Центрально-азиатская головоломка

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Опубликованный недавно проект "Программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации" подразумевает, как известно, усиление роли экономических рычагов интеграции в рамках постсоветского пространства, включая Центральную Азию. В частности, в документе говорится о содействии приобретению российскими кампаниями активов предприятий стран Центральной Азии, работающих в высокотехнологичных сферах и в сфере ВПК, усилении деятельности отечественного бизнеса в сфере энергетики (включая сооружение и последующую эксплуатацию Камбаратинской ГЭС в Киргизии). Обозначено также несколько проектов в сфере столь модных сейчас инноваций и телекоммуникаций.
Центрально-азиатская головоломка

Россию вовлекают в опасные игры на территории проблемного региона Опубликованный недавно проект "Программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации" подразумевает, как известно, усиление роли экономических рычагов интеграции в рамках постсоветского пространства, включая Центральную Азию. В частности, в документе говорится о содействии приобретению российскими кампаниями активов предприятий стран Центральной Азии, работающих в высокотехнологичных сферах и в сфере ВПК, усилении деятельности отечественного бизнеса в сфере энергетики (включая сооружение и последующую эксплуатацию Камбаратинской ГЭС в Киргизии). Обозначено также несколько проектов в сфере столь модных сейчас инноваций и телекоммуникаций. Интересно, что о сотрудничестве в энергетической сфере в проекте документа говорится сравнительно немного. Это может показаться на первый взгляд немного нелогичным, однако в действительности вполне закономерно. Ведь о региональной интеграции в энергетической сфере говорится в последние годы очень много, однако успехи российских компаний на центрально-азиатском направлении довольно переменчивы. Во многом это связано с оформившейся за последние два десятилетия экспортно-ориентированной структурой Проблемы региона невозможно разрешить на двусторонней основе внешней торговли России и наиболее богатых нефтью и газом Казахстана и Туркменистана. Между тем, собственные энергоресурсы могли бы сыграть ключевую роль в переориентации экономического развития как России, так и ее южных соседей на инновационные рельсы (хотя бы применительно к самой нефтегазовой отрасли, где сохраняется критическая зависимость от западных инвестиций и технологий). Однако в силу сложившегося положения вещей этого не происходит, а действия российских корпораций в государствах Центральной Азии довольно хаотичны и не способствуют интеграционным процессам. Итог предсказуем: даже в Казахстане, являющимся, согласно официальной риторике, ближайшим стратегическим союзником и торгово-экономическим партнером нашей страны, позиции российских нефтегазовых компаний, не ориентирующихся на разработки повышенной сложности, не являются ни доминирующими, ни даже ведущими. Эксперты приводят в качестве характерного примера неучастие России в разработке весьма сложного в освоении месторождения "Кашаган", которое является пятым в мире по запасам нефти. Именно на кашаганскую нефть Казахстан делает основную ставку в своем стремлении войти в число ведущих мировых экспортеров нефти. Развал единого народнохозяйственного комплекса, существовавшего некогда в рамках единого союзного государства, предельно обострил имеющиеся и породил новые противоречия. Искусственные во многом границы, протянутые там, где их никогда не было, разделили единые историко-географические районы (такие как, например, Ферганская долина), породив этнические разделения и анклавы, ставшие потенциальными очагами напряженности. Авторы упомянутого выше проекта концепции внешнеполитической деятельности предлагают поощрять миграцию рабочей силы из стран СНГ в Российскую Федерацию, создавая для нее соответствующие стимулы, в том числе и для того, чтобы создавать на территории нашей страны новые предприятия. Несомненно, при определенных условиях (включая меры по социальной адаптации и даже ассимиляции мигрантов) частичный отток избыточного трудоспособного населения может смягчить социально-экономические проблемы перенаселенных регионов Центральной Азии. Достаточно напомнить, что аграрная перенаселенность стала одним из факторов недавних массовых погромов в районах неподалеку от Бишкека. Чем это может обернуться, скажем, в Ошской области с ее многочисленной и довольно организованной узбекской диаспорой, страшно себе представить. Однако без эффективно выстроенной региональной кооперации, которая включала бы строительство в государствах Центральной Азии, исходя из их специализации и имеющихся преимуществ, крупных инфраструктурных объектов, не могут быть решены проблемы массовой безработицы и, как следствие, роста криминала, наркоторговли и межнациональной напряженности. Конфликты из-за водных ресурсов могут затронуть Россию самым непосредственным образом Еще одной причиной массовой и зачастую неконтролируемой миграции жителей Центральной Азии в Россию и некоторые другие страны являются ухудшающиеся экологические условия. Недостаток водных ресурсов уже привел к опустыниванию значительных пространств, и этот процесс продолжает ускоряться, провоцируя водные конфликты между странами Центральной Азии. Как известно, наиболее экономически слабые Киргизия и Таджикистан контролируют основную часть водных ресурсов региона, в то время как гораздо более промышленно развитые и населенные Узбекистан и Казахстан испытывают серьезный дефицит воды. Серьезные конфликты в будущем неизбежны, и Россию они могут затронуть самым непосредственным образом. Москва явно не заинтересована в том, чтобы получить очередной "пояс нестабильности" по периметру своих южных границ, а следовательно, пути взаимовыгодного решения "водной проблемы" должны стать частью актуальной внешнеполитической повестки дня для всех заинтересованных государств. Сотрудничество России с государствами Центральной Азии с некоторых пор стало строиться в основном на двусторонних контактах при очевидном снижении роли таких организаций как ОДКБ и ШОС, на создание и совершенствование структуры которых было затрачено в свое время много энергии и материальных ресурсов. Между тем, двустороннее сотрудничество в столь сложном и насыщенном противоречиями регионе, при отсутствии хотя бы минимального уровня доверия между возникшими на месте бывших союзных республик национальными государствами, чревато серьезными проблемами. Россию порой вовлекают в абсолютно не нужные ей игры, заведомо приводящие к негативному результату. В условиях активного влияния внешних сил, интересы которых зачастую прямо противоположны, это может привести к расползанию нестабильности и сужению и так не столь большого "окна возможностей" для решения общерегиональных проблем. Специалисты сильно сомневаются в том, что можно восстановить существовавшие в СССР схемы, направленные на балансировку энергоснабжения союзных республик, исключительно на рыночной, коммерческой основе. А без эффективной работы подобных схем немыслимо стабильное развитие этого сложного региона. Повышение транзитного потенциала Центральной Азии также трудно себе представить без скоординированной и, главное, четко выраженной и подкрепленной реальными действиями политической воли не только образующих регион государств, но также Москвы и Пекина. О том, готова ли Россия на деле учесть все эти моменты в своей центрально-азиатской политике, станет ясно уже в ближайшее время.

Источник - Новая политика

Поделиться: