Перспективы обеспечения национальных интересов Кыргызстана в сфере безопасности

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Говоря о «национальных интересах той или иной страны», представляется целесообразным более четко определить: что имеется в виду под «интересами»и что им может угрожать. Итак, в разных вариациях в перечень национальных интересов, как правило, включают:• сохранение суверенитета и территориальной целостности государства;• для некоторых стран актуально недопущение территориальных претензий извне и проявлений сепаратизма внутри страны;
Перспективы обеспечения национальных интересов Кыргызстана в сфере безопасности

Автор: Акылбек Салиев

Говоря о «национальных интересах той или иной страны», представляется целесообразным более четко определить: что имеется в виду под «интересами»и что им может угрожать. Итак, в разных вариациях в перечень национальных интересов, как правило, включают: • сохранение суверенитета и территориальной целостности государства; • для некоторых стран актуально недопущение территориальных претензий извне и проявлений сепаратизма внутри страны; • кто-то особое внимание уделяет устойчивому росту экономики и повышению качества жизни населения, преодолению безработицы и поддержанию высокого уровня занятости; • важным признается упрочение норм демократии. Укрепление государственной власти и конституционного строя; • обычно на последнем месте в этом перечне находится все то, что связано с сохранением морально-нравственных и культурных ценностей народа, его национальной идеологией. Что же сегодня угрожает и может угрожать Кыргызстану? Независимо от того, что сегодня происходит в нашей стране, несмотря на то, что процесс становления новой власти находится под угрозой, для Кыргызстана и для многих его соседей долгосрочными и актуальными остаются следующие угрозы: • международный терроризм и религиозный экстремизм; • водно-энергетические и топливные проблемы; • незавершенность правового оформления государственной границы; • контрабанда наркотиков; • стандартной угрозой почти для всех постсоветских государств стала коррупция; • неконтролируемая внешняя и внутренняя миграция; • деятельность радикальных религиозных организаций. Как известно, попытка решения любой задачи имеет два исхода: либо мы получим правильный ответ и тогда можем говорить, что нам удалось обеспечить национальные интересы в сфере безопасности, либо - увеличивается угроза существования государственности. Есть достаточно много аргументов для того, чтобы быть уверенным, что Кыргызстану совместными усилиями с партнерами по Содружеству и ОДКБ все-таки удастся положительно решить задачу по обеспечению своих национальных интересов сфере безопасности. Но при этом мы должны исходить из того, что львиная доля ответственности в этом деле, безусловно, лежит на самом Кыргызстане. Несмотря на оптимистичный прогноз по поводу обеспечения национальных интересов Кыргызстана в сфере безопасности, все-таки есть ряд проблем, оставление которых без внимания, может крайне негативно сказаться на будущем нашего государства. Первая проблема. По мере отдаления от советского прошлого все более актуальным становится вопрос: Какое государство мы строим? Стандартный ответ в таких случаях такой: «строим светское и демократическое государство». Кстати, недавнее обсуждение проекта Конституции Кыргызстана показало, что в стране есть немало противников включения в проект Основного закона слова «светское». Как бы то ни было, члены Конституционного совещания признали целесообразным оставить в документе это слово. Теперь возникает вопрос: а что делать с той тенденцией, которая свидетельствует об увеличении в стране числа верующих? Здесь весьма показателен пример Турции. Когда-то она была центром халифата, затем в прошлом веке по форме стала светской. Теперь же мы являемся свидетелями возвращения турков к своим истокам, и это происходит открыто, на т.н. демократической основе. Не уверен, что нынешнему премьер-министру Турции Эрдогану удасться вернуть исламу его официальное место в государстве, но он существенно этому поспособствовал. С разной степенью активности уже много лет и не только в Кыргызстане обсуждается вопрос о государственной или национальной идеологии. Сегодня пыл участников этого обсуждения спал, хотя актуальность проблемы становится все острее и острее. Совершенно очевидно, что поступательное, устойчивое развитие Кыргызстана возможно только при условии единого понимания национальных целей обществом и властью. Бюрократическое построение государства нежизнеспособно и недолговечно, если оно не пропитано идеологией, признаваемой всей нацией. Сегодня это особенно критично для чиновничества, живущего без какой-либо системы убеждений. Такое развитие Кыргызстана предполагает последовательную работу по мобилизации нации на достижение намеченных целей путем формирования нравственных и гармоничных систем интересов личности, семьи, общества и государства. Результативной эта работа может быть только при наличии трех условий: – когда общество «заразится» идеей национального развития; – когда в ее реализацию включится весь народ Кыргызстана; – когда проявятся очевидные успехи власти в области явного улучшения качества национального бытия. Кыргызское общество уже почувствовало на себе зависимость от чуждых идеологий, политических и информационных технологий. В этом смысле национальная идеология является своего рода иммунитетом, позволяющим противостоять агрессивным идеологическим системам ретранслируемым извне. Именно национальная идеология способна сформировать и удерживать национальное пространство, а также обеспечивать самоидентификацию и единство народа Кыргызстана. Она одна способна образовать систему ценностей, определяющих конечные цели человека, семьи, общества и государства, давая четкие ориентиры относительно вопросов различения добра и зла. Сегодня это особенно актуально, поскольку слишком велика инерция духовного распада. Национальная идеология организует нацию в единое взаимосочувствующее и взаимопомогающее целое. Но эти взаимосочувствие и взаимопомощь невозможны без взаимопонимания её членов, которое как раз и даётся национальной идеологией. Именно она, национальная идеология, является главным условием существования народа. Это его идейный каркас. С её разрушением разрушается и народ. Следует уточнить, что национальная идеология это не сумма идей, механически связанных друг с другом, но связанных органически. Образно говоря, национальная идеология подобна растению, вырастающему из одного зерна, а не из разных зёрен. Это сумма идей, вырастающих из одной главной идеи, из одного мировоззрения. При всем при этом в Кыргызстане весьма активно идут иные неконтролируемые государством процессы в духовной сфере. И эти процессы имеют прямую связь с формированием национальной государственности и национальной идеологии. Вторая проблема. С момента обретения Кыргызстаном своей независимости каждому его гражданину гарантируется свобода совести и вероисповедания. Наше либеральное законодательство создало наиболее благоприятные условия для деятельности разнообразных религиозных организаций. Результатом этого стало кардинально изменившаяся религиозная картина в Кыргызстане. Отмечая многократное увеличение числа верующих кыргызстанцев, функционирование нескольких тысяч мечетей, церквей и других религиозно-культовых объектов, мы говорим об этом, в первую очередь, как о демократическом достижении нашего общества. Но теперь давайте зададимся вопросом – насколько безопасным стало наше государство и общество в условиях подобной религиозной свободы и насколько защищены от деструктивного воздействия традиционные для Кыргызстана религии – ислам и православие? В Конституции прописано, что религия отделена от государства. Но это не значит, что деятельность многочисленных религиозных организаций должна быть пущена на самотек, а государственные органы являться при этом лишь простыми статистами. Сохранение подобного положения дел способно подвести нашу республику к весьма опасной черте, когда религиозные противоречия в обществе могут вызвать необратимые для страны процессы. Говоря о том, что наши граждане свободны в своих религиозных предпочтениях, зачастую обращается внимание лишь на внешнюю сторону тех религиозных организаций, которые действуют в Кыргызстане. Отдельные из них являются откровенно тоталитарными сектами и, как правило, их деятельность во многих государствах запрещена (Церковь Муна, Сайентологическая Церковь, Фалунгунь, Белое Братство, ахмадия и др.). Некоторые из них во избежание проблем регистрируются у нас как светские учреждения (та же Церковь Муна, центр Дианетики (Сайентологическая Церковь) и др.). В последние годы все чаще жертвами этих и других деструктивных религиозных течений и культов становится молодежь. Студенты и школьники, да и взрослые кыргызстанцы, становятся заложниками искаженного мировоззрения, отказываются от получения образования, близких людей и общепринятых ценностей. В ответ на это власть и общество готовы применять лишь запретительные меры, хотя в мире есть положительный опыт других государств, распространяющих достоверную информацию о деятельности деструктивных тоталитарных сект и оказывающих помощь пострадавшим от их влияния. Еще один немаловажный негативный фактор – это активная «евангелизация» населения Кыргызстана многочисленными протестантскими миссионерами, деятельность которых не запрещена в нашей республике. Не может не вызывать тревогу тот факт, что в результате действий протестантских религиозных организаций среди представителей титульной нации возникают серьезные конфликты на религиозной почве. Среди кыргызов не редки случаи, когда члены одной семьи исповедуют разные религии. Уже неоднократно отмечались факты, когда жители кыргызских сел требовали выселения «вероотступников». Таким образом, оценивая сегодняшнюю ситуацию в религиозной сфере, следует подчеркнуть, что в «поисках Бога» наши сограждане не должны терять жизненных ориентиров и выпадать из общества. И в этом им обязаны оказывать помощь соответствующие органы власти, официальное духовенство. Говоря о перспективах обеспечения национальных интересов Кыргызстана в сфере безопасности, невозможно не остановиться на роли ислама, являющегося для нашего государства традиционной и самой распространенной религией. Сегодня Кыргызстан стал не только местом, где укоренился пришедший когда-то извне ислам, но и превратился в мощный источник его дальнейшего распространения. Бесспорно и то, что в настоящее время ислам в Кыргызстане является важным элементом индивидуального и общественного поведения. На протяжении нескольких лет, особенно после 2001 года, многие государственные деятели, политики и эксперты, обсуждая проблемы ислама, как правило, делают акцент на его негативной стороне, сводя все размышления к поиску путей противодействия его радикальным проявлениям, оставляя без внимания иной подход, открывающий возможности использования потенциала ислама в интересах государства. Официально в Кыргызстане функционируют около 2000 мечетей, многократно увеличилось число паломников, совершающих хадж. На деле реализуются права наших граждан на свободу вероисповедания. Всенародно и семьями стали отмечать такие исламские праздники, как «Орозо Айт» и «Курбан Айт», которые постепенно трансформируются в общенациональные торжества. В эти праздники активно включаются и неверующие люди, которые символически соблюдают все атрибуты религиозных торжеств. Однако, при этом мы являемся свидетелями низкого уровня религиозной культуры и религиозного образования самих мусульман. Лишь малая часть кыргызстанцев, исповедующих ислам, может называться себя просвещенными мусульманами. Сегодня крайне важным условием ограждения страны и ее граждан от религиозной радикализации является просвещенность духовенства и государственных служащих. В религиозной сфере обозначились процессы, которые влияют на роль ислама в общественно-политической жизни страны. Мы должны признать, что ислам уже вышел за семейно-бытовые рамки и постепенно трансформируется в значимый фактор политической жизни государства. При этом возникает резонный вопрос: готово ли к такой ситуации государство? Официальное духовенство Кыргызстана пока не знает, как на своем поле противостоять радикальным взглядам, насаждаемым партией «Хизб ут-Тахрир Стадия развития, в которую вступил сегодня Кыргызстан, требует безотлагательной разработки нового формата отношений между государством и религией. Сегодня для Кыргызстана насколько важны его военная и экономическая безопасность, настолько же актуальна его духовная безопасность. Но в борьбе с религиозным экстремизмом нельзя полагаться только на традиционные методы работы спецслужб и жесткие законодательные запреты. Необходима еще и глубокая профилактическая и разъяснительная работа, связанная с разоблачением его ложных идейных и религиозных корней. Именно на просветительской деятельности должны быть сосредоточены основные усилия органов власти, традиционного духовенства, а также неправительственных организаций и средств массовой информации. При разработке стратегии государства в отношении ислама мы все должны в обязательном порядке исходить из следующих принципов. Прежде всего, следует констатировать, что государство не только не противодействует исламу и не рассматривает его как противника, а напротив - считает развитие традиционного ислама одним из факторов стабильного развития страны. Государственные деятели, чиновники и политики должны понимать, что ислам - не чуждый для Кыргызстана феномен. Это неотъемлемая часть нашей истории и культуры, образ жизни наших граждан. В рамках этой культуры сформировалось богатое идейное наследие. Да, в исламской культуре сложились самые разные взгляды на основы власти и права, на отношения человека и государства, на общество в целом. Некоторые из этих концепций используются для оправдания политического экстремизма. Но главным в наследии ислама является теоретическое обоснование таких принципов, как терпимость, умеренность, стабильность, стремление к компромиссу, уважение к старшим и лояльность по отношению к власти. Ислам призывает всех быть ответственными в помыслах и деяниях, ведь сказано в священном Коране: «Помогайте друг другу в благородстве и набожности и не помогайте друг другу в грехе и вражде!!». Базовые положения ислама, их толкование авторитетными учеными-теологами являются убедительным аргументом против идеологии терроризма и любых проявлений экстремизма. Политико-правовое учение ислама может и должно служить не радикалам, а демократическим силам, работать не на дестабилизацию, а на консолидацию общества и государства. В исламе нет ни религиозной, ни национальной дискриминации, нет деления на север или юг. Аллах сказал в Коране: «Держитесь все вместе крепко за вервь (веревку) Аллаха и не разделяйтесь!!». И еще один крайне важный момент - ислам - значимый фактор международной жизни. От грамотной политики государства в этом направлении во многом зависят перспективы сотрудничества Кыргызстана с развитыми мусульманскими странами, а значит – и его роль в современном мире. Сегодня становится очевидным, что борьба против религиозного экстремизма и терроризма эффективна в союзе с теми исламскими государствами, которые сами становились объектами атак террористов. Кыргызстан практически никак не использует потенциал международных мусульманских организаций и в первую очередь Организации исламской конференции. Главными партнерами нашей страны в идейно-теоретическом противостоянии религиозному экстремизму и терроризму могут стать развитые страны исламского мира и авторитетные исламские образовательные центры. Иными словами, Кыргызстан и исламские страны могут и должны сотрудничать в идейном разоружении тех, кто использует постулаты ислама вопреки его истинным ценностям. Таким образом, можно утверждать, что главной целью для государства, гражданского общества, средств массовой информации и официального духовенства является создание в Кыргызстане исключительно неблагоприятных условий для деятельности всякого рода экстремистских и деструктивных псевдорелигиозных течений. И наша основная задача – грамотно и эффективно задействовать для этого ресурсы традиционных религий. Сегодня крайне важно убедить кыргызстанцев в недопустимости использования любой религии в политических целях. Предстоящее участие политических партий в парламентских выборах создает великий соблазн применить к Кыргызстану таджикский опыт и запустить в его политическую ткань религиозные организации. Для обеспечения стабильного развития нашей республики нельзя упускать из виду деятельность тех организаций, которые, прикрываясь религией, несут угрозу для безопасности страны. Возникает вопрос: что сегодня важнее? Военно-политическое взаимодействие наших стран в рамках ОДКБ или же реальное взаимодействие наших государств в религиозной сфере? Конечно, же правильный ответ состоит в том, чтобы мы активно сотрудничали во всех сферах и в духовной в особенности. Ибо сегодня именно эта сфера становится объектом интереса наших противников. Выше сделан акцент на двух аспектах: необходимости иметь в Кыргызстане общенациональную идею, а также на использовании потенциала религии в государственном строительстве. Третий, заключительный тезис по основной теме состоит в том, что сегодня не только Кыргызстан, но все пространство СНГ стало полем насаждения идеологии либерализма. Начавшийся ХХ1 век уже радикально изменил характер не только международных отношений, но и общую картину мира. Сегодня уже очевидна доминирующая роль идеологии либерализма, о которой на постсоветском пространстве зачастую имеется идеализированное представление. У нас нет понимания всей глубины негатива навязываемой нам идеологии индивидуализма, в основе которой лежит протестантизм. Если безопасность нашего государства рассматривать с этой точки зрения, то политика Запада по «евангелизации коренного населения» может оказаться главной угрозой. Здесь уместно привести пример из книги Бжезинского «Геостратегия для Евразии», в которой идет речь о необходимости расчленения России, политической фрагментации евразийских государств, то есть нас и их постепенном включении в три существующие зоны (американскую, европейскую и тихоокеанскую). В этой связи перспективы обеспечения национальных интересов в Кыргызстане в сфере безопасности видятся в сохранении и качественном улучшении процессов экономической, военной, политической и духовной интеграции в рамках СНГ, в расширении евразийской экономической зоны и формировании т.н. четвертой геоэкономической зоны в формате «договора 5» - это три страны нынешнего Таможенного союза + Кыргызстан и Таджикистан. Объективная логика геополитики открыто показывает необходимость неотложного формирования стратегического альянса всех евразийских сил. И в этот процесс существенный вклад может внести ислам и православие. Сказанное особо актуально на фоне скрытого процесса десуверенизации национальных государств и выхода на первый план негосударственных субъектов. Источник: easttime.ru

Поделиться: