От Туркменбаши к настоящему: Перспективы изменений в Туркменистане

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Предлагаем вашему вниманию адаптированный сокращенный вариант доклада, презентованного 4 июня в Национальном Фонде Поддержки Демократии в Вашингтоне.Цель данного доклада показать наиболее явственное отличие системы руководства страной между прежним и нынешним президентами Туркменистана.
От Туркменбаши к настоящему: Перспективы изменений в Туркменистане

Фарид Тухбатуллин Предлагаем вашему вниманию адаптированный сокращенный вариант доклада, презентованного 4 июня в Национальном Фонде Поддержки Демократии в Вашингтоне. Цель данного доклада показать наиболее явственное отличие системы руководства страной между прежним и нынешним президентами Туркменистана. Система, которую создал Туркменбаши, сохраняется и при нынешнем президенте Бердымухамедове. По-прежнему жизнь людей полностью зависит от руководства страны и население не может влиять на власти. В этом отношении различий между первым и втором президентами нет. Основным отличием, является принцип отбора руководящих кадров, который установил нынешний президент. Косвенно, но достаточно ощутимо, этот принцип влияет и на ситуацию в сфере частного предпринимательства. Дело в том, что у прежнего президента, в отличие от нынешнего, не было родственников. И, как теперь выясняется, это достаточно серьезный момент в выборе стиля руководства. На высокие посты С.Ниязов назначал чужих ему людей и через 1-2 года мог посадить их в тюрьму. Он всячески боролся с клановостью и семейственностью. Был издан закон запрещающий работать на руководящих постах в одной организации родственникам. Руководителями одних регионов назначал людей из других регионов. В принципе это был разумный подход с точки зрения Ниязова, не только учитывающий туркменскую ментальность, но и учитывающий его собственную безопасность. Любая сплоченная группа, неважно единомышленников или единокровников, может представлять опасность для диктатуры одного человека. У Бердымухамедова родственников много. Он назначает их на высокие посты. Т.е. делает то, против чего боролся его предшественник. А вот посадить кого-нибудь из назначенных им самим родственников в тюрьму Бердымухамедов не сможет. Они ему не чужие. Если анализировать состав руководства страны, складывается впечатление, что Бердымухамедов сохраняет определенный паритет между регионами, при назначении членов правительства. Есть 5 человек из Балканского велаята, 4 – из Мары, 4 – из Лебапа, никого из Дашогуза, остальные (более 20-ти человек) – из Ахала. Руководители силовых структур, практически все из Ахала. Что интересно, министр обороны, генеральный прокурор и председатель высшей контрольной палаты (недавно он был назначен министром сельского хозяйства) уроженцы одного села – Бахарлы. Из этого же села министр строительства. Родственная близость к президенту основное преимущество при отборе кандидатов на высокие посты. Несколько примеров Главой лондонского представительства государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркменистана является зять Бердымухамедова - Довлет Атабаев. Вице-прьемером туркменского правительства была назначена Майса Язмухаммедова - двоюродная сестра президента. Министр автомобильного транспорта Хангулыев вообще не имел опыта руководящей работы. Министр торговли и внешнеэкономических связей Абаев даже не имеет высшего образования. Чем руководствовался президент, назначая их на высокие посты? Ни у Хангулыева, ни у Абаева не было возможности проявить свои выдающиеся организаторские или интеллектуальные способности, чтобы доказать свою состоятельность в качестве министров. Но они близки президенту, и это сейчас более весомо, нежели таланты и способности. Как руководят назначенные таким образом руководители? Вице-премьер правительства Ходжамухамедов, курирующий топливно-энергетический комплекс (ТЭК), не особо скрывая, продвигает в качестве подрядчика для реализации крупных проектов в Туркменистане определенные компании, например «Визор», зарегистрированную в Турции. Она уже получила выгодные контракты на строительство жилых домов для ТЭК. Скорее всего она получит и контракты на строительство объектов для химической промышленности в городах Мары и Туркменабат. Так же несколько иностранных компаний поддерживает и министр национальной безопасности Аманов. Среди них турецкая «Сехил» - в этой компании работают ближайшие родственники министра, компания «Хаят» (зарегистрирована в Турции, на имена туркменских граждан). Но самое интересное - это поддержка иранской «Парс Энерджи». Не секрет, что все иранские компании, работающие в Туркменистане, курируются спецслужбами Ирана. И министр национальной безопасности наверняка об этом знает. Однако этим и другим высокопоставленным чиновникам бояться гнева Бердымухамедова не стоит. В худшем случае он переведет их на более низкие посты, но сажать в тюрьму не будет. Наказать кого-то из своего рода – означает настроить против себя часть родственников, т.е. внести раскол в родственные отношения. Возможно, в этом кроится определенная опасность для президента. Люди, назначенные по родственному признаку и не боящиеся наказания, со временем могут перестать оглядываться на своего протеже. При Ниязове такого быть не могло. Конечно, его ставленники тоже были коррумпированы, но они знали о возможности жестокого наказания и держались определенных рамок. У президента могут быть проблемы из-за родственников и с другой стороны. Его многочисленные племянники уже захватывают наиболее успешные туркменские бизнес-компании. Бизнесмены, не могут им противостоять, жаловаться на родственников президента в правоохранительные органы или суд бессмысленно. Уже ходят легенды о жадности и наглости некоего племянника президента по имени Шамырат отбирающего кафе и рестораны, принадлежащие предпринимателям. «Племянников» привлекают и салоны связи, приносящие довольно хороший доход. Несколько таких салонов в Ашхабаде и Мары уже принадлежат им. Торговые центры тоже прибыльный бизнес. Например «Ямпаш», построенный в Ашхабаде турецкой компанией, сейчас в руках «племянников». Но дело не только в том, что в какой-то момент туркменские бизнесмены могут возмутиться и организовать акции протеста или просто беспорядки (хотя этого нельзя исключать). При Ниязове предпринимателям разрешалось богатеть до определенного предела. Предел определялся самим Ниязовым или карательными службами (МНБ, МВД, Прокуратура, Налоговые службы). Ниязов побаивался того, что «слишком» богатый человек захочет свобод, если не полной свободы, то хотя бы свобод для развития собственного бизнеса. Офицеры спецслужб были вполне довольны системой контроля над бизнесом. Ведь и они получали свою долю от очередного «слишком разбогатевшего» бизнесмена. Бизнесмены вынуждены были постоянно откупаться. Это стало регулярным источником дохода для сотрудников спецслужб. Они к этому уже привыкли. Теперь, если весь успешный бизнес перейдет в руки «племянников», то карательные органы не посмеют проверять, а тем более разорять бизнес родственников президента. Офицеры лишаться привычного им дохода. И со временем, это наверняка породит у них недовольство. Большинство сотрудников спецслужб верны этой власти, пока она позволяет им безнаказанно грабить предпринимателей. До этого момента намеренно не упоминалось население, его возможное отношение к подобному развитию событий. Да, туркмены быть может более терпеливы, чем наши соседи - кыргызы. Но если события будут развиваться так, что вся власть и бизнес окажется в руках одного рода (даже не племени), то это будет сильно напоминать Кыргызстан времен Бакиева. Бердымухамедову придется изобрести какой-то механизм, позволяющий держать «в узде» своих зарвавшихся, как во власти, так и в бизнесе, родственников. Иначе, его режим, в отличие от того, что выстроил и управлял два десятилетия С.Ниязов, будет недостаточно стабилен и потому недостаточно предсказуем. У туркменской оппозиции, если она сумеет перестроиться и омолодиться, появляется неплохой шанс. Но это уже тема для другого доклада

http://www.chrono-tm.org/?id=2629

Поделиться: