Андрей Чеботарев: Лидер нации - результат целенаправленной и спланированной идеолого-пропагандистской работы госаппарата РК

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
13 мая депутаты Сената Парламента Республики Казахстан единогласно приняли поправки в законы, которые устанавливают статус Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как лидера нации, ранее одобренные Мажилисом Парламента РК. Депутаты Сената подчеркнули, что законопроект юридически закрепляет фактическое положение дел, т.к. благодаря Президенту Казахстан состоялся как успешное государство, чей авторитет признан международным сообществом. Ситуацию комментирует директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев (Алматы).
Андрей Чеботарев: Лидер нации - результат целенаправленной и спланированной идеолого-пропагандистской работы госаппарата РК
13 мая депутаты Сената Парламента Республики Казахстан единогласно приняли поправки в законы, которые устанавливают статус Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как лидера нации, ранее одобренные Мажилисом Парламента РК. Депутаты Сената подчеркнули, что законопроект юридически закрепляет фактическое положение дел, т.к. благодаря Президенту Казахстан состоялся как успешное государство, чей авторитет признан международным сообществом. Ситуацию комментирует директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев (Алматы).

- Нужно отметить, что термин «лидер нации» применительно к оценкам роли и места президента страны Нурсултана Назарбаева в процессе развития казахстанской государственности стал одной из ключевых составляющих официальной идеологии и пропаганды задолго до известной инициативы трех парламентариев. Сперва его использовали в своих статьях, интервью, выступлениях и т.д. различные чиновники и функционеры провластных партий. А затем этот термин был, можно сказать, официально оформлен. Это случилось на прошедшем 27 августа 2008 года в Астане республиканском семинаре-совещании по вопросам взаимодействия госорганов в сфере внутренней политики. Согласно заявлению бывшего тогда руководителем Администрации Президента РК Кайрата Келимбетова, статус главы государства как лидера нации сформировался давно, и теперь необходимо приложить усилия для внедрения и закрепления в общественном сознании его ценности. При этом здесь следует исходить из формулы «Сильный лидер. Сильная экономика. Единая нация - путь к успешному государству».

Так что принятие Парламентом поправок в соответствующие законы по вопросам обеспечения деятельности Первого Президента РК - Лидера нации является следствием не спонтанной инициативы отдельно взятых депутатов Мажилиса, а целенаправленной и спланированной идеолого-пропагандистской работы госаппарата. Правда, здесь видна некоторая осторожность со стороны властей. Во-первых, решение данного вопроса они затянули почти на два года. Во-вторых, не могли какое-то время определиться с тем, что более важно - ведение пожизненного президентства Назарбаева или провозглашение его лидером нации. В-третьих, не пошли на принятие конституционного закона «О лидере нации», что предлагал будучи первым зампредседателя НДП «Нур Отан» Дархан Калетаев. В любом случае принятие Парламентом соответствующих поправок в некоторые законы – это не есть церемония официального провозглашения главы государства лидером нации в торжественной обстановке, в рамках, например, заседания Ассамблеи народа Казахстана и т.п.

Все это говорит о том, что власти все же действуют здесь неуверенно и фактически, делая шаг за шагом, вынуждены зондировать настроения в обществе. Тем не менее, фактор приближающегося 70-летия президента страны свою роль играет. Отсюда и та форсированность с принятием известных законов. А в том, что президент их в скором времени подпишет, возможно, представив это как «волеизъявление народа», можно не сомневаться. Главное же, на что делают ставку инициаторы наделения его статусом лидера нации, это даже не на патернализм, а на полное равнодушие со стороны значительной части населения. В противном случае во всех регионах страны имели бы место массовые митинги сторонников главы государства с призывами провозгласить его лидером нации. Поэтому решать этот вопрос пришлось только посредством Парламента.

Серьезного противодействия данному решению ожидать не приходится. Хотя оппоненты действующей власти и единодушны в его неприятии, но при этом соответствующие заявления они предпочитают озвучивать порознь. А их временные союзники в лице национал-патриотов во главе с Мухтаром Шахановым, похоже, насчет этого вообще не переживают. Разве что активисты Компартии Казахстана, НП «Алга!» и движения «Казахстан-2012» попытаются провести заявленную акцию протеста. Однако отмеченное выше политическое равнодушие среди казахстанцев, скорее всего, в очередной раз не позволит сделать этот протест массовым и общереспубликанским.

Вместе с тем рассматриваемое событие может вызвать определенное «брожение» внутри правящей элиты, поскольку оно дает новую почву для размышлений о перспективах ухода Нурсултана Назарбаева со своего президентского поста. Интересно, что даже советник президента Ермухамет Ертысбаев в своем интервью «Интерфаксу» не исключает этого. Хотя раньше он не раз заявлял о том, что глава государства обязательно примет участие в очередных президентских выборах в 2012 году, победит на них и будет пребывать на своем посту как минимум до 2017 года.То есть, сознательно или нет, но власти, похоже, запустили определенную интригу. Остается теперь ждать, как проявят себя здесь те или иные группы влияния, включая возможные искушения ускорить решение вопроса с преемственностью президентской власти.

Небезынтересна и реакция на присвоение Назарбаеву статуса лидера нации со стороны мирового сообщества. Запад, скорее всего, никак себя тут не проявит, во всяком случае, на официальном уровне. То есть, ни за, ни против. Ведь, по большому счету, это событие никак не задевает интересы соответствующих государств и международных организаций. А вот для руководителей некоторых других постсоветских государств пример Казахстана, видимо, создаст серьезное искушение в плане следования ему. Хотя, с другой стороны, например, президент Узбекистана Ислам Каримов вряд ли будет однозначно копировать такой опыт из принципа негласного соперничества с казахстанским президентом. В целом же, заинтересованные элиты тех или иных постсоветских стран будут идти к культивированию фактора национального лидера своим путем.

j-een.com


Теги: Казахстан

Поделиться: