Нагорно - Карабахский конфликт: не согласовано ничего

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последние дни Баку и Анкара настаивают, причем достаточно последовательно, что в вопросе урегулирования Нагорно- Карабахского конфликта возвращение, как минимум, двух районов из семи прилегающих к бывшей административной границе бывшей Нагорно-Карабахской автономной области территорий уже находится в этапе обсуждения.
Нагорно - Карабахский конфликт: не согласовано ничего
Нагорно - Карабахский конфликт: не согласовано ничего
Давид Петросян

В последние дни Баку и Анкара настаивают, причем достаточно последовательно, что в вопросе урегулирования Нагорно- Карабахского конфликта возвращение, как минимум, двух районов из семи прилегающих к бывшей административной границе бывшей Нагорно-Карабахской автономной области территорий уже находится в этапе обсуждения.

Этот вопрос затрагивает и турецкая газета "Хюрриет". Последняя утверждает, что возврату подлежат Кельбаджар и Физули. Согласно изданию, во время своего визита в Баку, состоявшегося после встречи с президентом Дм.Медведевым, премьер-министр Р.Эрдоган привез с собой в Баку "новый план" урегулирования Нагорно- Карабахского Конфликта. В соответствии с этим планом, якобы, "после возврата" двух вышеупомянутых районов, Азербайджан может открыть границу с Арменией. Во время совместной пресс-конференции в Баку, президент Азербайджана И.Алиев представил эти требования в качестве предусловий снятия коммуникационной блокады с Армении.

Турецкие источники указывают, что, якобы, подобное соглашение достигнуто в ходе:
- встреч президента США Б.Обамы с президентом С.Саргсяном и премьер- министром Р.Эрдоганом еще в апреле этого года (впервые эта информация появилась именно тогда в турецкой газете Star),
- во время визита президента России Дм.Медведева в Турцию в мае с.г.

Р.Эрдоган, якобы, вдобавок к "новому плану" привез с собой в Баку "новую дорожную карту", по которой и ведет свою "молчаливую дипломатию".

Таким образом, согласно этой версии Азербайджан получает все, что он хочет: вывод армянских войск, территориальную целостность и решение вопроса статуса Нагорного Карабаха в рамках территориальной целостности Азербайджана, т.е. имеется в виду предоставление армянам этого региона статуса "самой высокой автономии". При этом, руководство Азербайджана в очередной раз сделало заявление о своей приверженности "Мадридским принципам" и ожидании ответа от Еревана.

Р.Эрдоган также отчетливо дал понять, что в случае вывода армянских подразделений из Кельбаджара и Физули, турецкая сторона откроет турецко-армянскую сухопутную границу и вообще с ратификацией армяно- турецких протоколов подписанных в Цюрихе все будет o'k. Таким образом Анкара в очередной раз подтвердила, что она жестко увязывает прогресс в армяно-турецких отношениях с процессом урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.

Возникает вопрос: почему в требовании Анкары и Баку упоминается Кельбаджар? Ведь ранее этот район упоминался в последнюю очередь. Скорее всего, турецкая сторона хочет продемонстрировать следующее обстоятельство: граница была закрыта после того как армяне в 1993 году установили контроль над Кельбаджаром. Отсюда и требование: выходите из Кельбаджара - откроем границу. При этом, для экспертов очевидно, что уход армянских подразделений из Кельбаджара, подрывает всю систему обороны и безопасности Нагорного Карабаха. Так что требования турецкой и азербайджанской стороны, с точки зрения армян - экстремальны и неуместны.

В этой ситуации интересно другое - эти требования совместно с Анкарой выдвигает Баку, который начал в 1991 году военную агрессию против Нагорного Карабаха, а в 1994 году вынужден был согласиться на перемирие перед угрозой полного военного поражения. Фактически, сторона, потерпевшая военное поражение, выдвигает условия заключения мирного соглашения тому, кто ее одолел.

Почему как получилось?

Причин много и сложившаяся ситуация скорее констатирует результат политики администраций Р.Кочаряна и С.Саргсяна. Напомним, что первый вывел из переговорного процесса Нагорный Карабаха, а второй де-факто привел в него Турцию. Немалую роль играет внутриполитическая ситуация в Армении и низкая легитимность ее нынешнего руководства не только в глазах авторитетных международных структур, но, прежде всего, в глазах собственного народа. Страна, при полной поддержке таких организаций как Совет Европы, ОБСЕ и пр., трансформируется в султанат, где убийства граждан в полиции, наличие политзаключенных и блокирование неподконтрольной властям прессы - становится нормой. Что касается кровавой бойни 1 марта 2008 года в центре Еревана, то создается впечатление, что ПАСЕ на время забыло о своих собственных резолюциях и громких требованиях расследовать это чудовищное преступление и наказать виновных. Содокладчики Совета Европы француз Жорж Коломбье и англичанин Джон Прескотт, по странному стечению обстоятельств, никак не доберутся до Армении. В свою очередь, Мониторинговый комитет положил по сукно находящееся в обращении в ПАСЕ требование шведского депутата Йорана Линдблада расследовать вопрос использования руководством Армении армии в событиях 1 марта 2008 года.

Причина этому всему одна: вышеназванные структуры вместе со своими правительствами ждут когда руководство Армении и С.Саргсян подпишет "Мадридские принципы" и приступит к разработке полномасштабного соглашения.

Одновременно, Россия, являющаяся военным союзником Армении, ведет здесь свою игру, устанавливая стратегические отношения с Турцией и отношения стратегического партнерства с Азербайджаном. Совершенно очевидно, что здесь Москва преуспела и это в ее интересах. Однако в Ереване все чаще задаются вопросом о том, что новая политика Москвы в регионе медленно приводит к эррозии основ армяно-российских отношений и росту недоверия к ней в Армении. Все чаще слышатся разговоры о том, что в Москве вспоминают об Армении только тогда, когда Россия слаба. Когда же она усиливается, то она улучшает свои отношения с Азербайджаном и Турцией за счет Армении и армян. При этом, в Армении все чаще вспоминают сговор 1920 года между Россией Владимира Ленина и Турцией Кемаля Ататюрка.

Нынешняя политика России в двусторонних армяно-российских отношениях основана не на стремлении реально улучшить отношения между двумя дружественными народами, а на стремлении еще больше пристегнуть к себе нынешнюю элиту в Ереване. Отношение же к последней в армянском обществе как минимум неоднозначно. Свидетельством этой политики является инициатива правительства Армении и руководства правящей Республиканской партии, которые затеяли проталкивание в парламенте страны совершенно необоснованного и антиконституционного законопроекта об иноязычных школах. Подразумевается, что законопроект будет способствовать открытию в Армении, 97% населения которой составляют армяне, прежде всего русских школ. Судя по всему, в Москве не до конца понимают последствия своего стремления "усилить" позиции русского языка в Армении. На наш взгляд, это - мина под двусторонние отношения, которая рано или поздно взорвется. Косвенным свидетельством тому является практически единогласное решение Общественного совета при президенте о неприемлемости вышеупомянутого законопроекта.

Другой пример российской политики в Армении не менее интересен.

Не так давно, в российской электронной прессе, а точнее в газете The Moscow Post, за авторством Георгия Терентьева была опубликована 4-ая часть материалов из серии "Грабители Армении". В разделе, посвященном лидеру парламентской партии "Баргавач Айастан"/ "Процветающая Армения" Гагику Царукяну, написано что будучи сотрудником правоохранительных органов он был осужден за изнасилование и отбыл срок. Затем показано какими путями он стал одним из самых богатых людей в стране (активы его оцениваются в 1 млрд долларов США) и стал главным бизнес-партнером экс-президента Р.Кочаряна.

18 мая стало известно, что вышеупомянутый Г.Царукян получил медаль Юрия Гагарина. Медаль ему вручили члены космической федерации РФ, дважды герои СССР Алексей Леонов, Виктор Горбатко и Владимир Ляхов, которые прибыли в Армению по приглашению Г.Царукяна. По утверждению пресс-службы партии "Баргавач Айастан" медаль была вручена Г.Царукяну "за агитацию космической науки в странах СНГ и за личный вклад в поддержании авторитета данной области и финансовую поддержку в области развития космических полетов". Одновременно, один из родственников Г.Царукяна, спикер парламента О.Абрамян, заявил, что в следующем году в г.Абовяне может быть открыт памятник первому человеку, облетевшему на космическом корабле нашу планету.

Надо полагать, что вручение медали Юрия Гагарина армянскому олигарху Гагику Царукяну, должно поднять армяно-российские отношения на новую высоту.

В скором времени ожидается визит в Армению президента России Дм.Медведева и пока нет никаких симптомов того, что в Москве осознают проблемность политического курса, проводимого в отношении Еревана.

Что касается урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта, то мы скептически относимся к подвижкам в этом вопросе, т.к. реальные позиции сторон по ключевым пунктам остаются прямо противоположными. Активность Турции в Азербайджане и в отношениях с Москвой, кажущаяся готовность России оказать давление на С.Саргсяна, скорее всего, не будут иметь должного результата. Другое дело, что остается нечеткой реакция армянских официальных лиц на заявления Баку и Анкары по вопросам, связанным с урегулированием Нагорно- Карабахского конфликта. В основном ответы армянской стороны озвучивает заместитель министра иностранных дел Ш.Кочарян. В выступлениях последнего четко не говорится, что азербайджанские и турецкие заявления не имеют какого-либо отношения к действительности, к реальным предложениям Минской группы ОБСЕ и к "Мадридским принципам". Ведь переговоры по ним ведутся по принципу: "Не согласовано ничего, пока не согласовано все".

источник: ИАЦ "Ноян Тапан"

Поделиться: