Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тест для ШОС

01.06.2010

Автор:

Теги:

Алексей Власов, директор Центра постсоветских исследований МГУ, для РИА Новости.

В Ташкенте 11-12 июня состоится очередной саммит государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. Применительно к характеристике этой встречи вполне уместно определение «плановое мероприятие проходит во внештатных условиях».

События в Киргизии наглядно продемонстрировали "пределы компетенции" большинства интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Наряду с классическими рисками и вызовами, которым противостоит ШОС, на первый план выходит новая угроза, связанная с обеспечением социальной безопасности. Поиск адекватных ответов на спонтанно изменяющуюся ситуацию в регионе становится приоритетной задачей для участников Шанхайской организации.

Судя по результатам заседания СМИД ШОС в Ташкенте, где стороны обсудили вопросы, связанные с подготовкой к предстоящему саммиту, есть твердое стремление не только сохранить, но и усилить потенциал организации, которая в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся интеграционных проектов в мировом масштабе. Для этого может потребоваться проведение системного аудита основных направлений деятельности ШОС, определение приоритетов в работе, которые должны соответствовать новым реалиям меняющегося мира, но сохранять при этом основу – т.н. «шанхайский дух».

Необходимость более четкого внутреннего структурирования продиктована и тем обстоятельством, что Шанхайская организация сотрудничества в последние годы находится в стадии серьезной трансформации. Ее основные цели и задачи все более сдвигаются от решения проблем безопасности, вопросов урегулирования границ, в направлении развития экономических, социальных и культурных связей. Усиливается интерес к участию в ШОС со стороны ведущих региональных держав, поэтому на предстоящем саммите планируется подписание положения о порядке приема членов в организацию.

С принятием этого документа фактически снимается многолетний мораторий на членство в ШОС, открываются двери для вхождения в "шанхайский клуб" новых участников, что может резко усилить его политический и экономический потенциал. Напомню, что среди кандидатов на вступление в ШОС находятся Иран, Пакистан, Индия и Монголия. И пока что далеко не все аспекты этой сложной проблемы можно считать окончательно разрешенными.

Так, например, переход Индии в "новое качество" полноправного члена организации, с одной стороны, позволит распространить влияние "шанхайских принципов" на Азиатско-Тихоокеанский регион, перевести в принципиально новый формат систему региональной безопасности и сотрудничества.

Но, с другой стороны, противоречия между Индией и Пакистаном могут добавить головной боли другим членам ШОС, превратить проблему Кашмира в конфликтную точку для остальных стран-участниц.

Внутренние противоречия между членами организации сохраняются и по вопросу о вступлении в ШОС Ирана. Именно поэтому в положении о порядке приема новых членов четко прописано, что на полноправное участие в организации могут рассчитывать только те страны, на которые не распространяются никакие международные санкции. Иными словами, сначала Тегеран должен снять все вопросы со стороны международных организаций, касающиеся ядерной программы.

Еще одной важной темой для обсуждения на саммите станет проблема Афганистана. Одним из главных инициаторов проекта «ШОС для Афганистана» является Узбекистан. Но и на других площадках члены организации активно реализуют новые инициативы по афганскому урегулированию, как, например, Казахстан, в качестве страны-председателя ОБСЕ.

В совместном заявлении Совета министров иностранных дел ШОС было отмечено, что ситуация в Афганистане продолжает оставаться главной угрозой безопасности в регионе. При этом министры выразили убежденность в том, что нет военного решения афганской проблемы, а путь к миру лежит через социально-экономическое возрождение страны, достижение внутреннего консенсуса и согласия, а также создание для этого благоприятных международных условий.

Этот подход полностью созвучен принципам, определенным в декларациях ОБСЕ, так что взаимодействие и координация усилий по афганскому урегулированию на различных диалоговых площадках превращается в задачу номер один для ШОС.

И, наконец, очевидно, что политические уроки киргизского кризиса также должны быть учтены представителями ведущих интеграционных структур, которые не смогли предотвратить нарастание кризисных тенденций в стране – участнице таких организаций как ШОС и ОДКБ.

Очевидно, необходимо менять принципы принятия политических решений в рамках этих структур, расширять понятие "безопасность" в сторону его социальной составляющей, более четко определить грань между внутренними проблемами стран-участниц и тем моментом, когда эти трудности перерастают во внешние риски.

Эксперты считают, что Россия, Китай, Казахстан, другие государства – участники организации должны приложить солидарные усилия к тому, чтобы ШОС не "выпала" из времени, адекватно отвечая на вызовы политической турбулентности в регионе. Можно перефразировать слова канцлера Горчакова: «ШОС сосредотачивается»… Но поиск новых механизмов реализации программных задач организации не может быть слишком долгим. Время не ждет.

http://thenews.kz/2010/06/01/385716.html 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение