Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Ислам в Казахстане

19.06.2010

Автор:

Теги:
 

Би-сми-Лляхи Рахмани, Рахим

 

 

Сегодня на всем постсоветском пространстве, включая Казахстан, происходят глубинные процессы по восстановлению духовности после падения господствовавшей в течение 80 лет коммунистической идеологии. Возврат к религиозным истокам является наиболее живым и волнующим отражением таких процессов.

Что касается Казахстана, то мне как одному из многочисленных участников духовной жизни мусульман и стороннему наблюдателю очевидно, что распространение ислама в нашей стране происходит, образно выражаясь, в геометрической прогрессии. Если летом 2006 г. мечеть в районе рынка «Артем» в будние дни на полуденную молитву приходило 100-120 человек, то летом 2010 г. - уже 250-300 верующих. И это только самое общее наблюдение.

Если старшее поколение с грузом старой идеологии в голове испытывает сложности в приобщении к религии, т.к. менять устоявшиеся ценности и привычки в возрасте 50-70 лет достаточно сложно, то молодежь и часть более или менее активного взрослого населения в возрастном промежутке от 15 до 45 лет в силу, должно быть, психофизиологической гибкости проявляют высокую восприимчивость к новым знаниям.

При этом основной силой притяжения является стремление познать истину, прийти к мудрости и не распылять своего времени попусту. Такое ментальное наполнение становится идеологией растущих масс мусульман.

При этом, конечно, возникают и определенные проблемы. Наиболее живым вопросом является наличие духовных наставников, которые могли бы качественно доносить религиозные знания до людей и, особенно, до молодежи, которая сегодня более свободна, открыта и требует новых подходов к ней. И сегодня уже есть компетентные духовные служители, которые не просто оторвано копируют опыт других стран, например Саудовской Аравии, Турции или Пакистана, а адаптировано, на основе понимания общественной ситуации в стране вырабатывают на практике новый подход распространения религии. С определенной долей открытия можно констатировать, что в Казахстане естественным путем складывается свой путь духовного познания.

На этом, думаю, следовало бы остановиться отдельно. Начиная с конца 1980-х годов, в начале 1990-х и до сегодняшнего дня Казахстан и население республики активно взаимодействуют с зарубежными исламскими государствами и сообществами. На политическом уровне это выражается в установлении дипломатических отношений с мусульманскими странами, на гуманитарном - в поездках казахстанцев в эти страны для получения религиозного образования. Причем получение теологических знаний вовсе не означает, что эти люди потом будут служителями мечетей. Они приобретают знания для себя, чтобы соотносить свой образ жизни с религиозными постулатами.

Вернувшись из-за рубежа с полученными религиозными знаниями наши граждане первоначально привносили с собой различные традиции. Таким образом, эпизодически уже внутри казахстанской уммы возникали споры о распространении ислама, которые носили чисто технический характер. К настоящему времени можно говорить, что исламское сообщество Казахстана в лице как духовных лидеров, так и простых верующих конкретно осознало внутреннюю проблему. Отсюда и намерение прийти к какому-то единому знаменателю. Путь начат.

Среди проблем на этом пути видится непроизвольное влияние зарубежных разногласий между мусульманскими идеологами и странами на положение ислама в Казахстане. Если Саудовская Аравия, Турция, Египет имеют взаимные претензии в исламской практике, которые уже приобрели исторический характер, то это не может не сказаться на умах верующих в Казахстане, да и на всем постсоветском пространстве. Поэтому необходима определенная психологическая готовность и стойкость духовных лидеров на пути достижения и сохранения духовного единства среди мусульман.

Кроме того, необходимо справедливо отметить роль государства в участии в религиозной жизни страны. Политика, проводимая сегодня в Казахстане, направлена на обеспечение межконфессионального согласия в целом. Как известно у нас проживают представители более 130 этносов и 40 религиозных конфессий. Поэтому в целях сохранения мира ведется такая политика, которая не позволяет одним религиозным группам ущемлять права других групп, что сегодня актуализируется на фоне тех же событий в Кыргызстане, где этнический характер конфликтов легко может приобрести характер конфессиональный. И притом, что в любой стране разжигание межрелигиозной и межнациональной розни запрещено и карается законом, на деле обеспечить согласие гораздо сложнее. Таким образом, мы еще раз возвращаемся к роли авторитета религиозных лидеров и духовных наставников, которые для адекватного реагирования на возникающие проблемы должны быть высоко интеллектуальны, иметь жизненный опыт и широкий кругозор.

Из Казахстана можно наблюдать аналогичные процессы в России. С приходом к руководству христианской православной общиной Отца Кирилла появились новые духовные импульсы, затрагивающие православных верующих повсеместно. В Казахстане даже детей называют в его честь. Думается, что именно своей взвешенной позицией, смелым и обоснованным обсуждением острых вопросов и приверженностью к диалогу Патриарх Кирилл играет неоценимую роль в поддержании межконфессионального согласия и имеет непререкаемый авторитет в различных кругах.

Таким образом, положение ислама в Казахстане можно охарактеризовать сосуществованием с ним других религий, активностью молодежи в религиозном познании, осознанием новых проблем и выработкой гибких путей их преодоления духовными лидерами и наставниками, государственной политикой, направленной на обеспечение межконфессионального согласия.                                               Киманов Алибек


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение