А. Ахмет: Астана-Москва: Таможенный Союз без Беларуси?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Триединство партнеров по ТС, несмотря на все оптимистические прогнозы о его эффективности, начинает давать сбои. Такой вывод напрашивается по итогам переговоров по согласованию Таможенного Кодекса между тремя странами.
А. Ахмет: Астана-Москва: Таможенный Союз без Беларуси?

Триединство партнеров по ТС, несмотря на все оптимистические прогнозы о его эффективности, начинает давать сбои. Такой вывод напрашивается по итогам переговоров по согласованию Таможенного Кодекса между тремя странами.

После неудачных коммуникаций 24 мая в Санкт-Петербурге, эксперты по экономической интеграции начали более осторожно высказываться относительно дальнейших перспектив главного проекта последних лет. Предварительный вердикт – экономическая кооперация трех государств на данном этапе в заявленном формате невозможна, так как сохраняются существенные разногласия по импортным и экспортным пошлинам, и не существует политической воли, способной преодолеть эти разногласия.

Как справедливо отметил российский политолог Андрей Карпов, Астана и Москва все-таки продемонстрировали наличие определенной последовательности в своих действиях через понимание того, что Таможенный союз - это проект долгосрочный, и нельзя ожидать скорых дивидендов от сотрудничества, а в некоторых случаях, даже нужно идти на некоторые уступки. Напротив, Белорусский премьер Сергей Сидорский даже не явился на упомянутую встречу. Поэтому, было принято решение о подписании соглашения о Таможенном кодексе на двусторонней основе, без участия белорусской стороны. Однако нельзя сказать, что двери Таможенного Союза для Белоруссии совсем закрыты. напротив, "Россия и Казахстан открыты для присоединения Белоруссии ко всем соглашениям и решениям в рамках второго этапа формирования Таможенного Союза", - заявил Владимир Путин. Но каково расстояние между словом и делом?

Основным пунктом разногласий между Минском и Москвой стал вопрос об экспортных пошлинах на российскую нефть. И надо отметить, что этот спор имеет давнюю историю. Позиция России по данному вопросу осталась неизменной с 2006 года. Российское правительство готово разрешить беспошлинный ввоз нефти на территорию Белоруссии только для внутреннего использования. Вариант реэкспорта российской нефти третьим странам категорически не устраивает Москву.

Получается, что Александр Лукашенко, включая "нефтяной спор" в вопросы согласования Таможенного Кодекса, занимается политическим шантажом. В тоже время понятно, что создание единой экономической зоны с участием трех стран, и расширение внутреннего рынка Белоруссии является задачей долгосрочного стратегического характера для Минска. Вместо этого, Лукашенко использует "таможенный вопрос" в качестве инструмента давления на Россию. Но причем здесь Астана?

В итоге, мы видим, что Белоруссия якобы выходит из интеграционного проекта, хотя, выгоды от ее участия в нем признавались Минском еще на ранних этапах создания Таможенного союза. Такая непоследовательность объясняется тем, что до этого все "предписания" не носили обязательной силы. Ну, а Астана здесь причем?

Другое объяснение заключается в том, что зависимость всех политических решений от воли Александра Лукашенко явно не является эффективным средством защиты интересов страны.

Есть и радикальная точка зрения. Эксперты полагают, что выход Белоруссии придает больше мобильности и конкурентоспособности ТС. Во-первых, согласование Таможенного Кодекса – это всего лишь начальный этап формирования ТС, и понятно, что в будущем предстоят длительные переговорные процессы по многим пунктам с зарубежными партнерами. Тем более, если ТС, в той или иной форме, будет входить во Всемирную Торговую Организацию. Участие Белоруссии, при столь непоследовательной позиции Лукашенко, значительно усложнил бы процесс принятия тех или иных решений в рамках ТС, и тормозил его развитие.

Во-вторых, основным вызовом для правительств Казахстана и России является способность создать условия для модернизации бизнеса. В этом плане, количество участников Союза отходит на второй план, тем более, что рынок Белоруссии не столь объемен. Не секрет, что политика Лукашенко не содействовала развитию бизнеса и привлечению внешних инвестиции. Многие западные эксперты отмечают, что по уровню либерализации экономики, Белоруссия значительно отстает от Казахстана и России. Таможенный союз без Минска в этом плане намного мобильней.

В-третьих, непредсказуемость политики Лукашенко создает дополнительные риски для западных инвесторов, что формирует препятствия притоку инвестиций и новых технологии в единую экономическую зону. И последнее, с выходом Белоруссии доля Казахстана в распределении таможенных пошлин увеличится с 7,33% до 7,69%, что является позитивным моментом для РК.

Но Лукашенко прекрасно понимает и собственные издержки от двойной игры. И вот сегодня, Совет Министров Беларуси заявил распространение, где сказано, что «белорусская сторона продолжит работу с российскими и казахстанскими партнерами, нацеленную на скорейшее создание Таможенного союза и Единого экономического пространства в полном объеме без изъятий».

Это еще раз к вопросу о последовательности белорусского лидера. Ну и повод для размышления Астане. последовательность всегда лучше двойной игры...

Поделиться: