ЖАЛАИРСКИЙ УЛУС XI - НАЧАЛА XIII ВЕКА: К истории государственности предков казахского народа

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Одним из крупных племенных объединений на востоке Центральной Азии в XI - начале XIII в. был союз жалаиров (джалаиров) [1]. Первые упо­минания жалаиров на страницах исторических хроник («Ляо.ши») относят­ся к X-XI вв., когда династия Ляо начала продвижение,на запад и вступила в соприкосновение с кочевниками Внутренней Азии [2, с; 34-3:5]. Вместе с тем, современные исследователи относят сложение жалаирского союза племен к более раннему, тюркскому, периоду истории Центральной Азии, конкретно к эпохе господства тогуз-огузских (древнеуйгурских) каганов (VIII-IX вв.).
ЖАЛАИРСКИЙ УЛУС XI - НАЧАЛА XIII ВЕКА: К истории государственности предков казахского народа

Одним из крупных племенных объединений на востоке Центральной Азии в XI - начале XIII в. был союз жалаиров (джалаиров) [1]. Первые упоминания жалаиров на страницах исторических хроник («Ляо.ши») относятся к X-XI вв., когда династия Ляо начала продвижение,на запад и вступила в соприкосновение с кочевниками Внутренней Азии [2, с; 34-3:5]. Вместе с тем, современные исследователи относят сложение жалаирского союза племен к более раннему, тюркскому, периоду истории Центральной Азии, конкретно к эпохе господства тогуз-огузских (древнеуйгурских) каганов (VIII-IX вв.).

Тогуз-огузский союз племен выделился из числа многочисленных тюр-коязычных теле (тиреков), расселившихся на обширной степной полосе Центральной Азии с V в. В VIII в. после падения власти тюркских каганов «десять племен уйгуров объединения тогуз-огузов» вступили в борьбу за тюркское наследство и в 744 г. основали Уйгурский (Тогуз-огузский) каганат. Во главе нового государства встал каганский род Яглакар (наглакар).

Востоковед Ю.А. Зуев привел ряд доводов в пользу тождественности названия «царского» племени Второго Уйгурского каганата яглакар и жалаиров. Термин жалаир (йалаир), по его мнению, является монгольским вариантом названия йаглакар (йалаэр).

После разгрома Уйгурского каганата кыргызами, У-цзе-тегин [4, с. 29-35], по свидетельству востоковеда А.Г. Малявкина, бежал сначала на юг в Ордос к Китайской стене, затем ушел на северо-восток в пределы Большого Хингана, где смог собрать и объединить бежавшие разрозненные племен.

Представители этих племен избрали У-цзе-кагана (Огя-кагана) новым каганом. ‘Он пытался восстановить прежний Уйгурский каганат. Но вскоре У-цзе-каган погиб, а его подданные признали сюзеренитет.киданей. Потомки яглакаров У-цзе-кагана стали известны в киданьско-монгольсксш традиции под именем жалаиров .

В домонгольскую эпоху (IX - первая половина XII в.), которую профессор С.Г. Кляшторный предложил назвать «татарским периодом.» в истории Центральной Азии, племена жалаиров входили в. союз племен «цзубу» и э согласно «Ляо ши», были известны как «цзубу чжала бу» («племя чжала среди цзубу»). По свидетельству Рашид ад-Дина «это племя в давние дни было многочисленно; каждое его ответвление имело эмира и предводителя» Термином «цзубу» в X-XI вв. в период господства династии Ляо обозначали все тюрко-татарские племена, кочевавшие в степях современной Монголии. В противовес этому востоковед Е.И. Кычанов приводит мнение японского профессора Комаи Есиаки, утверждающего, что под именем «цзубу» подразумевались тюрки-шато. Этот исследователь локализует их кочевья от берегов Керулена до-северо-западных границ империи Ляо, на границе с таыгутским государством Си Ся (Ордос) и ганьчжоускими уйгурами (Южная Гоби).

Синолог М.В. Воробьев приводит сведения, согласно которым жалаиров связывают с племенем сяньчу. По сообщению «Истории династии Цзинь» («Цзииь ши»), сяньчу стремились установить торговые отношения с чжурч-женьской империей Цзинь, неоднократно обращаясь к ним с просьбой об открытии рынков на таможнях [2, с. 35]. В период господства династии Ляо (916-1124 гг.) многие «цзубу-татарские» племена вынуждены были признать протекторат киданей. Рашид ад-Дин приводит сведения о киданьском («хита иском») погроме жалаиров: «в древние времена хитайские войска устроили такую бойню этой части джалаиров, что лишь немногие могли убежать» [8, с. 92]. «У жителей Хитая с ними [джалаирами] и с другими монгольскими племенами постоянно бывали войны и стычки. Как раз в это время из Хитая пришло многочисленное войско для [совершения] на них набега и грабежа... Хитам перебили все те, столь многочисленные племена джалаиров вплоть до детей ростом с плеть, а их скарб и скот разграбили». По всей видимости, здесь речь идет о походе первого императора киданей Абаоцзи в центрально-азиатские степи в 924 г. В этот год огромное войско киданей «вступило в область уйгуров», достигло восточных предгорий Хангая и появилось у стен бывшей столицы Уйгурского каганата - Карабаласагун (Орду-Балык). Очевидно, уже тогда многие тюрки были вынуждены признать протекторат киданей. По мнению других авторов «жестокий набег на джалаиров кидании совершили между 983-1012 гг.» .

Давление киданей продолжалось и в последующие годы. Не признавшие власть монголоязычных киданей, тюрки откочевывали на запад, дав тем самым толчок новой волне миграций кочевников. Надо полагать, именно тогда началось перемещение в Центральную Азию монголоязычных племен, хотя российский археолог и историк Л.Р. Кызласов приводит сведения источников, согласно которым тюрки продолжали жить в степях Монголии в X в., XI в. и начале XII в..

Однако, оставаясь здесь, они волей судьбы заняли второстепенные позиции. Степи восточной части Центральной Азии были потеряны для тюрков, и они от господствующих племен перешли в число подданных сначала монголоязычных киданей, а затем и собственно монголов. По справедливому замечанию Е.И. Кычанова, «Центральная Азия из вотчины древних тюрков и тюркоязычных народов, каковой она являлась, к концу XIII в. стала страной монголов»

До эпохи возвышения монголов большая часть тюркских племен была известна не только как цзубу, их именовали также татарами, но не потому, что они принадлежали к числу татарских племен. Об этом говорит Рашид ад-Дин: «Из-за [их] (татар - авт.) чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при [всем] различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем, вроде того как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингиз-хана и его рода, поскольку они суть монголы, - [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам... и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, - все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени...» .

О жалаирах говорится и в описании тюркских племен: «...о тюркских племенах, которых в данное время (XIII - начало XIV в. - авт.) называют монголами [мугул], но в древности у каждого [из них] было особое имя и прозвание, имели они также и господствующее положение, и подневольное состояние»

Рашид ад-Дин помещает основную часть жалаиров монгольской эпохи в бассейне Керулена, другую - в «местности Онон» [11, с. 92; 12, с. 18-19]. По сведениям китайских источников, жалаиры занимали обширные земли от Селенги до Хилока, от предгорий северо-восточного Хангая до отрогов Яблоневого хребта [3, с. 292]. Современные исследователи помещают их кочевья еще севернее, в междуречье Шилки и Аргуни, к югу от нынешнего Борщовочного хребта (Читинская область России).

Подобное смещение жалаиров сначала на запад, а затем на северо-восток, очевидно, объясняется постепенной миграцией в район их первоначального обитания (Орхон, Толы и Хилок) монгольских племен. Во второй половине X - начале XII в. монгольские племена покинули свои прежние земли в предгорьях Малого Хингана на южных берегах Амура, переплыв Аргун ь и озеро Далайнор, они начали заселять Трехречье (Онон, Керулен, Толы). Это заставило прежних обитателей монгольских (но тогда еще не монгольских, а пор-ко-татарских) степей, в том числе и жалаиров, откочевать в поисках новых

земель. Вместе с тем на протяжении длительного времени эти племена тесно взаимодействовали с переселившимися сюда монгольскими племенами.

Отчасти это способствовало сложению мнения о монголоязычности всех племен, кочевавших в степях Монголии в описываемый период. Влияние монголов на местные тюркоязычные племена в начальный период, по леей видимости, было незначительным, оно возросло лишь впоследствии, после усиления монголов при Чингиз-хане. Хотя и при нем монголы переняли iMHorae вещи у своих соседей. В Х-ХП вв. монголы находились под влиянием тюрков. Л.Р. Кызласов отмечает, что весь скотоводческий лексикон монголы полностью заимствовали у тюрков, поскольку ранние монголы по образу жизни были лесными рыболовами и охотниками и не знали кочевого скотоводства.

О господстве тюркоязычных племен на востоке Центральной Азии в Х-Х1 вв. говорят и археологические материалы. В 1948-1949 гг. Монгольская историко-этнографическая экспедиция под руководством СВ. Киселева раскопала 27 каменных курганов в окрестностях монастыря Эрдени-Цзу - Орхон-Дель, Джаргаланты, Хушот-Худжиртэ. По мнению Л.А. Евтюхо-вой, руководившей раскопками этих курганов, первая группа захоронений (Джаргаланты) принадлежит аборигенному тюркскому населению. Вторая группа (Хушот-Худжиртэ) предположительно принадлежит тюркоязыч-ным выходцам из Саяно-Алтая. И третья группа (Орхон-Дель) связана с уйгурской городской культурой. Все памятники датируются IX в. и свидетельствуют о широком расселении в этот период на территории Монголии тюркских племен. Можно допустить, что курганы в долине Орхона принадлежат представителям жалаирского племени, оказавшимся здесь после разгрома Уйгурского каганата [13].

По мнению Рашид ад-Дина, название «жалаиры» произошло от существовавшего у них обычая давать масло в пищу верблюдам (подобное было известно у многих кочевых народов: смазывание маслом полости рта вьючным животным утоляло жажду и голод, сокращало время кормежки).

Согласно этому же авторитетному автору, племя жалаиров состоит из десяти больших ветвей, из которых каждая в отдельности стала большим народом: джаз; тукараун, кангаут, кумсаут, уят, нилкан, куркин, тулангит, тури, шанкут [8, с. 93.]. По мнению Ю.А. Зуева, «этническая номенклатура ранних жалаиров указывает на неоднородность их состава: наряду с явно тюркскими единицами (джат/чаат, тукараун/токраут, уят/уйат, тулангит/толангыт, тури, шанкут/сангут - авт.) в нем к XII в. существовали и.осколки племен иного происхождения...». За три столетия после падения Уйгурского каганата тюрки-ягаакары (жалаиры) не утратили тюркский этнический облик

На рубеже ХП-ХШ вв. жалаиры принимали активное участие в военно-политических событиях, завершившихся объединением Монголии под знаменем Чингиз-хана. Представители жалаирской знати составляли государственную и военную элиту Монгольской империи. По источникам того времени широко известна биография Мухали-нойона (Мукулай), одного из главных полководцев Чингиз-хана.

В списке 95»ти главных военачальников Монгольской империи, Му-хали был третьим, уступая по значимости Мунлику, которого Чингиз-хан именовал отцом, и Боорчу, ставшему первым сторонником еще молодого и малоизвестного Темучжина. И если Боорчу стал «ведать тьмою Правого корпуса, прилегающей к Алтаю», то Мухали, получив титул го-ван («князь языков»), стал «ведать тьмою Левого корпуса, примыкающей к Хараун-чжидуну». Боорчу и Мухали имели «особые заслуги» в создании государства, Чингиз-хан называл их «излюбленными и доверенными людьми». Так повествует о том неизвестный автор «Тайной истории монголов» [14]. Его слова подтверждаются сведениями Рашид ад-Дина, повествовавшего, что предводитель «Левого крыла» Мухали имел в своем улусе три тысячи жа-лаиров, был «влиятельным эмиром и оказал похвальные услуги» оказал похвальные услуи.

Мухали участвовал во всех крупных военных кампаниях монгольских войск, но особенно прославился в войне с чжурчженьской империей Цзинь. Он руководил монгольской армией в Северном Китае после возвращения в 1216 г. Чингиз-хана в Монголию. Чингиз-хан назначил его своим наместником в Северном Китае. Благодаря его стараниям, большая часть владений цзиньского императора вошла в состав Монгольской империи, а сам он тогда получил титул го-ван (князь государства).

После создания Монгольской империи жалаирское племя оказалось разбросанным в различных ее частях. Значительная часть вошла в состав Улусов Чагатая и Хулагу. В последующем жалаиры так же, как кереиты и найманы, сыграли важную роль в формировании казахского народа.

К.З. .УСКЕНБАЙ

http://kazregion.kz/2010/06/%d0%b6%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d0%b8%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d1%83%d0%bb%d1%83%d1%81-xi-%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d0%b0-xiii-%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b0-%d0%ba-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80/

Поделиться: