Неизвестный лидер нации.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Пока на левом берегу умные люди заняты решением сложной проблемы – как провести проект «Лидер нации», не вызывая при этом особых стрессов ни внутри страны, ни за ее пределами, большая часть населения Казахстана по-прежнему находятся в полном недоумении о целях, причинах, да и, по большому счету, реальном содержании этого проекта.
Неизвестный лидер нации.

Пока на левом берегу умные люди заняты решением сложной проблемы – как провести проект «Лидер нации», не вызывая при этом особых стрессов ни внутри страны, ни за ее пределами, большая часть населения Казахстана по-прежнему находятся в полном недоумении о целях, причинах, да и, по большому счету, реальном содержании этого проекта.

Причина такого глобального неведения проста: национальная элита пока еще сама не в состоянии в полной мере определить, каковы стратегические последствия этих изменений. В Ак Орде продолжается серьезная конкуренция проектов, и видимо, только тогда, когда концепт «лидер Нации» обретет законченные формы, можно будет говорить о том, что государственный агитпроп опустится на ступеньку ниже, разъясняя простым гражданам суть политики партии и правительства.

С таким подходом трудно спорить, поскольку очень просто наломать дров, пытаясь внедрить в сознание простых граждан достаточно противоречивые месседжи, которые исходят с левого берега. Пока что все данные социологических опросов показывают, что этот проект воспринимается если не безразлично, то, по крайней мере, с нейтральным подтекстом, что само по себе неплохая новость для тех, кто выступает в качестве инициатора концепции «Лидер нации».

Это означает, что площадка «расчищена» и на ней можно строить любое здание, главное, чтобы был прочный фундамент и ясное архитектурное решение. Но здесь есть еще один немаловажный момент, который связан с тем, что в нашем государстве не до конца сложилась внятная идеологическая парадигма. Мы еще только проходим стадию самоидентификации, пытаемся определить свое место в мире, и по большому счету, даже отношения друг к другу, между самими казахстанцами. В этой ситуации национальная элита вводит совершенно новый контекст, по сути, новую ветвь власти, которая будет существовать, помимо исполнительной, судебной, законодательной власти.

На чем основана уверенность, что общество поймет и примет суть этого проекта? Полагаю, что основания для оптимизма у астанинских политтехнологов все же имеются, ведь за проектом «Лидер нации» стоит конкретная фигура Первого Президента страны, который, безусловно, является единственным по-настоящему известным и популярным политиком Казахстана. Какие бы усилия ни предпринимала казахстанская оппозиция по дискредитации главы государства, он остается фигурой №1 внутри политического класса. Таким образом, законопроект – это всего лишь закрепление уже существующих тенденций восприятия Назарбаева в казахстанском обществе. Другое дело, что все эти сложные и противоречивые побочные эффекты вокруг статуса лидера нации, в каком-то отношении «мешают» сформировать окончательный общественный образ проекта «Лидер нации». Иными словами, как это часто бывает в нашей стране, масштабность самой идеи не подкрепляется необходимым качеством исполнения. Именно это обстоятельство и формирует, на мой взгляд, главные риски для дальнейшей судьбы проекта, ибо он должен, в конечном счете, рассматриваться не только как внутриэлитная, но, прежде всего, как общественная инициатива. Его внедрение должно идти не по принципу «сверху вниз», а «снизу вверх» как закрепление общественного статуса президента страны. Иные прочтения дальнейшего осуществления данного проекта приведут к тому, что он так и останется на уровне сугубо бюрократической инициативы.

Алихан Максатов

http://kazregion.kz/

Теги: Казахстан

Поделиться: