Андрей Карпов. Какой Казахстан нужен России?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Какой Казахстан нужен России? Ответ, вроде бы, очевиден - стабильный, дружественный, многовекторный, но при четко определенных приоритетах российского направления в сфере экономики, безопасности, совместной реализации интеграционных проектов. Противоречия, которые существуют между нашими странами в энергетической сфере - это конкуренция между национальными компаниями, но их ни в коем случае нельзя переносить их на государственный уровень. Здесь мы наблюдаем, если не полное понимание, то, по крайней мере, возможность решения всех возникающих споров на паритетной основе.
Андрей Карпов. Какой Казахстан нужен России?

Выступление заместителя генерального директора ИАЦ на круглом столе при Межпарламентской Ассамблее СНГ. Санкт-Петербург.

Уважаемые коллеги!

Какой Казахстан нужен России? Ответ, вроде бы, очевиден - стабильный, дружественный, многовекторный, но при четко определенных приоритетах российского направления в сфере экономики, безопасности, совместной реализации интеграционных проектов. Какая Россия нужна Казахстану? Набор пожеланий, безусловно, будет сходным. Несмотря на все проблемные зоны, мы близки по "образам" взаимного восприятия.

Противоречия, которые существуют между нашими странами в энергетической сфере - это конкуренция между национальными компаниями, но их ни в коем случае нельзя переносить их на государственный уровень. Здесь мы наблюдаем, если не полное понимание, то, по крайней мере, возможность решения всех возникающих споров на паритетной основе.

Примером такого сотрудничества является Таможенный союз. Все информационные агентства обошла информация о встрече Владимира Путина с Каримом Масимовым, где было принято решение, что Таможенный кодекс все - таки вступит в силу с 1 июля. Астана и Москва продемонстрировали наличие определенной последовательности в своих действиях, так как имеется понимание и уверенность в том, что Таможенный союз - это проект долгосрочный, и нельзя ожидать скорых дивидендов от сотрудничества, а в некоторых случаях, даже нужно идти на некоторые уступки.

Таможенный союз - это не проект по затягиванию Казахстана и Беларуси в сети российского влияния, а одна из первых попыток решать проблемы экономической интеграции не на словах, а на деле. Вопрос о качестве исполнения, безусловно, присутствует, но все-таки не он является определяющим.

На мой взгляд, движение к созданию единого экономического пространства, развитие структур Таможенного союза, это и гарантия сохранения политического партнерства даже в том случае, если в Казахстане более активно будет происходить процесс смены политических элит.

Сомнения в устойчивости приоритетов казахстанской внешней политики продиктованы, на самом деле, не только изменчивостью многовекторного курса, но и тем, что нам привычнее иметь дело с персоналиями, а не процессами. Поэтому для России Назарбаев - это не просто партнер и союзник, а фактически гарант стабильного развития двустороннего взаимодействия.

Другой вопрос: что делаем мы для того, чтобы отношения между странами сохранили положительную динамику при любых кадровых перестановках в Ак Орде. Как и во все остальном, что-то «творим», но очень не уверены, что этих усилий достаточно.

Так, например, на состоявшемся недавно Форуме историков СНГ в Астане не было руководства МГФГС, которое финансировало это мероприятие. Многие эксперты критикуют деятельность Фонда «Русский мир» в Казахстане, а что было сделано для того, чтобы расширить пространство возможностей этого фонда? На мой взгляд господин Никонов делает максимум возможного, но усилий одной только структуры будет явно недостатчно для того чтобы "закрепить" позиции русского языка, я не только о Казахстане говорю, но и в целом, о центрально-азиатском регионе.

Посмотрите, в каком непростом положении находится филиал МГУ в Астане, с точки зрения перспектив развития, собственного здания, многих других вопросов. Это же не частное дело Садовничего или Сидоровича...

Мы многого хотим в отношении Казахстана, но делаем явно недостаточно со своей стороны, по причине инертности и доминирования бюрократического мышления на уровне ведомств. Это неприятно, но факт.

Говоря о евразийском партнерстве мы должны прилагать максимум усилий к тому, чтобы оно обрело реальное наполнение, а не оставалось виртуальным проектом.

Поэтому вопрос, вынесенный в заглавие моего выступления следует переформатировать - какими мы видим друг друга, Россия и Казахстан, в каком направлении хотим развивать свое сотрудничество?

Теги: Казахстан

Поделиться: