Казахстан-2010: В поисках сильного лидера.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Трагические события в братском для Казахстана Кыргызстане со всей ясностью продемонстрировали, к чему приводит отсутствие сильного и авторитетного лидера, который проводит взвешенную политику, обеспечивает мир и согласие в многонациональном обществе, формирует условия для социально-экономического развития страны, поднятия стандартов жизни населения. Низкий уровень ответственности политической элиты Кыргызстана привел к образованию глубокого разрыва между властью и обществом, чем и воспользовались деструктивные элементы, сумевшие разжечь пламя братоубийственной войны на юге республики.
Казахстан-2010: В поисках сильного лидера.

Юлия Якушева.

Казахстан-2010: В поисках сильного лидера.

Трагические события в братском для Казахстана Кыргызстане со всей ясностью продемонстрировали, к чему приводит отсутствие сильного и авторитетного лидера, который проводит взвешенную политику, обеспечивает мир и согласие в многонациональном обществе, формирует условия для социально-экономического развития страны. Низкий уровень ответственности политической элиты Кыргызстана привел к образованию глубокого разрыва между властью и обществом, чем и воспользовались деструктивные элементы, сумевшие разжечь пламя братоубийственной войны на юге республики.

Цена ошибок, допушенных киргизскими лидерами оказалась слишком велика. Не сработал и принцип коллективной ответственности, который в условиях постсоветских реалий больше похож на попытку уйти от нее. Теперь мы видим, что немотря на активное обсуждение нового формата полномочий между парламентом и президентом, киргизская элита находится в поиске "сильной руки", авторитетного лидера, способного навести порядок в измученной постоянными распрями стране.

Безусловно, фигура сильного лидера выступает как стабилизирующий фактор для Центральной Азии, учитывая менталитет населяющих ее народов, особенности государственного строительства, а также региональное окружение. Этот вывод подкреплен и анализом исторического опыта, когда периоды мира и спокойствия обеспечивались мудрыми и дальновидными правителями, в противовес безвременью и хаосу в те эпохи, когда волей судеб, слабые и бесхарактерные властители оказывались не в состоянии отвечать на вызовы и риски своего времени.

Таким сильным и ответственным лидером для современного Казахстана является Президент страны Нурсултан Назарбаев. Фактор политического лидера, в значительной степени, явился базовым условием построения успешного государства, достижения необходимого уровня стабильности в межэтнической и социально-экономической сфере. В силу традиционной для постсоветского пространства персонификации власти Президент Казахстана воспринимается как национальный лидер, осуществляющий грандиозный прорывной проект, обладающий рядом универсальных черт.

Поэтому не случайно, что именно в Казахстане был поставлен вопрос о закреплении на конституционном уровне особого статуса национального лидера. По мнению экспертов, принятый в Казахстане закон о лидере нации – важный шаг, определяющий новые механизмы организации властных институтов, обеспечивающий преемственность власти, формирующий контуры нового политического транзита.

За проектом «Лидер нации» стоит фигура Первого Президента страны, который, безусловно, является наиболее известным и популярным политиком Казахстана, личностью №1 внутри политического класса страны. В этом отношении, законопроект – всего лишь закрепление уже существующих тенденций восприятия Назарбаева в казахстанском обществе. Другое дело, что, учитывая все сложные и противоречивые дискуссии вокруг статуса лидера нации, необходимо сформировать законченный образ, представить его не только как депутатскую инициативу, но и как общественный проект.

Можно согласиться с депутатом Мажилиса К. Бурхановым, который считает, что законодательное закрепление такого порядка, в соответствии с которым по важным вопросам необходимо будет советоваться с Н. Назарбаевым,- гарантирует неизменность взятого государством курса, и это придает дополнительную уверенность в будущем всем казахстанцам.

Опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что внутри казахстанского социума присутствует единство позиций по вопросу о важности закона о лидере нации для дальнейшего развития страны. И в этом контексте можно утверждать, что формула национального успеха, это соединение трех начал - фактора сильного лидера, общественного согласия, модернизационного потенциала.

Теги: Казахстан

Поделиться: