История: модернизация через интеграцию

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Диалоговых площадок недостаточно. Необходимо углублять сотрудничество буквально во всех сферах, начиная с самых нижних уровней. Например, сейчас разрушена система археологических практик, когда российские студенты могли бы приехать и участвовать в научных изысканиях на территории Казахстана, Украины, иных стран, и, наоборот, никто не приезжает к нам. Сейчас таких возможностей реально нет. Количество конференций, в которых участвуют представители разных научных школ, резко сократилось. Мы недостаточно информированы о том, что сейчас происходит, скажем, в казахстанской исторической науке. Поэтому просто необходимо создавать новые диалоговые площадки, находить точки соприкосновения, создавать общие проекты. Только в этом я вижу залог, как сейчас модно говорить, модернизации. Модернизации исторической науки через интеграцию.
История: модернизация через интеграцию
История: модернизация через интеграцию

Николай Лимов

«Наша задача - не искать врагов и не забыть то, что случилось, а узнать настоящую историю, описать ее и вспомнить, чтобы наши потомки об этом знали», - заметил Нурсултан Назарбаев, обращаясь к потомкам жертв политических репрессий и ученым-историкам, приехавшим в эти дни в Астану на мероприятия, проходящие в рамках международного проекта «Память во имя будущего». В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий в столице Казахстана проходят форумы и встречи. Главная цель этих мероприятий - отдать дань памяти несправедливо обвиненным и репрессированным и задуматься над тем, что надо сделать, чтобы история о тех трагических годах не искажалась. О взаимодействии исторических школ стран СНГ, проблеме фальсификации истории, о формирования национальной идентичности государств в условиях процессов демократизации обществ и многом другом корреспондент «Известий-Казахстан» Николай Лимов беседовал с генеральным директором Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Алексеем Власовым. «Известия-Казахстан»: Алексей Викторович, как участник международного проекта «Память во имя будущего», можете высказать свое мнение по поводу того, что в настоящее время история нашего общего прошлого интерпретируется в разных странах бывшего Советского Союза по-разному, зачастую диаметрально противоположно? Алексей Власов: Происходящее вполне закономерно, ведь даже среди российских историков нет полного единства по многим вопросам нашей истории - как древней, так и современной. Но это проблема именно интерпретации, подчеркиваю, а не осознанных искажений и фальсификаций. Вот с ними нужно, безусловно, бороться. Для этого, в принципе, мы и собрались здесь. Из стран бывшего Союза и дальнего зарубежья в Астану приехали ученые, чтобы обсудить не только актуальные проблемы изучения современной истории на постсоветском пространстве, но и обменяться мнениями по проблемам противодействия попыткам фальсификации изучаемого предмета. Наша задача не допустить откровенной лжи и попыток использовать историю в корыстных целях, прежде всего политических. И-К: Хорошо, а как быть, если эти попытки все же имеют место быть? Посмотрим на то, как до недавнего времени в Украине четко и последовательно обвиняли Россию в том, что именно она стала причиной голодомора в 30-е годы прошлого столетия... Получается, что прошлое зависит от воли правителей? Власов: Вы сами очень четко определили, что именно обвиняли до недавнего времени. Это означает, что в тот момент, когда ушла прежняя власть, ушли в сторону и искусственно создаваемые стереотипы мышления, касающиеся ряда исторических событий. А насчет воли правителя, то, к сожалению, очень часто история используется как идеологический момент. Здесь разрушается грань между наукой и идеологией. Когда в каких-то моментах российские, казахстанские, украинские историки в чем-то расходятся, то это вполне объективный и закономерный процесс. Но когда историю целенаправленно искажают в угоду каким-либо политическим силам, то оправдания этому нет. Почему это происходит? А потому, что многим необходимо приобрести благородство собственного исторического прошлого, и они пытаются эту глубину приобрести за счет общей истории, которая была, допустим, в составе Российской империи, в составе Советского Союза. Создается искусственное противопоставление истории общей и истории национальной. Это, в принципе, логично, но важно при этом сохранять баланс, возвышаться не в ущерб кому-то. И в этом плане мне очень импонирует позиция вашего лидера - Нурсултана Назарбаева. Сегодня, выступая в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий, он отметил, что история не терпит сведения политических счетов, здесь важна объективность. И такой вдумчивый и разумный подход Нурсултана Абишевича, несомненно, позволяет и российским, и казахстанским ученым спокойно разговаривать о самых трагических страницах нашей истории, несмотря на то, что в ходе полемики иногда возникают спорные моменты. И-К: Но ведь и в самой России существует большое количество довольно противоречивых исторических взглядов на прошлое. Власов: Безусловно. Когда я говорю о постсоветстких странах, включаю туда и Россию. Но в России мощная научная школа изучения истории. Поэтому здесь вопрос о квалификации исторической, уровне компетенции. И здесь стоит задача, чтобы российская историческая школа, казахстанская, азербайджанская, украинская и другие постоянно взаимодействовали друг с другом. И форум историков, который проходит в эти дни в Астане, хороший инструмент, для того чтобы обсудить методы и стили национальных исторических школ. И-К: Вы довольны тем, как в настоящее время происходит это взаимодействие исторических наук? Достаточно ли мероприятий и встреч для координации каких-то общих усилий в плане развития? Власов: Диалоговых площадок недостаточно. Необходимо углублять сотрудничество буквально во всех сферах, начиная с самых нижних уровней. Например, сейчас разрушена система археологических практик, когда российские студенты могли бы приехать и участвовать в научных изысканиях на территории Казахстана, Украины, иных стран, и, наоборот, никто не приезжает к нам. Сейчас таких возможностей реально нет. Количество конференций, в которых участвуют представители разных научных школ, резко сократилось. Мы недостаточно информированы о том, что сейчас происходит, скажем, в казахстанской исторической науке. Поэтому просто необходимо создавать новые диалоговые площадки, находить точки соприкосновения, создавать общие проекты. Только в этом я вижу залог, как сейчас модно говорить, модернизации. Модернизации исторической науки через интеграцию. И-К: Возможно ли такое теоретически в ближайшем будущем? Власов: Заинтересованность в объединении усилий есть. Я вижу, что и казахстанские ученые желают двигаться в этом же направлении. И мне очень приятно, что именно казахстанские научные круги становятся нашими ближайшими партнерами. Интеграция наших стран происходит не только в рамках Таможенного союза или иных экономических или политических содружеств, но и на уровне научных сообществ - а это историческая, образовательная интеграция. Идея евразийства, общности наших народов жива и востребована. И это здорово! И-К: Ваше мнение по международному проекту «Память во имя будущего». Власов: Мероприятие очень значимое и нужное. В первую очередь с точки зрения истории. Потому здесь собрались видные и именитые ученые, которые в спокойной обстановке, без какого-либо накала страстей обсуждают общие моменты единой для наших народов истории. И главное, что это все происходит без идеологического давления извне. Выступая перед жертвами политических репрессий, президент Казахстана сказал: «Мы не хотим кого-то обвинить или обвинить историю. Мы просто хотим знать правду. Зная правду, мы будем знать, что делать, для того чтобы это не повторилось». В этом и есть основная суть не только проекта «Память во имя будущего», но и истории как науки...

Поделиться: