В Евросоюзе началась подготовка к заключению соглашения об ассоциации с Азербайджаном.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Соглашения об ассоциации открывают для стран Южного Кавказа перспективу политической ассоциации и постепенной экономической интеграции с ЕС. И вообще это чрезвычайно полезный инструмент, который поднимет отношения ЕС с этими странами на качественно новый уровень. Вместе с тем, Эштон напомнила, что будущие соглашения отнюдь не предусматривают возможность членства в Евросоюзе и, по сути, заменят действующие двусторонние договоренности о партнерстве и сотрудничестве. Последние, как известно, не оправдали возлагавшихся на них надежд. Так, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Азербайджаном, вступившее в силу в 1999 году, не стало особо эффективным инструментом активизации взаимодействия с Объединенной Европой, а ряд его положений вообще не выполняется.
В Евросоюзе началась подготовка к заключению соглашения об ассоциации с Азербайджаном.

ВЕвросоюзе началась подготовка к заключению соглашения об ассоциации сАзербайджаном. Аналогичных договоренностей Брюссель намерен достичь с Тбилиси иЕреваном.

ЕгорКузнецов, Брюссель ("Азербайджанские Известия")

Всюминувшую неделю в высших структурах ЕС в Брюсселе, помимо экстренного спасения Грецииот дефолта, постоянно говорили о бывших советских республиках, в том числеАзербайджане. И для этого было много поводов.

Во-первых,отмечались «дни рождения» программ, в которых участвует Азербайджан. Речь идето пятилетии Программы европейского соседства, которая распространяется на 16государств, и первой годовщине «Восточного партнерства», в которую вовлеченышесть постсоветских стран. Во-вторых, Евросоюз дал «зеленый свет» переговорамоб ассоциации с Азербайджаном, Арменией и Грузией.

На заседанииСовета по иностранным делам под председательством главы МИДа Испании МигеляАнхеля Моратиноса, где Еврокомиссии был выдан мандат на ведение переговоров озаключении соглашений об ассоциации, присутствовала сама верховныйпредставитель Евросоюза по международным делам и политике безопасности КэтринЭштон. Она с энтузиазмом говорила об идее сближения Евросоюза со странами такогостратегически важного региона, как Южный Кавказ. При этом госпожа Эштон непреминула заявить, что отношения ЕС с каждым из трех государств должны основыватьсяна общих ценностях и принципах – демократии, верховенстве закона, уважении правчеловека и т.д.

Поее словам, соглашения об ассоциации «открывают для стран Южного Кавказаперспективу политической ассоциации и постепенной экономической интеграции сЕС». И вообще это чрезвычайно полезный инструмент, который поднимет отношения ЕСс этими странами на качественно новый уровень. Вместе с тем, Эштон напомнила,что будущие соглашения отнюдь не предусматривают возможность членства вЕвросоюзе и, по сути, заменят действующие двусторонние договоренности опартнерстве и сотрудничестве.

Последние,как известно, не оправдали возлагавшихся на них надежд. Так, Соглашение опартнерстве и сотрудничестве с Азербайджаном, вступившее в силу в 1999 году, нестало особо эффективным инструментом активизации взаимодействия с ОбъединеннойЕвропой, а ряд его положений вообще не выполняется.

Теперьже перед Азербайджаном открывается вполне реальная перспектива либерализацииторговли и визового режима с Евросоюзом. Дело за малым – чтобы Баку соблюдал текритерии, выполнения которых Брюссель требует от своих партнеров. Не случайно вЕврокомиссии регулярно проводится своего рода мониторинг - готовятся отчеты, отражающиесоциально-экономическое и политическое положение таких стран.

В18-страничном докладе по Азербайджану за 2009 год, выпущенному на днях, обстановкав стране в целом оценивается в более мажорных тонах, чем в предыдущие годы. Отмечаютсяположительные подвижки на экономическом и социальном фронтах. Правда, нареканияпо-прежнему вызывают «отсутствие очевидного прогресса в вопросе защиты правчеловека и основных свобод» и медленное реформирование пенитенциарной системы.В этой связи Азербайджану рекомендуется предпринять дополнительные усилия вобласти надлежащего применения законодательства, расширения политическогодиалога и борьбы с коррупцией.

Чтокасается товарооборота Азербайджана с 27 странами-членами Евросоюза, то впрошлом году он из-за глобального финансового и экономического кризисасократился: экспорт – на 31%, а импорт – на 22%. Тем не менее, ОбъединеннаяЕвропа остается главным внешнеторговым партнером Азербайджана. Если его экспортв страны ЕС в прошлом году почти на 99% состоял из минерального топлива, то в2010-м доля углеводородного сырья может снизиться. Ведь недавно Еврокомиссиядала «добро» на импорт икры осетровых рыб из Азербайджана.

Впрочем,в Евросоюзе не скрывают, что рассматривают Азербайджан в качестве жизненно важногоисточника энергоресурсов и транзитного коридора для их поставок на Запад.Свидетельство тому – подписанный в 2006 году Меморандум о взаимопонимании посотрудничеству в энергетике. Им предусматривается сближение законодательства,регулирующего азербайджанский энергетический рынок, с нормами ЕС, обеспечениебезопасности транзитных маршрутов, связывающих нефтяные и газовые месторожденияКаспия с Европой, а также расширение технического сотрудничества. Брюссель надеетсяна выполнение Азербайджаном своих обязательств по так называемому Южномуэнергетическому коридору, включающему транспортировку природного газа в Европупо будущему трубопроводу Nabucco.

Всвою очередь, ЕС играет ведущую роль во внешней помощи Азербайджану. Правда, поПрограмме европейского соседства ему было отпущено в 2007-2010 годах 88 млн.евро, вместо ранее запланированных 92 млн. Эти средства идут на поддержку в Азербайджане демократии, проведениесоциально-экономических реформ, борьбу с бедностью, реализацию законодательных преобразованийна транспорте и в энергетике.

Крометого, 20 млн. евро было получено в 2009 году в рамках ежегодной Программы действий ЕС – Азербайджан.Эта сумма тоже предназначена для ускорения социально-экономических реформ иразвития сельского хозяйства.

Навопрос корреспондента «Азербайджанских известий», не отразится ли болееинтенсивное вовлечение Азербайджана в европейскую орбиту на отношениях Баку сМосквой, председатель Парламентской Ассамблеи Euronestпо связям Европарламента со странами, входящими в«Восточное партнерство», Кристиан Вигенин ответил:

- Ни«Восточное партнерство», ни Euronest не ставят цельюпротивопоставить Евросоюз России. На мой взгляд, ЕС и Россия заинтересованы втом, чтобы их соседи превратились в стабильные с политической и экономическойточки зрения страны. Поэтому успешная реализация «Восточного партнерства»должна быть выгодна России. Ведь никто не желает иметь нестабильных соседей. Авсе утверждения о том, что ЕС создает некий кордон у границ России и вторгаетсяв сферу ее интересов, считаю необоснованными. Если Брюссель и Москва найдут способы сотрудничества в этихстранах, то общий эффект будет усилен и окажется положительным как для Европы, таки для России.


Поделиться: