Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Что стоит за назначением Розы Отунбаевой временным президентом Киргизии?

22.05.2010

Автор:

Теги:
Аркадий Дубнов

Не будет большим преувеличением сказать, что вся Центральная Азия, если не сказать больше, - все постсоветское, а то и более широкое пространство, с напряженным интересом наблюдают за попыткой возобновить процесс государственного строительства в Киргизии. Этот процесс фактически не имеет аналогов в современной истории, а потому вызывает ожесточененную критику, подозрение, недоверие или просто отторжение и попытку повернуть его вспять. Все это закономерно. Каждый из аргументов, который приводится в оправдание критиками и противниками это процесса имеет право на существование. Однако, мало кто из них может сформулировать альтернативу или взять на себя ответственость за выход из сложившейся в Киргизии ситуации после свержения президента Курманбека Бакиева.

Единственное, в чем согласны практически все внутренние и внешние наблюдатели, - это невозможность возвращения к власти Бакиева или представителей его клана, в особенности после кровавых событий 7 апреля, жертвами которых на сегодняшний день стали 89 человек.

Все остальное должно и может обсуждаться.

Главное, из чего, как представляется, следует исходить. После 7 апреля, в результате бегства из Бишкека президента страны и взятия на себя ответственности за ситуацию киргизской оппозиции сформировавшей временное правительство, в стране возникла беспрецедентная ситуация, перестали существовать или были распущены все конституционные структуры власти,- президент, правительство, парламент. Возможно, ошибкой было решение временного правительства распустить парламент и стоило бы сохранить этот единственный конституционный орган, как это сделал Феликс Кулов после событий 24 марта 2005 года после бегства президента Аскара Акаева.

Однако, как заметила автору глава временного правительства Роза Отунбаева, некоторые ее коллеги категорически отказывались признавать этот парламент, формирование которого в 2008 году было в серьезнейшей степени фальсифицировано.

Как в этой ситуации можно было избежать ловушки нелегитмности, в которую неизбежно попадала новая власть?

К примеру, один из самых интересных киргизских политиков, бывший вице-спикер Жогорку Кенеша(парламента страны) Кубатбек Байболов, на момент апрельских событий находившийся в вынужденной эмиграции, считает, что после событий 7 апреля и роспуска парламента необходимо было созывать учредительное собрание. Вошедшие в его состав представители всех слоев населения и регионов страны делегаты должны были принять новую конституцию Киргизии, подготовтить страну к проведению парламентских и президентских выборов, а затем собрание подлежало роспуску. Поскольку сегодня это делать уже поздно, - идея принадлежит истории, - приходится двигаться дальше.

Временное правительство созвало конституционное совещание. Его формирование, равно как и предложенный в качестве основы для обсуждения проект самой конституции, вызвали ожесточенные споры в обществе. Впрочем, как и любое решение новых киргизских властей. Однако, поскольку подавляющая часть общества была согласна с необходимостью как можно быстрее обеспечить создание легитимных органов власти, то ему ничего другого не оставалось, кроме как согласиться с итоговым проектом Основного закона, предложенного для утверждения на референдуме 27 июня этго года.

Этот процесс проходил одновременно с развитием опасного противостояния на юге страны, в первую очередь, в Джалал-Абадской области, откуда родом семья Бакиевых. Очевидно, подогреваемая там, в том числе, и ими фронда дважды, 12-14 мая и 18-20 мая чуть не привела к масштабному кровопролитию между сторонниками временного правительства, с одной стороны, и бакиевского клана, с другой... Но еще опаснее выглядели попытки разжечь межэтнические столкновения между киргизским и узбекским населением киргизского Юга.

В предложенных обстоятельствах необходимо было действовать быстро и решительно. Иначе стремительно нарастающее противостояние грозило перерасти в кровопролитие, сравнимой по масштабам с трагическими Ошскими событиями 1990 года, унесшими жизни тысяч людей. Временное правительство с утра 19 мая начинает готовиться к введению чрезвычайного положения в Джалал-Абаде и его пригороде, Сузакском районе.

Однако, главе временного правительства Розе Отунбаевой не хватало для этого соответствующих полномочий, такими полномочиями обладает лишь глава государства. Тогда, после шестичасового заседания правительства единогласно принимается решение о назначении Отунбаевой временным президентом Киргизии сроком на полтора года без права баллотироваться на следующих президентских выборах. Нет никакого смысла спрашивать, было ли это это решение конституционным, разумеется, - нет. Ни в одном из текстов Основного закона нет нормы, прописывающей такой порядок назначение главы государства. Но чрезвычайные обстоятельства требуют чрезвычайных решений, такова логика действий нынешней власти в стране.

Еще днем раньше, 18 мая предполагалось, что утверждение Розы Отунбаевой временным президентом произойдет на конституционном референдуме 27 июня, где этот вопрос станет вторым после одобрения Основного закона, но события, видимо, опередили эти планы. Следует иметь в виду при этом, что для самой Отунбаевой это решение выглядит весьма рискованным. В случае, если за месяц с лишним, оставшийся до референдума, ее действия вызовут серьезную критику, то она может не получить одобрения референдума и тогда перестанет быть даже временным президентом, отказавшиь ранее от шансов побороться за звание «постоянного» на президентских выборах. В этолм случае, она останется лишь главой временного правительства и покинет этот пост после проведения парламентских выборов 10 октября и формирования правительства парламентского большинства.

С другой стороны, следует помнить, что на время проведения этих выборов практически все ее коллеги по правительству, являющиеся лидерами различных партий, должны будут на время выборов подать в отставку со своих постов, оставив Розу Отунбаеву единственным «начальником» страны...

Пока же следует признать, что именно благодаря авторитету Отунбаевой удалось прекратить 20 мая экономическую блокаду Киргизии, практически введенную Астаной, закрывшей границу между Киргизией и Казахстаном после апрельских событий. По сведениям автора этих строк, полученным из осведомленных источников, Розе Отунбаевой пришлось прибегнуть к содействию Москвы, чтобы подтолкнуть руководство Казахстана к решению открыть границу. Это позволило вновь оживить экономическую деятельность в Киргизии и сбить цены на киргизскую сельхозпродукцию, поступающую на юг Казахстана.

Надо отметить, что и сами киргизы вынуждены были действовать, чтобы оказать давление на власти состедней страны. Сделано это было весьма просто, но эффективно. 18 мая было объявлено, что власти Киргизии перестают подать воду для полива в соседнюю Джамбульскую область Казахстана. Это весьма болезненно могло отразиться на казахстанских фермерах, именно в мае идет активный вегетационный процесс на их сельскохозяйственных угодьях.

Необходимость поддержки временного правительства на определенных услових сегодня осознают такие разные киргизские политики, как Феликс Кулов, Кубатбек Байболов и Омурбек Бабанов. Самый авторитетный и известный из них, 61-летний экс-премьер Кулов не перестает при этом критиковать отдельные действия чиновников временного правительства за их некомпетентность и отсутствие правовой культуры. Бывший вице-премьер, 40-летний Омурбек Бабанов, состоятельный бизнесмен и эффективный политический менеджер, дважды избиравшийся депутатом парламента(в последнем парламенте, куда он попал по списку социал-демократической партии Киргизии, СДПК, он уступил свой мандат Розе Отунбаевой), готовится к формированию новой политической силы, чтобы завоевать место под солнцем в будущей властной конфигурации страны.

Сама же Роза Отунбаева 21 мая заявила о своем выходе из СДПК в полном соответствии с положениями о переходном периоде(ППП). Это положение было опубликовано 21 мая вместе с проектом новой конституции, Положениие гласит следующее: «Президент КР на переходный период не вправе состоять в политической партии, обязан соблюдать политическую нейтральность и воздерживаться от любых действий, связанных с поддержкой каких-либо политических партий. Он обязан обеспечить проведение свободных, честных и прозрачных выборов президента и депутатов Жогорку Кенеша».

http://russian.eurasianet.org/node/31134


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение