ШОСсе

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
22 мая с.г. в Ташкенте состоялось заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), где стороны обсудили вопросы, связанные с подготовкой к предстоящему саммиту глав государств членов этой организации, который состоится в Ташкенте 11-12 июня с.г.Как стало известно, на Ташкентском саммите наряду с другими намечается подписание двух важных документов: положение о порядке приема новых членов и правила процедуры ШОС. Оба документа были одобрены на заседании СМИД.
ШОСсе

22 мая с.г. в Ташкенте состоялось заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), где стороны обсудили вопросы, связанные с подготовкой к предстоящему саммиту глав государств членов этой организации, который состоится в Ташкенте 11-12 июня с.г. Как стало известно, на Ташкентском саммите наряду с другими намечается подписание двух важных документов: положение о порядке приема новых членов и правила процедуры ШОС. Оба документа были одобрены на заседании СМИД. Следует отметить, что подписание положения о порядке приема членов в ШОС снимет многолетний мораторий на членство в ШОС. Такой мораторий был связан с рядом геополитических соображений и интересов стран-участниц. По данным радиостанции "Голос России", Россия активно вступает за расширение ШОС, тогда как Китай опасается потерять свои ведущие экономические позиции, если, например, Индия вступит в нее. Следует отметить, что у некоторых партнеров по организации есть опасения по поводу расширения ШОС. По их мнению, это может привести к "размыву" самой организации и уменьшению ее веса в мировом масштабе. Согласно правилам процедуры ШОС, инициированным узбекской стороной, появится четкая систематизация подготовки, согласования и принятия документов, выносимых на их рассмотрение, что ускорит процесс принятия решений. Во время встречи с главами внешнеполитических ведомств стран-участниц Президент Узбекистана Ислам Каримов обратил их внимание на необходимость "оптимизации и дальнейшего совершенствования механизмов принятия решений различными структурами ШОС". Естественно, итоги председательства Узбекистана в ШОС найдут отражение в итоговых документах, что будут подписаны во время встречи в верхах. Еще одним немаловажным результатом является подписание в Ташкенте 5 апреля с.г. Совместной декларации о сотрудничестве Секретариатов ООН и ШОС, также инициированной Узбекистаном. Более того, в конце 2009 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за сотрудничество между этими организациями, что открывает новые горизонты для взаимодействия между различными структурами в решении многих насущных международных и региональных проблем. Кто бы чего ни говорил о ШОС, она на сегодняшний день доказала свою релевантность тем, что способствовала и способствует решению жизненно важные межгосударственные проблемы, коими являлись делимитация и демаркация государственных границ, укрепление доверия в военной области, сокращение вооруженных сил в районе границ и являются обеспечение безопасности и стабильности, борьба с тремя злами: сепаратизмом, терроризмом и экстремизмом, а также, развитие экономических связей и т.д. Да, пока не удается решать эти проблемы одним махом или, как говорится, за один присест. Но это не значит, что они не поддаются решению или столь непреодолимы. Несмотря на пессимистические высказывания отдельных ШОС-скептиков, она сложилась как полноценная международная организация с огромным политическим и экономическим потенциалом. Такой скептицизм связан, скорее всего, не каким-то ухудшением положения дел, а чрезмерными ожиданиями от нее. ШОС давно переросла структуру, обеспечивавшую не только безопасность и стабильность стран-участниц. Сегодня она стала многопрофильной организацией, предусматривающей сотрудничество практически во всех сферах жизни. Согласно принятым документам, намечается реализация проектов по торговле и инвестициям, финансам и налогам, природопользованию и охране окружающей среды, транспорту, агропромышленному комплексу, информационным и телекоммуникационным технологиям и т.п. По данным ИА "Жахон", до сегодняшнего дня по развитию отношений в экономике и инвестициях между странами-членами подписаны 33 соглашения и они должны способствовать поступательному социально-экономическому развитию во всех странах. Не секрет, что безопасность и стабильность, успешная борьба с международным терроризмом, наркотрафиком непосредственно связаны с социальным, культурным и экономическим развитием, решением проблем занятости населения и ростом его благосостояния. Сдерживающий фактор ШОС по отношению к внешним угрозам и вызовам будет эффективным только при наличии внутренней стабильности в каждой из стран-участниц. Как было отмечено на последнем заседании СМИД, "безопасность и стабильность на пространстве ШОС неразрывно связаны с безопасностью и стабильностью в каждом из государств-членов". Ярким свидетельством этому являются апрельские события в Кыргызстане. На безопасность стран-участниц ШОС оказывает негативное влияние ситуация в Афганистане, которую нельзя решать только военными методами. Она требует комплексного подхода и страны ШОС готовы принять активное участие в восстановлении этой разрушенной тридцатилетней войной страны. Узбекистан выдвигает не только политические инициативы по урегулированию конфликтов с участием всех заинтересованных противоборствующих сторон (формула 6+3), но и строит автодороги, мосты, железную дорогу, обеспечивает Кабул и приграничные районы электрической энергией. Более того, Узбекистан принимает активное участие в работе Северного маршрута доставок невоенных грузов в Афганистан. Было бы целесообразным использовать не только возможности отдельных стран, но и всего потенциала ШОС в решении афганской проблемы. Правовым фундаментом для этой цели может послужить протокол, подписанный между ШОС и Исламской Республикой Афганистан о создании Контактной группы "ШОС - Афганистан" в 2005 году. К сожалению, пока между силами коалиции и региональными структурами ШОС, нет полного взаимопонимания по этому вопросу. ШОС может стать эффективной площадкой для обсуждения и решения ряда проблем в Центральной Азии, как охрана окружающей среды, высыхание Арала, распределение вод трансграничных рек и т.д., что сняло бы сохраняющуюся напряженность и способствовало бы более тесному развитию многосторонних связей, так необходимых для реализации немалых амбициозных проектов в этом регионе. В качестве яркого примера можно привести успешное строительство газопровода "Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай" в кратчайшие сроки. Для этого есть все предпосылки. Но главная из них наличие института принятия решений путем консенсуса, закрепленное в преамбуле Хартии ШОС. Оно способствует "шанхайскому духу" - духу партнерства и равенства, росту взаимного доверия. Говоря языком метафор, эта организация являет собой хорошо прокладываемое ШОСсе в сторону будущего социально-экономического процветания всех стран-участниц. Фахриддин Низамов, политолог f-nizamov@rambler.ru

Источник - ЦентрАзия
Теги: ШОС

Поделиться: