Туркменистан: оптимизированы полномочия местной власти

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для того чтобы проявить самостоятельность, местным чиновникам потребуется смелость, считают обозреватели NBCA.В конце мая в средствах массовой информации Туркменистана был опубликован новый закон «О местной исполнительной власти», который расширил полномочия руководителей на местах.Теперь хякимы [главы] велаятов, этрапов и городов, назначаемые и увольняемые президентом, наделены правом «разрабатывать и вносить на рассмотрение кабинета министров программы социально-экономического развития и бюджета соответствующей территории, принимать участие в их обсуждении».До этого подобные программы разрабатывались только центральными органами власти и спускались для исполнения.
Туркменистан: оптимизированы полномочия местной власти

By News Briefing Central Asia - Central Asia

Для того чтобы проявить самостоятельность, местным чиновникам потребуется смелость, считают обозреватели NBCA.

В конце мая в средствах массовой информации Туркменистана был опубликован новый закон «О местной исполнительной власти», который расширил полномочия руководителей на местах.

Теперь хякимы [главы] велаятов, этрапов и городов, назначаемые и увольняемые президентом, наделены правом «разрабатывать и вносить на рассмотрение кабинета министров программы социально-экономического развития и бюджета соответствующей территории, принимать участие в их обсуждении».

До этого подобные программы разрабатывались только центральными органами власти и спускались для исполнения.

Кроме того, ослаблена вертикаль местной власти путем упразднения контрольных функций хякимов, которые фактически подчиняли себе арчинов, глав городских и сельских управ, избранных из числа местных депутатов. Согласно 17 статье нового закона вмешательство хякимов в вопросы компетенции представительных органов местной власти «не допускается».

Реформу государственного управления президент Гурбангулы Бердымухаммедов начал осенью 2007 года: распустил созданный его авторитарным предшественником надконституционный орган Халк Маслахаты, с тем, чтобы сбалансировать деятельность всех ветвей власти; сделал акцент на рыночные реформы, анализ и стратегическое планирование. Туркменский лидер озаботился престижем государственной службы и призвал улучшить профессиональный уровень чиновников, для чего была создана специальная академия.

Однако критики не перестают упрекать Бердымухаммедова в том, что реформа ощутимых результатов не дала и принятие нового закона ситуацию мало улучшит.

Во-первых, говорят они, продолжает оставаться административно-командный стиль управления, чиновники лишены самостоятельности при принятии решений и все структуры на деле по-прежнему подчинены президенту.

Во-вторых, сохранятся практика частой ротации кадров, связанная с низким качеством подготовки управленцев.

«Многие из управленческих кадров имеют опыт работы в условиях жесткой централизованной системы управления, ориентированы на получение указаний сверху, и им сложно перестроиться на новые методы и формы»,- отмечает экономический аналитик, имеющий большой опыт работы в туркменском правительстве.

При подборе кадров в управленческие структуры, в первую очередь учитывается лояльность и кумовство.

«Это люди, прошедшие многоэтапный контроль на лояльность, на чистоту родословной, - рассказывает обозреватель на севере страны, знакомый с принципом подбора чиновников. - При [бывшем президенте Сапармурате] Ниязове любой кандидат на должность обязан был предоставить сведения о предках вплоть до седьмого колена. При Бердымухаммедове эта система проверки осталась, правда, теперь требуют данные о предках до третьего колена, а также все сведения о близких родственниках».

Чиновники с чистой родословной - это те, у которых в роду нет судимых, оппозиционеров, независимых журналистов и людей, открыто высказывающихся о проводимой политике властей, поясняет он.

Когда такой человек займет место в управленческой среде, он даже и не будет помышлять о том, чтобы выступать с какими-то инициативами.

«Представители местной исполнительной власти безынициативны, - говорит наш собеседник, - а если у них и появятся какие-то идеи, они боятся их проявлять. Так как можно и кресло потерять».

Однако известен один прецедент, когда хяким района несколько месяцев назад подготовил проект перспективного развития своего региона, который содержит решение проблем безработицы, обеспечение населения качественной питьевой водой, строительство канализации, и решился его представить вышестоящим руководителям на рассмотрение.

«Долгое время на предложения не было ответа,- вспоминает он. - А когда я поинтересовался судьбой многодневного труда, мне дали понять: сиди, ты что - самый умный? Мы сами знаем, как и когда решать проблемы вашего этрапа».

Независимый журналист отметил, что местные чиновники пока не готовы проявить инициативу и брать на себя ответственность в решении проблем своего региона, даже если законодательно такое право им предоставлено.

«Они действуют по принципу: на любое указание сверху должен быть позитивный ответ, но ничего от себя, никакой самодеятельности», - говорит он.

Данная статья была подготовлена в рамках проекта Института по освещению войны и мира IWPR «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом National Endowment for Democracy.

Поделиться: