Плоды революционного апреля

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
«Да у нас мечетей в стране уже больше, чем церквей! Куда власти смотрят? Эти исламисты скоро власть возьмут!» - такие слова можно нередко услышать от людей, живущих в столице Киргизии Бишкеке. Нарастающая активность проповедников радикального ислама вызывает смутные опасения и страх у местных жителей, хотя пока что жаловаться на конкретные проявления радикализма нет оснований. Людей, не разделяющих мусульманское вероучение, в стране не притесняют. Чаще всего, проявляя уважение к чужим взглядам, гражданам удается спокойно решать спорные вопросы.
Плоды революционного апреля

Политическая нестабильность в Киргизии способствует росту влияния исламских радикалов

/ Григорий Иосифович Михайлов - собственный корреспондент "Независимой газеты" в Киргизии.
 Надежды граждан страны на новое правительство не оправдались, и экстремистам нетрудно убеждать бедняков, что «нынешняя власть от шайтана». Фото Reuters

«Да у нас мечетей в стране уже больше, чем церквей! Куда власти смотрят? Эти исламисты скоро власть возьмут!» - такие слова можно нередко услышать от людей, живущих в столице Киргизии Бишкеке. Нарастающая активность проповедников радикального ислама вызывает смутные опасения и страх у местных жителей, хотя пока что жаловаться на конкретные проявления радикализма нет оснований. Людей, не разделяющих мусульманское вероучение, в стране не притесняют. Чаще всего, проявляя уважение к чужим взглядам, гражданам удается спокойно решать спорные вопросы.

Во времена Советского Союза Киргизия была одной из самых многонациональных республик, где мирно сосуществовали представители самых разных религий. Здесь, в самом центре Средней Азии, вдалеке от Москвы, относительно свободно себя чувствовали не только мусульмане, но также и православные, иудеи, протестанты и католики.

После распада СССР в Киргизии, равно как и в других постсоветских странах, начали наращивать активность представители различных религиозных вероучений. Бурную деятельность в новом государстве развили представители не только традиционного ислама, но также и ряда радикальных направлений. Наибольший вес в Киргизии приобрела запрещенная из-за своей экстремистской идеологии партия «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Партия исламского освобождения). Опасность для светского государства она представляла тем, что выступала за создание единого халифата на территории Центральной Азии. По словам бывшего главы Госагентства по делам религии Каныбека Осмоналиева, «начавшаяся в 1990-е годы активная исламизация населения, взлет религиозности стали доминирующими факторами, влияющими на общественно-политическую ситуацию в республике. Экспансия зарубежного миссионерства способствовала появлению в стране десятков новых религиозных течений и направлений, не считая последователей других нетрадиционных деструктивных и сектантских групп».

После того как в апреле в Киргизии произошла насильственная смена власти, прозвучали предупреждения ряда экспертов об опасности роста популярности радикалов. Почва для распространения религиозных идей, особенно радикального толка, в современной Киргизии весьма благодатная. Тут и слабость государственной власти, особенно проявившаяся после недавних событий на юге страны, и весьма низкий уровень жизни населения. По оценкам международных экспертов, не менее половины граждан страны живут за чертой бедности. Осложняют ситуацию крайняя коррумпированность органов власти, политическая, экономическая и социальная нестабильность, низкокачественное образование, безработица, рост преступности.

Пришедшее к власти в Киргизии в результате народных протестов и саботажа со стороны силовиков временное правительство до сих пор не может взять под полный контроль всю территорию страны. Приход новой администрации у населения был связан с надеждами на скорое улучшение ситуации, решение наиболее острых социальных проблем и рост уровня жизни, однако пока что этого достигнуть не удалось. Кроме того, репутацию временного правительства ощутимо портят как неадекватные действия и высказывания недавних пламенных революционеров, так и компромат, появляющийся в последнее время с завидной регулярностью. После разоблачений последнего времени не требуется особых усилий для того, чтобы доказать отчаявшемуся бедняку, что «нынешняя власть от шайтана».

Профилактикой религиозного экстремизма в стране занимается одно из подразделений ГСНБ - Государственной службы национальной безопасности. Если в 2009-м - начале 2010 года сотрудники спецслужбы, по данным «НГР», вели весьма активную деятельность и благодаря этому в определенной мере смогли «придушить» набирающие силу радикальные организации исламского толка, то после прихода временного правительства к власти ситуация изменилась в худшую сторону. Следуя пословице «Новая метла по новому метет», революционные власти начали менять руководство подразделений ГСНБ, зачастую назначая туда людей не по профессиональному, а по партийному признаку, ряд «неблагонадежных» работников ГСНБ были «выведены в распоряжение» (то есть, по сути, уволены в запас). Как результат - апатия и ощущение непредсказуемости у силовиков, влияющие на эффективность работы сотрудников этого ведомства. Не повышает эффективности работы и понимание руководителями подразделений того факта, что нынешнее руководство временное и следующее может вновь начать кадровые чистки, уже на новый манер.

Ваше мнение?

Еще одной структурой, которая могла бы оказывать существенное влияние на религиозную ситуацию в стране и предотвращать рост опасных настроений, является Духовное управление мусульман Киргизии (ДУМК). Эту организацию регулярно сотрясают скандалы, главным образом связанные с обвинениями в финансовых махинациях. Одним из наглядных показателей состояния данной структуры является полузаброшенный с пустующими разделами сайт ДУМК Киргизии http://www.muftiyat.kg. Критику в свой адрес представители муфтията отвергают, отмечая, что ведут планомерную, хотя и нелегкую работу.

Революционные потрясения не обошли стороной и эту структуру. После смены власти бывший муфтий Муратала ажи Жуманов, активно поддерживавший Курманбека Бакиева, ушел в отставку, и новые власти объявили о грядущей реформе ДУМК. Примечательно, что после ухода предыдущего муфтия за его кресло развернулась ожесточенная борьба. По некоторым данным, среди претендентов оказались и представители радикальных направлений ислама. И.о. муфтия Абдюшюкюр Нарматов, назначенный сразу после 7 апреля, ушел в отставку, объяснив свои действия нежеланием играть в политические игры. Ныне муфтиятом руководит координационный совет из числа четырех действующих заместителей муфтия.

Дополнительным фактором, способствующим усилению радикальных исламистов в Киргизии, является деятельность внешних сил. По данным «НГР», среди сил, поддерживающих проповедников-радикалов, присутствуют разведывательные структуры ряда арабских стран. Именно из Ближнего Востока в Киргизию идут финансовые средства на поддержание деятельности проповедников, строительство мечетей и иных религиозных объектов. Оттуда же в страну приезжают и сами проповедники.

По мнению представителей ряда киргизских неправительственных организаций, дорогу во власть представителям радикального ислама могли открыть поправки, вносимые временным правительством в Конституцию страны. С 1993 года это уже седьмая редакция Основного закона, и из ее новой версии могли быть удалены слова о светском характере государства. В обществе развернулась ожесточенная дискуссия. За то, чтобы вычеркнуть этот пункт, выступил ряд религиозных деятелей. Как отметил глава движения «Акыл эс, рух ыйман» Дуйшон Абдылдаев, «норма о светскости - пережиток атеистического государства, ведь Киргизия, где более 80% населения является мусульманами, не может быть светской по определению». По итогам бурных обсуждений авторы все же оставили в новой редакции определение «светское государство».

Между тем, по мнению экспертов, влияние исламских движений в Киргизии будет нарастать. Религиовед Кадыр Маликов подчеркивает, что уже в ближайшее время на политической арене могут появиться политические партии исламского толка (ныне их существование запрещено законом). Между тем в интервью EurasiaNet Маликов отметил, что «киргизские мусульмане не готовы к общественно-политической деятельности. Среди них не так много профессиональных юристов, политиков и экономистов. Боюсь, что, если сегодня появится исламистская партия, это лишь навредит восприятию религиозных партий в обществе». Впрочем, эксперт подчеркнул, что государству просто необходим диалог, а не конфронтация со всеми влиятельными религиозными течениями.

Схожего мнения придерживаются и представители Русской Православной Церкви в Киргизии, регулярно заявляющие о необходимости диалога между различными религиозными объединениями и государством. По мнению представителей местной епархии РПЦ, только взаимопонимание позволит и далее сохранять межрелигиозный мир и спокойствие в стране

Поделиться: