Юлия Якушева: Край степной толерантности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С 1995 года Генеральная Ассамблея ООН предлагает государствам-членам этой организации отмечать ежегодно Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. Согласно декларации принципов толерантности, люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Терпимость предполагает уважение, принятие и правильное понимание многообразия нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В настоящее время принципы толерантности закреплены в Международных декларациях, и в том числе во всеобщей декларации прав человека, международном пакте о гражданских и политических правах, международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Юлия Якушева: Край степной толерантности.

С 1995 года Генеральная Ассамблея ООН предлагает государствам-членам этой организации отмечать ежегодно Международный день толерантности, взаимопонимания и культурного многообразия народов. Согласно декларации принципов толерантности, люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Терпимость предполагает уважение, принятие и правильное понимание многообразия нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В настоящее время принципы толерантности закреплены в Международных декларациях, и в том числе во всеобщей декларации прав человека, международном пакте о гражданских и политических правах, международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Однако, несмотря на большое число документов, которыми должны определяться основные принципы современной политики государств в сферетолерантности и межэтнического согласия, далеко не во всем и далеко не всегдамы можем говорить о том, что этническая толерантность в полиэтническихгосударствах реализуется на практике. По-прежнему мы видим и в общем, и вчастном проявления ксенофобии, религиозной нетерпимости, межэтническиеконфликты, сопровождающиеся насилием. Именно поэтому формирование идейтолерантности в массовом сознании должно выступать в качестве одной из ключевыхоснов сохранения безопасности, как на региональном уровне, так и в глобальноммасштабе.

Безусловно, примером бережного отношения к принципам толерантности и межэтнического согласия является Казахстан,где на всем протяжении существования независимого государства разрабатываласьуникальная модель межэтнического и межконфессиональной гармонии. Одним изглавных инструментов реализации этой модели является Ассамблея народаКазахстана – так же уникальный орган, представители которого входят в составВысшего законодательного органа Казахстана – Мажилиса Парламента РК,представляя в этой структуре интересы национальных меньшинств, проживающих натерритории Казахстана.

Безусловно, казахстанский опыт, а тем более нужно помнить, что внастоящий момент Казахстан председательствует в ОБСЕ, вызывает самыйпристальный интерес, как со стороны евразийских партнеров Казахстана, так и состороны ведущих государств западной Европы, которые в последние годыстолкнулись с серьезным кризисом самой идеи мультикультурализма.

Конечно, идут споры и о том, вкакой степени казахстанский опыт уникален или же его можно рассматривать какуниверсальную модель для выработки общих принципов сохранения межнациональногои межконфессионального согласия не только в странах постсоветскогопространства, но и в так называемой Старой Европе». Но до тех пор, пока единые подходык такого рода оценкам не выработаны, следует более внимательно и тщательноизучить опыт работы Ассамблеи народа Казахстана, поскольку в самой этойструктуре, выстроенной с самого низа и до самого верха, раскрываются основныеэлементы казахстанского подхода к достижению межэтнического согласия,закрепленные в недавно принятой Доктрине национального единства.

Этот документ, который прошел через процедуру всенародного обсуждения,зафиксировал несколько базовых принципов, от которых необходимо отталкиватьсяпри оценке казахстанской модели. Современная жизнь показывает явнуюнедостаточность традиционных ветвей власти, и Ассамблея народа Казахстана – этосвоего рода четвертая ветвь, которая отвечает за достижение согласия именно всфере межнациональных отношений, именно потому, что модель межэтническогосогласия является фундаментом существования и самого казахстанскогогосударства. И вне этой модели было бы сложно говорить об устойчивом истабильном развитии государства, которое сейчас является позитивным примеромреформ на постсоветском пространстве.

Сама идея создания АНК – это результат стратегического замысла президентастраны Нурсултана Назарбаева. Который в самом начале двадцатилетнего путипостроения независимого государства, отталкивался, с одной стоны, от опытанациональной толерантности, присущего казахскому народу с его традициями гостеприимстваи толерантности, а с другой стороны, на те реалии, которые сформировались загоды существования Казахстана в составе Российской Империи и Советского Союза,когда волею судеб на территории Казахстана оказались представители более 140этнических групп и различных конфессий, мирно существовавших на этойблагословленной земле. И это соединение истории и современности, помноженное напрорывные стратегические проекты, которые Казахстан разрабатывает с моментаобретения независимости, диктует потребность в прочном фундаменте, на которомвыстраивается государственность независимого Казахстана. Такой основой,фундаментом казахстанского успеха, безусловно. Является межэтническое имежконфессиональное согласие.

Теги: Казахстан

Поделиться: