Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2010: В поисках сильного лидера.

18.06.2010

Автор:

Теги:

 

Юлия Якушева.

Казахстан-2010: В поисках сильного лидера.

 

 

       Трагические события в братском для Казахстана Кыргызстане со всей ясностью продемонстрировали, к чему приводит отсутствие сильного и авторитетного лидера, который проводит взвешенную политику, обеспечивает  мир и согласие в многонациональном обществе, формирует условия для социально-экономического развития страны. Низкий уровень ответственности политической элиты Кыргызстана привел к образованию глубокого разрыва между властью и обществом, чем и воспользовались деструктивные элементы, сумевшие разжечь пламя братоубийственной войны на юге республики.

Цена ошибок, допушенных киргизскими лидерами оказалась слишком велика. Не сработал и принцип коллективной ответственности, который в условиях постсоветских реалий больше похож на попытку уйти от нее. Теперь мы видим, что немотря на активное обсуждение нового формата полномочий между парламентом и президентом, киргизская элита находится в поиске "сильной руки", авторитетного лидера, способного навести порядок в измученной постоянными распрями стране.

Безусловно, фигура сильного лидера выступает как стабилизирующий фактор для Центральной Азии, учитывая менталитет населяющих ее народов, особенности государственного строительства, а также региональное окружение. Этот вывод подкреплен и анализом исторического опыта, когда периоды мира и спокойствия обеспечивались мудрыми и дальновидными правителями, в противовес безвременью и хаосу в те эпохи, когда волей судеб, слабые и бесхарактерные властители оказывались не в состоянии отвечать на вызовы и риски своего времени.

  Таким сильным и ответственным лидером для современного Казахстана является Президент страны Нурсултан Назарбаев. Фактор  политического лидера, в значительной степени, явился базовым условием построения успешного государства, достижения необходимого уровня стабильности в межэтнической и социально-экономической сфере. В силу традиционной для постсоветского пространства персонификации власти Президент Казахстана воспринимается как национальный лидер, осуществляющий грандиозный прорывной проект, обладающий рядом универсальных черт.

Поэтому не случайно, что именно в Казахстане был поставлен вопрос о закреплении на конституционном уровне особого статуса национального лидера.  По мнению экспертов, принятый в Казахстане закон о лидере нации – важный шаг, определяющий новые механизмы организации властных институтов, обеспечивающий преемственность власти, формирующий контуры нового политического транзита. 

За проектом «Лидер нации» стоит фигура Первого Президента страны, который, безусловно, является наиболее известным и популярным политиком Казахстана, личностью №1 внутри политического класса страны. В этом отношении, законопроект –  всего лишь закрепление уже существующих тенденций восприятия Назарбаева в казахстанском обществе. Другое дело, что, учитывая все  сложные и противоречивые дискуссии вокруг статуса лидера нации, необходимо сформировать законченный образ, представить его не только как депутатскую инициативу, но и как общественный проект.  

Можно согласиться с депутатом Мажилиса К. Бурхановым, который считает, что законодательное закрепление такого порядка, в соответствии с которым по важным вопросам необходимо будет советоваться с Н. Назарбаевым,- гарантирует неизменность взятого государством курса, и это придает дополнительную уверенность в будущем всем казахстанцам.

  Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что  внутри казахстанского социума присутствует единство позиций по вопросу о важности закона о лидере нации для дальнейшего развития страны. И в этом контексте можно утверждать, что формула национального успеха, это соединение трех начал - фактора сильного лидера, общественного согласия, модернизационного потенциала.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение