Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А. Медведев: Интеграционные инициативы Нурсултана Назарбаева в контексте консолидации Центрально-азиатского региона

24.05.2010

Автор:

Теги:

                                                                                                                                                            А.Медведев

исполнительный директор автономной некоммерческой организации «Центр политических технологий «ПолитКонтакт»

 Одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Казахстан является приверженность интеграционным процессам региона.

С момента обретения независимости лидером Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым с завидной регулярностью генерируются  интеграционные инициативы, свидетельствующие о непрекращающемся поиске Казахстаном оптимальных вариантов многостороннего межгосударственного сотрудничества в рамках региона.

Примечательно то, что и в  ходе нынешнего председательствования Казахстана в ОБСЕ  предпринимаются шаги, для того, чтобы использовать потенциал  и инструментарий данной международной организации  в процессе построения  безопасной, стабильной и процветающей ЦА, повышения привлекательности региона, в том числе экономической. 

Для этого Нурсултаном Назарбаевым инициируется  проведение в Астане Саммита глав государств-членов ОБСЕ.Предстоящее в 2011 году председательство Казахстана в Организации Исламская Конференция, самой крупной и наиболее влиятельной официальной правительственной мусульманской международной организации (объединяющей 57 стран с населением около 1,2 млрд. человек), как ожидается, так же будет направлено на привлечение дополнительного внимания международного сообщества к центральноазиатскому региону.

Президент Казахстана эффективно  использует площадки международных форумов и многосторонних саммитов для продвижения интересов Казахстана на мировой арене.

Постоянная активная деятельность Нурсултана Назарбаева  в международной сфере обеспечивает  Казахстану качественные достижения на стратегических направлениях внешней политики.

Однако в данной деятельности, как представляется, прослеживается не только следование  исключительно национальным интересам Казахстана, но и региона ЦА в целом.

Глобальные интеграционные инициативы Нурсултана Назарбаева хорошо известны. В частности,  одна из них, представленная Президентом Казахстана на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992 года, воплотилась в созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВДМА).  Сегодня СВДМА  является уникальной в своем роде площадкой для диалога и поиска взаимоприемлемых мер по разрешению проблем в   многоликой и противоречивой   Азии.

Ее неотъемлемая часть, регион Центральной Азии также не является однородным. Разность моделей экономико-политического  развития, степени вовлеченности (или изолированности от) в международное экономическое пространство,   разность экономических потенциалов стран региона, а зачастую и скрытое противоборство за региональное лидерство,  вкупе с рядом внешних факторов создают серьезные препятствия для реальной интеграции.   

Кроме того, в силу особенностей государственного устройства стран региона, их внешнюю политику определяют в основном лидеры государств, что закономерно ведет к повышенному уровню ее субъективизма,  прямой зависимости от  их личных симпатий-антипатий. 

Тем не менее, убеждение в  необходимости интеграции, так или иначе, разделяют все лидеры государств ЦА, что находит свое отражение в периодически озвучиваемых интеграционных проектах с той или иной стороны. В частности, интеграционные предложения  были озвучены в апреле 1993 года Исламом Каримовым, об идее создать конфедерацию пяти центральноазиатских республик заявлял в середине 90-х годов прошлого столетия Сапармурад Ниязов.  

До присоединения  Узбекистана к ЕврАзЭС центрально-азиатские страны уже располагали опытом интеграционного объединения (ЦАРС – Договор о едином экономическом пространстве 1994 г. – ЦАС-ЦАЭС-ЦАС-ОЦАС),  итогом которого было вхождение ОЦАС (Организации центрально-азиатского сотрудничества) в ЕврАзЭС.

На данном фоне заслуга Казахстана и личная заслуга его лидера видится в том, что на международном уровне ими предлагаются не просто схемы и призывы к интеграции, а концептуально оформленные решения. И что видится принципиально важным – политика Казахстана на протяжении уже почти 20 лет остается последовательной и предсказуемой, не подверженной часто меняющейся внешнеполитической конъюнктуре, что выгодно выделяет Казахстан на фоне внешнеполитических «дерганий» ряда государств постсоветского пространства.

Нравилось это кому или нет, но еще на заре независимости Казахстаном были четко определены и озвучены приоритеты внешней политики – многовекторность и евразийство, с тех пор внешнеполитический курс Казахстана не менялся, что вызывает заслуженное уважение.

С таким же уважением необходимо относиться к последовательности Нурсултана Назарбаева в выдвижении интеграционных инициатив.  Философия его подходов к возможным моделям интеграции на постсоветском пространстве была призвана заполнить тот духовный и смысловой вакуум, который образовался после крушения коммунистических ценностей.

29 марта 1994 году в ходе лекции перед преподавателями и студентами в МГУ имени М.В.Ломоносова Президент Казахстана впервые озвучил идею создания Евразийского союза (ЕАС). 

 Хочу напомнить,  что в ходе организованных Государственной Думой РФ 14 июня 1994 года слушаний «О возникновении СНГ, его нынешнем состоянии и перспективах развития», было отмечено, что ЕАС – наиболее разработанная и обоснованная из предложенных на сегодня интеграционных идей, отвечающая чаяниям большинства населения СНГ.

По всей видимости, таковой она остается и по настоящее время.Идея евразийства, изложенная Нурсултаном Назарбаевым, основана на духовно-нравственном единстве и культурно-историческом взаимодействии евразийских народов в течение тысячелетий.

Эта идея включает в себя несколько аспектов и сторон: идею диалога культур Европы и Азии; обозначение суперэтнической общности, элементы, взятые из идейно-политического движения 20-х годов XX века в Европе, в частности проекта Пан-Европы, который предложила группа европеистов того времени во главе с князем Р.Куденхове-Калерги и который после Второй мировой войны лег в основу современного Евросоюза; идею интеграции государств на евразийском пространстве.

В основе евразийства лежат принципы открытости и терпимости общества, его готовности к восприятию полезного извне, способности синтезировать своё и воспринятое извне.

С учетом  аморфности СНГ, которая не позволяет реализовывать имеющийся интеграционный потенциал,   Нурсултан Назарбаев заявил о многоярусном многоскоростном интеграционном процессе в рамках СНГ, который мог быть представленным следующим образом: Казахстан продолжает взаимодействовать с СНГ, развивая проект ЕАС, и участвуя в создании новых интегрированных структур, как Организация экономического сотрудничества (ОЭС) и Центральноазиатский союз (ЦАС).

То, что интеграционные идеи с завидной регулярностью исходят от Казахстана и его лидера Нурсултана Абишевича Назарбаева видится логичным.  Конечно, сейчас, с учетом глобального экономического кризиса, придется пересмотреть многие планы.

Однако с учетом законов цикличности, кризис не может являться вечным, и Казахстан имеет все шансы преодолеть его негативные последствия и вновь активизировать обсуждение вариантов региональной интеграции.  До кризиса Казахстан на протяжении нескольких лет демонстрировал  средний ежегодный экономический рост, превышающий 10%.

Это говорит о том, что Казахстан был готов к материально-финансовой поддержке интеграционных инициатив. Весьма привлекательным по сравнению с иными странами региона выглядит и уровень производственно-технологического и управленческого опыта Казахстана, а также то обстоятельство, что Республика Казахстан стала стратегическим партнером для всех главных мировых держав,  активно представленных в ЦА – КНР, РФ, США и ЕС.На мой взгляд,  активность,  четкая  последовательность и здоровая напористость, с какими лидер Казахстана продвигает идеи интеграции ЦА,  в итоге  приведут к тому, что, во-первых, Казахстан станет международнопризнанным модератором интеграционных процессов, а во-вторых, добьется признания, наряду с экономическим, и политического лидерства в регионе.

При этом политического лидерства не в смысле возможности навязывать свою волю и  интересы соседям по ЦА, а качестве способности понимать и отражать общие интересы региона, обеспечивая их защиту совокупностью потенциальной мощи всего региона.

Представляется, что идея евразийской интеграции не только себя не исчерпала, но и в долгосрочной перспективе фактически не имеет альтернативы.  Условия глобального экономического кризиса дают шанс государствам региона заново переосмыслить возможности интеграции. Реализации идеи формирования единых экономических пространств в настоящее время активно прорабатывается в Азии, на африканском континенте, в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии в рамках АСЕАН Китай также активно пытается  создать аналогичное.

Эти проекты подразумевают и появление альтернативы доллару  в качестве резервной некой валюты. Евразийский регион может сегодня сыграть особую роль в создании нового механизма мирового экономического устройства, в связи с чем озвученная Нурсултаном Назарбаевым идея введения в своей зоне евразийской расчетной единицы видится своевременной. 

 В заключение хочу сказать, что на постсоветском пространстве воплощение философии евразийства в «практическое евразийство»  могло бы концептуально  помочь реализации интегративных  проектов и инициатив, связанных с деятельностью  таких межгосударственных объединений как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС.    

В том числе реализация подписанных 27 ноября 2009 года  на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС документов о создании Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси подает надежду на открытие новой страницы в истории постсоветского пространства. Спасибо за внимание.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение