Владимир Коробов: Вступление Украины в Таможенный союз не противоречит ее членству в ВТО

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Стремительно начавшееся сближение Украины с Россией, неожиданно произошедшее после прихода к власти в Украине команды нового президента Виктора Януковича вдруг замедлилось. Разумеется, это не случайно. Коалиция стабильности, правящая в Украине, ошарашенная первыми внешнеполитическими поступками Януковича пришла в себя и начала свою невидимую работу по торможению процессов сближения.
Владимир Коробов: Вступление Украины в Таможенный союз не противоречит ее членству в ВТО

Членство Украины в ВТО мешает сближению с Россией? Стремительно начавшееся сближение Украины с Россией, неожиданно произошедшее после прихода к власти в Украине команды нового президента Виктора Януковича вдруг замедлилось. Разумеется, это не случайно. Коалиция стабильности, правящая в Украине, ошарашенная первыми внешнеполитическими поступками Януковича пришла в себя и начала свою невидимую работу по торможению процессов сближения. Часть деятелей в Партии регионов не хотят продолжения сближения с Россией, этого, конечно не хотят и в партии Литвина, не говоря уже о разных политических «тушках» - перебежчиках из лагеря «помаранчевых», разных представителей Запада в Партии регионов типа Анны Герман и т.д. Украинская элита напугана радикализмом Януковича в вопросе размещения Черноморского флота. Местные элиты страдают от многочисленных фобий, сначала боялись «донецких», которые «заберут бизнес», сейчас, когда «донецкие» пришли, и все стало не так страшно, произошло замещение новыми страхами – «русские идут!», вот придется делиться с российскими олигархами, они отберут бизнес, установят новые правила игры и т.п. Срабатывает многолетняя идеологическая обработка в антироссийском духе, плюс естественный частнособственнический групповой эгоизм. Национальная элита – чуть ли не единственная группа населения, получившая выгоды от провозглашения независимости, соглашаясь на евроинтеграцию, они, конечно, понимают утопичность этой идеи, заменившей «хрущевский коммунизм» как «светлое будущее», что касается реинтеграции с Россией и Белоруссией – это близко, понятно и реально, а значит – страшно – делиться придется. Итак, заявления заместителя главы Администрации президента В.Януковича известной экономистки Ирины Акимовой и министра иностранных дел Константина Грищенко на тему невозможности вступления Украины в Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана имеют вполне политические причины. Украинские олигархи не хотят попасть под российское влияние, политическая команда Януковича не хочет дальше нагнетать напряженность и делать новые шаги, вызывающие протесты на Западе страны, считается, что русскоязычным сделано уже и так много уступок. Поступают сигналы с Запада – умерить пыл, а впереди – переговоры с МВФ о кредитовании нищей страны. К тому же прагматики говорят: торгуйтесь с Россией, не сдавайте все сразу, требуйте платы за каждый шаг, выждите и продайте то же решение по Таможенному союзу подороже. Мне кажется, тема возникнет, но несколько позже, после местных выборов, скорее – в преддверии выборов парламентских. Что говорят Акимова и Грищенко? Они повторяют аргумент, действующий только на неосведомленных людей, а таких – немало. Дескать, в Таможенный союз нельзя вступать, так как Украина – член ВТО, а Россия и Белоруссия – нет. Инструменты защиты внутреннего рынка в ВТО и Таможенном союзе различаются настолько, что совместить невозможно. Конечно, для большинства избирателей Януковича аргумент глупый и неработающий, так как для них если какое-то непонятное ВТО мешает сближению с Россией – нужно выйти из этого непонятного никому «ВТО». Тем более, пока народу Украины никто внятно не объяснил, чем же членство в ВТО хорошо, что оно дает простому человеку, ведь после вступления Украины в ВТО жизнь простых людей только продолжала ухудшаться…

В действительности все не так, как на самом деле С 1994 г. международная торговля вступила в такой этап своего развития, что с одной стороны, консолидировались правила торговли в рамках ВТО, с другой стороны – начали активнее формироваться региональные торговые союзы, каким является и Таможенный союз России и ее союзников. Не удалось найти более поздних цифр, но уже в 2005 году в мире насчитывалось 240 региональных торговых союзов из них 186 – были зарегистрированы в ВТО, среди них наиболее мощные – это НАФТА и ЕС. ЕврАзЕС, составляющей которого является Таможенный союз, не самый маленький – 206 млн. населения, 661 млрд. долларов ВВП. Таможенный союз, как и другие региональные торговые союзы, служит поддержке региональных преимуществ в конкурентной борьбе, повышению конкурентных позиций своим участникам, использованию более дешевых факторов производства, защите от торговых «агрессий», расширению возможностей среднего бизнеса, преодолению разного рода противостояний, столь характерных для Украины и России в недавнем прошлом. Вхождение Украины никак не противоречит ее членству в ВТО, так что слова Акимовой и Грищенко – заведомый обман, вряд ли эти образованные люди не понимают, что они лгут украинцам. Региональные торговые союзы не являются альтернативой для ВТО, альтернативой для интеграции в глобальную экономику, эти союзы наоборот, дают странам-членам новые политические и экономические преимущества, согласуя свои требования с системой ВТО. ВТО не запрещает создания региональных торговых союзов и не собирается запрещать Украине вхождение в Таможенный союз, как не запрещает никакой другой стране подобные действия. ВТО последовательно выступает за открытость в торговле и даже требует от своих членов не применять дискриминационных мер в торговле со странами – не-членами ВТО. Согласно правилам ВТО, допускается создание таможенного союза, если торговые барьеры не повышаются для стран, которые остаются за пределами этого союза. Практика такова, что страны вначале вступают в региональный торговый союз, а потом уже с ВТО согласовывают спорные вопросы, так например, действуют восточноевропейские наши бывшие «братья», которые вначале вступили в ЕС, а потом уже начали переговоры с ВТО по спорным торговым проблемам.

Разумеется, противоречия в рамках Таможенного союза неизбежны, противоречия неизбежны всюду, где есть экономика, они неизбежны и в ВТО, и в ЕС. Но сам факт противоречивости международной торговли не является аргументом против Таможенного союза. Противоречия согласуются, минимизируются, но они никогда не исчезают. Противоречия возникают на любом уровне торговли, начиная с маленького лотка на рынке и заканчивая ВТО. Вхождение Украины в Таможенный союз способно усложнить процессы разноуровневой международной экономической интеграции, возможно даже возникновение эффекта, получившего название «клубок спагетти», то есть, нарастание противоречий между двусторонними и многосторонними соглашениями о торговле. Реально Украина уже имеет такой «клубок». Но ничего сверхъестественного в этом нет, Украине следует привыкать к усложнению экономических задач по мере ее интеграции в глобальную экономику и утверждения свободы торговли. Чего боятся русофобы и националисты на Украине? Они боятся углубления макроэкономического взаимодействия и политического и культурного взаимодействия с Россией, взаимопроникновения России и Украины. Если товары, услуги, капиталы, трудовые ресурсы свободно начинают перемещаться между Россией и Украиной, внутренние проблемы наших стран будут влиять друг на друга, будет расти и гуманитарная взаимозависимость, будут распространяться ценности общества страны-лидера. Будет более интенсивным и политическое взаимодействие. Конечно, для большинства жителей Юго-Востока Украины – все это – благо, для жителей Запада – это неприемлемо. На Западе – страх опять войти в состав России ослепляет граждан, на Юго-Востоке – надежда на то же самое подогревает общественную поддержку таких инициатив как Таможенный союз. Главное оружие противников сближения Украины и России – невежество и замалчивание реальных выгод от вступления Украины в Таможенный союз. Население практически никак не информируется по данному вопросу и не в состоянии правильно сформировать адекватное общественное мнение. Власть лаконична – Нельзя, из-за ВТО! А что такое ВТО, зачем оно нужно, почему нельзя – об этом молчок. Может хоть русское, российское телевидение нам расскажет больше о Таможенном союзе? Для чего нужен Таможенный союз? Соглашение о создании Таможенного союза подписано 20 января 1995 г., 26 февраля 1999 г. подписан Договор о создании Единого экономического пространства, в 2000 г. – основан Таможенный союз Евразийского экономического сотрудничества. Цель этих мероприятий – реинтеграция постсоветского пространства, но практически решались задачи отмены тарифных и нетарифных ограничений в торговле, создание единого торгового режима, общих таможенных тарифов, мер нетарифного регулирования торговли с третьими государствами, объединения таможенных территорий стран-участниц в одну таможенную территорию с перенесением таможенного контроля на внешние границы Союза. В 1999 г. были сложности в вопросе таможенных тарифов. Но в настоящий момент Таможенный союз практически воссоздан. Реализован единый импортный тариф, унифицированы нетарифные ограничения в торговле, установлен общий порядок выдачи лицензий, разрабатывается единая интегрированная информационная система внешней взаимной торговли, обсуждено распределение общих отчислений, доля каждой страны.

Модернизация Украины без Таможенного союза невозможна, это понимают Акимова и Грищенко, но скрывают это от украинского народа. Вступление Украины в Таможенный союз – это назревшая необходимость, чтобы поднять уровень развития экономики, необходимо воссоздание на новом уровне бывшего «единого советского народнохозяйственного комплекса», который был построен на взаимодополнении российской и украинской экономических систем. Политики намеренно внушают людям, что Таможенный союз выгоден только России, на самом деле он более выгоден Украине и другим отколовшимся от России странам. Найдет ли смелость Янукович, чтобы сказать своим избирателям правду о Таможенном союзе? Найдет ли он смелость, чтобы принять ответственное решение о вступлении в Таможенный союз? Время покажет. В половинчатой и, кстати, декларативно-противоречивой Программе экономических реформ на 2010-2014 гг. «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», разработанной Комитетом по экономическим реформам при Президенте Украины, представленной 2 июня с.г. говорится: Украине мешает «недостаточное использование потенциала торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, другими перспективными торговыми партнерами и региональными интеграционными объединениями». Вместе с тем говорится и о том, что есть «несоответствие действующих двусторонних и многосторонних соглашений в рамках СНГ потребностям углубления экономического сотрудничества и нормам ВТО». В этой программе, пронизанной идеей интеграции Украину в Евросоюз, вскользь говорится о «расширении режима свободной торговли со странами СНГ и углублении сотрудничества с перспективными торговыми партнерами и региональными интеграционными объединениями», не зашифровано ли тут «допущение мысли» о Таможенном союзе? Составители Программы в Европу хотят войти безоговорочно и со всеми ее проблемами, а в сотрудничестве с Россией выбирать только то немногое, что будет очень выгодно. Предусмотренное на ближайшие годы заключение Договора о зоне свободной торговли (согласно норм ВТО), реализация Плана действий по выполнению Стратегии экономического развития стран СНГ, - явно недостаточные меры. Избиратели ждут от своего президента Януковича вхождение Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и четкой позиции в данном вопросе. j-een.com

Поделиться: