в пучину мракобесия. Все, что сегодня происходит у наших соседей, со стороны напоминает африканские картинки или неспокойные мусульманские государства, такие как Пакистан и Афганистан. Весь позитивный багаж, накопленный за времена советского прошлого, легко и практически в одночасье растерян в южных странах нашего региона. Уровень образования среди населения Центральной Азии заметно упал, простаивают либо вовсе исчезли с лица земли заводы и фабрики, безработица растет. Кажется, что мы возвращаемся к традициям патриархального общества. По результатам исследований ИПРа за I квартал текущего года, которые проводились в период до мая 2010 года (до апрельских событий в Кыргызстане), самое слабое место в странах Центральной Азии - это так называемая социально-культурная безопасность. То есть в регионе до сих пор до конца не определились с политической, этнической идентификацией. Результаты исследования показали, что уровень этой безопасности падает день ото дня. Кроме того, по прогнозам специалистов ИПРа, результаты образования нынешнего поколения скажутся только через 4-5 лет (высшее образование) или 10-12 лет (среднее образование). Ученые института сделали вывод о том, что то, что сегодня происходит в Кыргызстане, не является волей отдельной личности. Это системный кризис, главные причины которого - слабая государственная власть, ее этнократический характер, а также консолидация диаспор, ориентированных на соседние государства.
|
Ош. Июнь 2010 года. 20 лет спустя... |
Прогнозы На самом деле выводы ИПРа, на мой взгляд, при всей их правильности несколько запоздали. Да и прогнозов и рекомендаций на будущее никаких они не дают. То бишь получился некий чисто академический отчет для аналитического сообщества. Между тем в свое время западные ученые делали весьма серьезные исследования в области развития межнациональных отношений в СССР. Конец 80-х и начало 90-х годов прошлого века для той еще советской империи были отмечены целой чередой межнациональных конфликтов по всей территории страны от Средней Азии и Закавказья до Крыма, Приднестровья и Поволжья. Тогда западные, в частности, американские и английские ученые прогнозировали четыре варианта развития этнической ситуации в СССР. Первый вариант: "ливанизация", или этническая война, аналогичная ливанской. Второй: "балканизация", или вариант наподобие сербско-хорватского конфликта. Третий вариант: "оттоманизация", то есть распад подобно Османской империи. И четвертый: мирное развитие событий с возможным преобразованием Советского Союза в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или Британскому содружеству. Как видим, четвертый прогноз оказался точным. Советская империя распалась, а на ее месте образовалось СНГ. Кроме того, один из американских исследователей Дуглас М. Джонсон еще тогда заметил, что распад Союза и, как следствие, ослабление конфронтации между Западом и Востоком приведут к тому, что конфликты внутри постсоветских государств не будут идеологическими. Скорее, "большинство из них будут происходить в результате столкновений общинной принадлежности, будь то на основе расы, этнического происхождения, национальности и религии". Увы, оправдываются и другие прогнозы американских ученых, которые были сделаны на основе данных разведслужбы США. В частности, они подсчитали, что в результате военных действий в постсоветских государствах могут погибнуть более полумиллиона человек. По прогнозам американцев, на территории бывшего СССР произойдет около 12 вооруженных конфликтов. Голод унесет жизни 88 миллионов человек, болезни - более 4 миллионов, более 20 миллионов будут вынуждены покинуть родные места. Тем временем российские исследования показали, что природа этнических конфликтов на постсоветском пространстве различается. Вот примерная классификация конфликтов на постсоветском пространстве, составленная в 1993 году: 1. Территориальные конфликты, связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов. Пример: ситуация в Нагорном Карабахе и Южной Осетии. 2. Конфликты на основе стремления этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования. Пример: Абхазия, Гагаузия, Приднестровье. 3. Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов. Спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района. 4. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые, как известно, были включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 40-е годы перешли к РСФСР. 5. Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществляемых в советский период. Это проблема Крыма и территориальное урегулирование в Средней Азии. 6. Конфликты как следствие столкновений экономических интересов, когда за выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в общегосударственном "пироге". 7. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии. 8. Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик. 9. Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным и каков должен быть статус иных языков) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами.
Ошская резня. 1990 год Ферганская долина, пожалуй, самый полиэтнический и самый населенный регион в Центральной Азии. Здесь пересекаются границы сразу трех государств - Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. По сути, особого культурного различия между узбеками, киргизами, уйгурами, таджиками, русскими и казахами, проживающими в Ферганской долине, не наблюдается. Но, как обычно, любая нестабильность, особенно экономическая, напоминает людям, особенно маргинальным и малообразованным, о разнице по принципу: во всем виноваты чужаки. Тут-то все и вспоминают этническую принадлежность и, конечно, пытаются решить собственные проблемы за счет наказания представителей другого этноса. Если бы, допустим, население Оша или Джалал-Абада было моноэтническим, то конфликт произошел бы на основе клановой или родовой борьбы. В любом случае тяжелая экономическая ситуация, помноженная на низкую социальную культуру, должна была рано или поздно обернуться катастрофой. Впрочем, стоит задуматься, отчего бомба конфликта взорвалась в тот же месяц и в том же месте во второй раз 20 лет спустя? Узбекский аналитик Рустам Джумаев рассказывает, что в те дни 1990 года он отдыхал на одном из киргизских горных курортов. Он уверен, что этот конфликт нельзя назвать межэтническим, потому как "киргизы и узбеки всегда жили мирно бок о бок". К такому выводу склоняются и другие участники круглого стола в КИПР. В частности, член политсовета киргизской партии "Мы за прогресс" Клара Кабилова утверждает, что за этими событиями стоят третьи силы, и говорит о наемниках без определенной национальности, которые стреляли в простой народ. Какие силы и кто стоит за вооруженными наемниками она не уточняет, но могу предположить, что имеются в виду американцы как противовес русским. Между тем события 1990 года в Оше в современной истории получили название "Ошской резни". Причины, вызвавшие взаимное раздражение сторон, были вызваны трудовой и жилищной неустроенностью киргизской молодежи в Оше. Традиционно в сфере торговли и обслуживания в Оше работали в основном лица узбекской национальности. Тогда зачинщиками этой резни стали узбекские сепаратисты. В июне 1990 года столкновения между местными киргизами и узбеками из Оша перекинулись в соседний город Узген. Столкновения проходили исключительно на территории Кыргызстана, но в них были вовлечены и жители узбекских городов Намангана, Андижана. Они подхватили печальную эстафету. Люди убивали друг друга, поджигали автомобили, сопротивлялись милицейским кордонам и даже армейским подразделениям. Только по официальным данным погибло около 1200 человек. Что делать? Ответа на этот вопрос, по сути, нет. Часть экспертов предлагает ввести российских миротворцев, вторая часть уверена в том, что, кроме русских, эту миссию должны выполнять казахи, дабы завтра Запад не обвинял русских в оккупации Кыргызстана. Кремль не торопится вмешиваться в ситуацию, считая, что это внутренняя проблема этой страны и она сама должна ее решать. Тем временем телекомпания CNN сообщает, что США готовы отправить туда своих военных для урегулирования ситуации. Пока же Соединенные Штаты следят за развитием событий и готовы реагировать на изменение ситуации. Между тем Казахстан и другие страны оказывают Кыргызстану гуманитарную помощь. Что будет дальше? Если верить нашим ученым, то дальше будет хуже. А потому не надо тратить время на поиски виновных, кем бы они ни были: акаевцами, бакиевцами или временным правительством. Необходимо принимать скоординированные меры в рамках ШОС и ОДКБ.
|