Эдуард Ковель. Казахстан-2010. Система с лидером и без него.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Развернувшаяся дискуссия о том, что будет делать после 2012 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, откровенно говоря, носит предельно виртуальный характер. Поскольку даже те, кто предполагает, что в их руках находится некое эксклюзивное знание, скорее всего, не знают ровным счетом ничего.
Эдуард Ковель. Казахстан-2010. Система с лидером и без него.


Развернувшаясядискуссия о том, что будет делать после 2012 года президент КазахстанаНурсултан Назарбаев, откровенно говоря, носит предельно виртуальный характер. Поскольку даже те, кто предполагает,что в их руках находится некоеэксклюзивное знание, скорее всего, незнают ровным счетом ничего.

Фирменныйзнак Ак Орды - принимать решения таким образом, что все, даже самые продуманные на экспертном уровне ивыверенные схемы, как правило, оказываются пустым местом. Здесь дело не тольков том, что в коридорах президентской администрации умеют хранить тайны. Огромную роль играют субъективные факторы, которыеоказывают решающее воздействие на механизмы принятияокончательных решений.

Следовательно, все, что касается итоговоговарианта "реформы", в сравнение с еепервоначальной задумкой - чаще всего этодва абсолютно несопоставимых продукта. Более того, они превращаются в настолькоэклектичные и плохо соединяемые друг с другом составляющие, что по неволезадумываешься о том, является ли это авторским творением какого-то одноголица или анонимных родителей у такого рода проекта с избытком, атак чаще всего и бывает.

Вот и вопрос, для чего казахстанский Мажилис принимает закон о лидере нации,плохо увязывается с конкретными персоналиями, агораздо большей степени заставляет задумываться о том, какой же механизмнамерена использовать Ак Орда для того, чтобы застолбить свое новое фирменное ноу-хау- закон о статусе первого президентаКазахстана или, говоря более точными формулировками - закон о лидере нации.

Можносогласиться с российским экспертомГрозиным, что такого рода проекты не имеют аналогов, пожалуй, не только напостсоветском пространстве, но и во всем мире, может быть за исключением Кореи.Другое дело, что те условия, в которых он принимается концептуально отлично отнаиболее часто используемых аналоговых примеров, таких как Ататюрк, Дэн Сяо Пинили Ли Куан Ю.

Казахстанэто постсоветское транзитное государство, в котором не завершена даже перваяфаза кадрового "перехода", и у власти до сих пор остаются многие из тех, ктосоставлял высший слой национальной партийной номенклатуры, а с другой стороны,в политике присутствует второе и третье поколение управленцев, так называемые «младоказахи»,затем болошаковцы и теперь уже совсем новое поколение «Х» от государственногоаппарата, которым сейчас едва задвадцать пять.

В этом смешении людей, идей и управленческих механизмовкак раз и заключена главная проблема для нынешней казахстанской элиты, котораяможет быть и хотела сохранить все, что накоплено непосильным трудом за 20 летнезависимости при любом раскладе – остается Нурсултан Абишевич у власти илиуходит, но до конца не знает, как именно это можно сделать, понимая при этом,что по большому счету единственной реальнойточкой опоры современной казахстанского политического класса является именно президентРК, как бы к нему не относились недругиили, напротив, избыточные доброжелатели.

И вотзадача - как сохранить в стабильностисистему, в которой существует только одна точка опоры, но она в силуопределенных личных или иныхобстоятельств может, а возможно даже и захочет оказаться вне этой системы после2012 года. Задача предельно непростая.

Апотому варианты решения, которые предлагаются сейчас, на самом деле, конкурентны.Та версия, которую изложили депутаты Мажилиса только один из возможных путейрешения вышеупомянутой задачи, который создает некую "кредитную историю" у статуса национальноголидера, но вовсе не дает ответа на все наболевшие вопросы казахстанской жизни.Так что, как говорят в Одессе «будем посмотреть». Ничего еще не предрешено.


Теги: Казахстан

Поделиться: