Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан - 2010: если я участвую в системе хозяйствования, я должен не нарушать запреты ислама.

06.06.2010

Автор:

Теги:

 Интервью с Киман Асилбеком - казахстанским политологом.

- Сейчас тема исламского банкинга, исламского бизнеса очень актуальна и в Центральной Азии, и на постсоветском пространстве, в целом. На Ваш взгляд, это временное явление, или исламский банкинг пришел          всерьез и надолго?

-Думаю, всеобщий интерес к исламскому банкингу объясняется несколькими обстоятельствами.

Во-первых, это связано с сохраняющейся и даже растущей ликвидностью стран Персидского залива, Малайзии и других развивающихся экономик. В то время как мировая экономика пережила коллапс, экономика исламских стран оставалась стабильной. В связи с этим многие государства в поисках свободной ликвидности повернулись в сторону Востока.

Во-вторых, ни для кого не секрет, что многочисленные выходцы из арабских государств проживают на территории Европы и Америки на протяжении долгого времени, сохраняя свои традиции и культуру. Эти люди являются активными субъектами бизнеса. При этом свою экономическую и финансовую деятельность они ведут, не нарушая запретов ислама, как например, взимание процентов с сумм, брать или давать деньги на какие-то запрещенные виды продукции (изготовление алкоголя или свинины). То есть догматические нормы в определенной мере влияют на отношения в сфере гражданского права.

И третья причина касается постсоветского пространства. Это необходимость выстраивания внешнеполитических линий со всем миром. То есть Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, – это страны, где традиционно велико исламское влияние.  Это культурное тяготение к мусульманской культуре наблюдается уже с конца 80-х годов. Наряду с возвращением религиозных ценностей и норм, приходят и новые тенденции – исламская экономика.

- Есть ли какая-то специфика казахстанской ситуации в данном вопросе?

-Здесь большую роль играет политика многовекторности Казахстана. Арабский вектор во внешнеполитическом курсе Казахстана присутствует наравне с российским, китайским, европейским и т.д. Взаимодействуя с арабскими странами, мы не может не взаимодействовать с их экономиками, а соответственно не играть по их правилам.

-А готов ли среднестатистический казахстанский бизнесмен  входить  в  формат, который предполагает исламский банкинг?

-Как показали итоги Форума, прошедшего 15-16 марта 2010 года в Астане, интерес бизнес-сообщества Казахстана к исламскому банкингу достаточно велик, как он активен к поиску любых путей притока инвестиций в принципе. Сегодня традиционные банки сократили тот объем инвестирования в бизнес, который был раньше.

-Как я понял, эта схема не работает на нулевой стадии проекта. Она работает только, когда проект показал свою итоговую состоятельность….

-В целом, скажем, в странах арабского мира, будь то Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн и других исламское финансирование работает в полном объеме. У нас это происходит дозировано. Развитие исламского банкинга, в целом, Казахстане, происходит во многом под опекой государства. Это значит, что финансирование, в первую очередь будет направляться в проекты, по которым есть госгарантии, и в отрасли в которых государства больше всего заинтересовано. Соответственно, и инвесторы приходят те, которые финансируют уже готовое дело. Например, уже есть завод, только оборудование на нем нужно обновить и т.д. Это первый опыт, и дальше, я думаю, финансирование будет осуществляться и на нулевой стадии проекта, при условии наличия определенной кредитной истории, залогового имущества. Или же это проект, который гарантированно «выстрелит».

-Готовы ли психологически представители казахстанских деловых кругов к внедрению исламских форм ведения бизнеса?

-Мнения расходятся. Все зависит от уровня просвещенности конкретного бизнесмена. Надо сказать, что сегодня религиозное сознание населения растет в геометрической прогрессии. С каждым днем количество мусульман, и по рождению, и по уровню собственного самосознания, неуклонно возрастает.

В Казахстане, в целом, созданы неплохие условия для гражданской активности, в том числе, в сфере бизнеса. Именно на фоне этих обстоятельств, возникает идея: если я участвую в системе хозяйствования, пусть на среднем или на малом уровне, то я должен вести свою деятельность так, чтобы не нарушать запреты ислама. И здесь получается, мы обращаемся к мусульманскому праву.

Мусульманское право неплохо проработано в российской историографии. Из этих исследований мы можем понять, что существует сфера ибодат, то есть религиозное поклонение. Эта сфера регулирует отношения верующих с Аллахом. Там действует принцип, как в административном праве, то есть разрешено то, что прямо предписано, остальное - под запретом. Так же и в догмах, основных столпах ислама.

И вторая сфера правовых отношений – муамалят, то есть отношения между людьми.

Коран, сунны, являясь источниками мусульманских правовых норм, непосредственно на мусульманское право не влияют. Здесь правовые нормы выводятся мусульманскими правоведами, для чего созданы определенные механизмы и принципы. В этом и заключается юридический аспект мусульманского права.

То есть это и духовность и четкие правовые критерии, соответствующие современному времени. Это легитимизированные официальными властями нормы.

И сегодня, когда бизнесмен-мусульманин ведет бизнес в полном соответствии с мусульманским правом. Он не станет брать деньги в кредит, это под запретом.

Однако бизнесмены-мусульмане не так многочисленны. Есть и другие бизнесмены, у которых при первичном разъяснении основ исламского права тоже возникает интерес к тому, чтобы получить деньги от исламских банков. Нельзя сказать, что это в казахских массах, но постепенно набирает обороты как среди мусульман, так и среди представителей других религий.

- Вы говорите о росте религиозного сознания в Казахстане. Какую часть населения, по вашим личным наблюдениям, затрагивает эта динамика?  

-Можно сравнить.  Если в 2006 году  в мечети на полуденном намазе присутствовало скажем 45 человек, то сегодня это более 100 человек. Если говорить о вечерних молитвах, то это еще большие цифры.

-С чем это связано?

-Это связано с выбором людей. В основе ислама заложен принцип распространения религии. Так называемый дуават – «призыв». Призыв осуществляет любой мусульманин. Это призыв поклоняться Богу и соблюдать основные религиозные нормы. Это, на мой взгляд,  и есть основная причина того, что ислам сегодня активно распространяется.

-Спасибо за интересную беседу.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение