Таджикистан: «Дорога Единства» обходится слишком дорого
Автор: ИАЦ МГУ
Тилав Расул-заде
27 мая 2010 года в Душанбе состоялась первое заседание Комиссии Антимонопольной службы при правительстве Таджикистана , на котором было вынесено решение по делу британской толлинговой сервисной компании Innovative Road Solitions (IRS), которая занимается управлением платной автотрассой «Душанбе-Чанак».В предписании, принятом комиссией, говорится, что деятельность данной компании является противозаконной и не отвечает никаким нормативно-правовым актам, включая Основной закон - Конституцию Республики Таджикистан.
Правительственная комиссия потребовала от руководства компании в течение одного месяца представить отчет о своей деятельности, а также выполнить ряд требований, изложенных в предписании. «В противном случае наше ведомство оставляет за собой право передать дело в Высший экономический суд», - заявил председатель комиссии, экс-министр транспорта и коммуникаций, председатель Антимонопольной службы при правительстве Таджикистана Амонулло Ашур.
Главная магистраль страны «Душанбе-Чанак», соединяющая юг и север Таджикистана и названная «Дорогой Единства», с 1 апреля 2010 года была передана в управление толлинговой британской компании Innovative Road Solitions (IRS).
Этот день открыл новую страницу в истории Таджикистана - в стране впервые была введена плата за использование автомобильной дороги.
31 марта в местечке Чорбог Варзобского района состоялась церемония открытия первого платного пропускного пункта, в которой принимали участие представители местной власти и компании Innovative Road Solitions (IRS). Согласно прейскуранту, установленному администрацией толлинговой компании, дорожная пошлина составила, в зависимости от марки автомашины, от 30 дирамов до 1 сомони 80 дирамов за километр.
Этот тариф не устроил рядовых жителей Варзобского района. Они быстро написали обращение к президенту страны, в котором выразили свое несогласие с высокими тарифами, и собрали под обращением более 10 тысяч подписей. Спустя некоторое время председатель антимонопольной службы при правительстве Таджикистана Амонулло Ашур выступил с резкой критикой в адрес компании IRS. По его словам, представители компании нарушили действующие законы страны и не согласовали свои тарифы с антимонопольной службой.
- IRS, устанавливая тарифы, не учитывала уровень жизни наших сограждан, - заявил журналистам Амонулло Ашур. - Ведь тарифы должны соответствовать международным стандартам. Кроме того, в тех странах, где есть платные автотрассы, существуют и альтернативные бесплатные дороги.
Открытое письмо в адрес президента Таджикистана направили 10 тысяч жителей ряда населенных пунктов, расположенных вдоль автотрассы Душанбе-Чанак, сообщало агентство «Азия-Плюс» со ссылкой на таджикоязычный еженедельник «Фараж». В открытом послании обратившиеся просили президента снизить тарифы на проезд по трассе и передать процесс сбора платы за использование дороги государственным структурам, а не частной иностранной компании. Подписавшиеся под письмом жители 16 населенных пунктов, обращаясь к президенту, отметили, что установленные тарифы не приемлемы для населения, которое живет и так очень бедно.17 мая 2010 года Антимонопольная служба возбудила дело в отношении IRS по факту нарушения антимонопольного законодательства республики.Государственная комиссия под руководством А.Ашура в течение 10 дней изучала концессионный договор, подписанный компанией IRS с правительством, на предмет соответствия таджикскому законодательству, нормативным и правовым актам. Как заявил А.Ашур, «на сегодняшний день договор не соответствует даже самому понятию концессии, не содержит элементарных реквизитов, которые должны быть указаны в подписываемых договорах: например, не указаны юридический адрес компании, банковские реквизиты и многое другое». Правительственная комиссия потребовала от руководства компании IRS прекратить сбор дорожных пошлин на автодороге «Душанбе-Чанак».
Многие аналитики считают компанию IRS, которая зарегистрирована в оффшорной зоне на Виргинских островах, «подозрительной»: IRS умудрилась освободиться от выплат семнадцати видов налогов из восемнадцати, установленных для физических и юридических лиц.
Споры вокруг деятельности компании IRS разгорелись после того, как вслед за пунктом «Варзоб» в середине мая 2010 года были установлены еще два пункта сбора денег на северном участке трассы «Душанбе - Чанак». 14 мая в районе села Лакат Истаравшанского района, а также в поселке Чорух в пригороде Кайраккума прошли церемонии открытия новых пунктов. Деньги начали собирать 20 мая.
В настоящее время в пункте «Лакат» с водителей автотранспортных средств грузоподъемностью до двух тонн взимается дорожная пошлина в размере 14 сомони, т.е. по 20 дирам за каждый из 70 километров участка дороги. В пункте «Чорух», который соединяет Матчинский район с Худжандом, административным центром Согдийской области, установлен другой тариф. Для жителей Матчинского района дорожная пошлина составляет 8 сомони, а для всех остальных, желающих проехать по данному участку дороги, - 16 сомони 80 дирам.
- Власти составляют список всех местных автовладельцев, и они заносятся в базу данных пункта «Чорух», - объяснил представитель исполнительного органа государственной власти Матчинского района.
Для автотранспортных средств грузоподъемностью от 2 до 7 тонн и для автобусов, курсирующих по маршруту «Худжанд - Истаравшан», установлен тариф в размере 42 сомони, для автомашин грузоподъемностью от 7 до 14 тонн - 105 сомони. Для машин, чья грузоподъемность превышает 14 тонн, установлена дорожная пошлина в размере 131 сомони 60 дирам.
Такие же тарифы введены на участке дороги «Худжанд - Мастчох».
Столь высокие расценки вызывают гнев и возмущение простых граждан, абсолютное большинство которых живет за чертой бедности и еле сводит концы с концами.
По мнению председателя Ассоциации дехканских хозяйств Матчинского района Мукима Мукими, все эти поборы незаконны. Дорога « Душанбе-Чанак» строится на средства простых граждан. Более того, в тех странах, где есть платные дороги, существуют и альтернативные бесплатные дороги.
- Надо было провести референдум и узнать мнение народа, законного владельца этой дороги, - говорит Муким Мукими. - Более того, нет прозрачности в деятельности компании IRS. Мы не знаем, откуда они взялись, кто ее владельцы...
В настоящее время в знак протеста против введения платных услуг многие владельцы транспортных средств выбирают дороги, объезжая пункты «Лакат» и «Чорух».
-Хотя эти дороги не асфальтированы, разрушены и не отвечают никаким нормам, люди предпочитают ездить по ним, чем платить крупные суммы подозрительной компании, - говорит Муким Мукими.
- Десятки таксистов, которые на своих «легковушках» перевозили людей из Матчинского района в Худжанд, с 20 мая не выходят на работу, - сообщил житель Матчинского района Абдукодир Джелони. - Ведь с введением платной дороги «Душанбе-Чанак» заодно повысились цены на нефтепродукты. Сейчас один литр бензина марки А-95 реализуется по 4 сомони. В таких условиях таксист вынужден поднимать свой тариф как минимум на 50-60 процентов, но это не устраивает клиентов. Владельцы микроавтобусов марки «Газель» тоже повысили плату за проезд. Если до 20 мая проезд стоил 6 сомони, то сейчас он стоит 8.
- Чиновникам это безразлично, - присоединился к нашей беседе другой житель Матчинского района Фирдавс. - Они ездят на служебных автомашинах. Для них проезд по трассе бесплатный.
- Повышение цен на бензин и введение дорожных пошлин еще сильнее затруднили жизнь граждан, - говорит местный эксперт Рахим Абдуев. - Предприниматели считают возросшие расходы и закладывают их в цену реализуемых товаров, а значит, скоро взлетят цены на все.
Пока идут споры, сбор денег на трассе «Душанбе-Чанак» продолжается. Эти деньги, как обещают руководители IRS, будут направлены на ремонт и содержание дороги, хотя, по мнению многих экспертов, трасса может прослужить еще минимум лет десять безо всяких финансовых вложений.
Строительство автомагистрали «Душанбе-Чанак» началось в 2006 году, полное введение в эксплуатацию запланировано на сентябрь 2011 года - к двадцатилетию независимости Таджикистана. Дорогу строят специалисты китайской компании «Chinа Roud», работы оценены в 320 миллионов долларов. Основную часть средств выделяет китайская сторона в качестве долгосрочного двухпроцентного кредита, который должен быть погашен в течение 20 лет.
Пока IRS и подобные ей компании, зарегистрированные в оффшорных зонах Великобритании, заняты сбором дорожных пошлин и думают только о собственной прибыли, простой народ думает, как им и их детям придется возвращать этот крупный кредит. Ведь таджики зря не говорят: «Бузро гами чон, кассобро гами чарбу», что можно перевести так: «Коза думает о себе, а мясник о мясе».
Тилав Расул-заде
Поделиться: