Василий Дронов:Законы, законы – что в слове этом?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ситуация с правами человека в Республике Таджикистан все еще остается сложной. Об этом свидетельствуют факты и конкретные случаи, приведенные в ежегодном докладе «Ситуация с соблюдением прав человека в Республике Таджикистан, 2007 год», подготовленном Бюро по правам человека и соблюдению законности, который был опубликован 7 февраля 2008 года. Безусловно, прогресс налицо, но уж больно медленно он развивается. Какой же на самом деле несет в себе это слово – «закон» и насколько его положения исполняются в действительности?
Василий Дронов:Законы, законы – что в слове этом?

Ситуация с правами человека в Республике Таджикистан все еще остается сложной. Об этом свидетельствуют факты и конкретные случаи, приведенные в ежегодном докладе «Ситуация с соблюдением прав человека в Республике Таджикистан, 2007 год», подготовленном Бюро по правам человека и соблюдению законности, который был опубликован 7 февраля 2008 года.

Безусловно, прогресс налицо, но уж больно медленно он развивается. Какой же на самом деле несет в себе это слово - «закон» и насколько его положения исполняются в действительности?

Согласно отчету международной организации БДИПЧ, в прошедшем году в стране был принят ряд законов, которые, по мнению независимых экспертов, представителей политических партий и гражданского общества ухудшают ситуацию с правами человека в стране. Весной 2007 года в Таджикистане состоялись довыборы Маджлиси намояндагон (нижняя палата парламента) Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Своих кандидатов на участие выдвинули ряд политических партий Таджикистана, в том числе и Партия Исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). По мнению председателя ПИВТ Мухиддина Кабири , выборы прошли недемократично и в нарушение таджикского законодательства.

Целый ряд таких законов, как закон «Об общественных объединениях», закон Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Таджикистане» и закон «О свободе совести и религиозных объединений» свидетельствуют отнюдь не о соблюдении древних традиций и обычаев местного населения и улучшении их прав, а совсем наоборот.

По мнению Международного центра некоммерческого права, в целом, за небольшими исключениями, закон «Об общественных объединениях», вступивший в силу 19 мая 2007 года не улучшил правовую среду для общественных организаций по сравнению с предыдущим законом. Согласно новому закону «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Таджикистане» (8 июня 2007 г), вводится жесткий лимит на число гостей на свадьбах, похоронах и других национальных обрядах и религиозных ритуалах. Представители ряда политических партий Таджикистана выступали против принятия данного закона. По их мнению, закон ущемляет конституционные права каждого гражданина. Ситуация со свободой вероисповедания в стране в этот период начала постепенно ухудшаться, о чем свидетельствуют принятие Министерством образования закона «О свободе совести и религиозных объединений», ограничивающий права человека и запрещающий ношения хиджабов в общественных образовательных учреждениях, а также снос мусульманских мечетей. Такие законы свидетельствуют лишь об ограничении, ущемлении прав человека.

Не лучше дела обстоят и со свободой слова в стране. В июле 2007 года в Уголовный кодекс РТ были введены изменения, которые устанавливают уголовную ответственность за клевету и оскорбление распространенных не только через традиционные СМИ, но также и через сети Интернет.

Критическую оценку в области прав человека в РТ делает и Государственный департамент США. Разработка подобных законов в Республике целиком и полностью ведется с подачи высшей власти страны. Правительство страны в целях создания и поддержания образа демократического государства приняло законопроект «Об уполномоченном по правам человека Республики Таджикистан" ("Об омбудсмене") согласно которому, уполномоченный по правам человека назначается президентом Таджикистана и, таким образом, становится подотчетным ему.Омбудсмен назначается президентом на 5-летний срок с последующим утверждением на сессии парламента. Кроме того, правозащитники в Таджикистане указывают на то обстоятельство, что законопроект, направленный на защиту прав человека, был подготовлен без участия самих правозащитников и представителей гражданского общества. Уполномоченный по правам человека должен быть избран парламентом на альтернативной основе, а уже независимая комиссия должна решать, сможет ли этот человек выполнять свои обязанности.

Все же, несмотря на ошибки в законодательной сфере, вектор развития задан правильно. Подтверждением этому будут принятые поправки в закон страны «О Конституционном суде РТ». Согласно этим поправкам, граждане Таджикистана и юридические лица впредь смогут непосредственно обращаться в Конституционный суд страны. Ранее Конституционный суд мог принять к рассмотрению жалобу только после того, как были пройдены все судебные инстанции. Теперь каждый гражданин РТ и юридические лица могут обратиться в суд и потребовать рассмотрения своего вопроса на предмет соответствия Основному закону страны. Кроме того, ранее Конституционный суд не имел право самостоятельно рассматривать законность нормативно-правовых актов на предмет соответствия Конституции. Согласно внесенным поправкам, теперь Конституционный суд имеет право выступить с инициативой рассмотрения таких вопросов.

Последние почти 17 лет идет непрерывный процесс развития демократии и реализации различных национальных и религиозных проектов. Сегодня Республика Таджикистан в вопросе укрепления общества делается упор на организованность, порядок, авторитарный метод правления. В этом смысле РТ, с поправкой на восточную ментальность, выбрав такого рода модернизацию своего развития оставляет пространство для вмешательства идеологии в регулирование социальных процессов, а также для централизованных форм реализации решений, не допускающих население к принятию кардинальных решений, которые бы способствовали ускорению демократизации общества. Задача государства - создать законодательную базу, в основу которой должна быть положены традиции предков в совокупности с основными, базисными правами развитых стран, бороться с коррупцией и правовым нигелизмом в рядах исполнительной и законодательной власти. Правовое государство есть цивилизованное государство, и одно от другого неотделимо. Создание такого рода законов не должно ущемлять права и свободы людей, они должны регулировать отношения между людьми и между людьми и государством. Адаптация к этим законам должна проходить максимально безболезненно для общества, в условиях стабилизации и улучшения социально-экономической ситуации - в этом основная задача нынешней власти в стране.

Несмотря на все сложности, с которыми сталкивается Таджикистан, в настоящее время страна может не только стабилизировать свое внутреннее положение, но и стать одним из ключевых игроков во всей Центральной Азии. Для этого у Таджикистана есть потенциал. Нужно лишь грамотно им распорядиться.

Поделиться: