Расим Мусабеков: «На Южный Кавказ ложится тень российско-турецкого стратегического партнерства.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если исключить короткий период, когда Турцию возглавлял Ататюрк, отношения между обоими государствами характеризовались ожесточенным соперничеством и глубоким взаимным недоверием. Советский диктатор Сталин, вернувшийся к традициям безудержной экспансии Российской империи, не скрывал своего намерения “разобраться” с Турцией по окончании второй мировой войны. Предъявленные Советским Союзом от имени Армении и Грузии территориальные претензии лишь ускорили вступление Турции в НАТО и, таким образом, на долгие десятилетия эти государства оказались по разные стороны линии, разделивший мир на противостоящие лагеря.
Расим Мусабеков: «На Южный Кавказ ложится тень российско-турецкого стратегического партнерства.

Завершившийся первый официальный визит президента России Дмитрия Медведева в Турцию привлек к себе внимание в первую очередь тем, что продемонстрировал всему миру растущие масштабы экономического сотрудничества и углубляющегося политического диалога, позволяющие говорить о стратегическом характере отношений между этими державами.

Именно это обстоятельство может качественно изменить всю региональную геополитику, которая многие века формировалась и держалась на традиционном российско-турецком антагонизме.

Если исключить короткий период, когда Турцию возглавлял Ататюрк, отношения между обоими государствами характеризовались ожесточенным соперничеством и глубоким взаимным недоверием. Советский диктатор Сталин, вернувшийся к традициям безудержной экспансии Российской империи, не скрывал своего намерения “разобраться” с Турцией по окончании второй мировой войны. Предъявленные Советским Союзом от имени Армении и Грузии территориальные претензии лишь ускорили вступление Турции в НАТО и, таким образом, на долгие десятилетия эти государства оказались по разные стороны линии, разделивший мир на противостоящие лагеря.

Распад СССР и наметившееся возвращение новой России в лоно мировой цивилизации существенно снизили остроту почти векового противостояния. Да и сама Турция за прошедшие годы заметно приобщилась к западным либерально-демократическим ценностям. Сегодня как Москва, так и Анкара стремятся воспользоваться предоставленными историческими возможностями, чтобы переформатировать российско-турецкие отношения на основе добрососедства и партнерства. Это не исключает конкуренции и несовпадение интересов, но смягчает имеющиеся противоречия растущей взаимозависимостью и взаимной выгодной от поддержания и развития отношений, как в экономической, так и политической сферах.

Оказавшиеся в некотором смысле на периферии постиндустриального развития обе державы в равной мере ощущают на себе эгоизм самодовольного Запада. У них схожие во многом проблемы, связанные с догоняющим характером модернизации и развития экономики. Россия и Турция одинаково сталкиваются с трудностями положения своего пограничного евразийства, озабочены укреплением демократических институтов и нейтрализации этнического сепаратизма.

Россия, равно как и Турция, весьма недовольны тем, что США и ведущие западные страны рассматривают их в качестве инструмента своей глобальной политики и не очень склонны считаться с национальными интересами и устремлениями этих государств. Восстановление Россией и Турцией своей былой роли в качестве великих государств и проведение самостоятельной политики не входит в планы либерального Запада.

В отличие от прошлого, когда демографическое напряжение в России и Турции толкала эти державы на путь экспансии, сегодня ситуация в них сменилась. В Турции наблюдается снижение темпов роста населения, а в России вообще на протяжении двух десятилетий наблюдается абсолютное уменьшение населения. При этом РФ – многонациональная страна. В ней, помимо доминирующего русского этноса, вторую по численности этническую общность составляют тюркские народы: татары, башкиры, чуваши, балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, якуты. Вместе со многими сотнями тысяч азербайджанцев, узбеков, казахов, киргизов их общая численность достигает 12-15 миллионов человек или примерно 10 процентов всего населения РФ и могут играть роль человеческого моста между обоими государствами.

Крепнущее российско-турецкое стратегическое партнерство без особого энтузиазма наблюдали из Тбилиси и с нескрываемым беспокойством, даже неприязнью в Ереване. Ведь вся внешняя, а отчасти и экономическая политика этих стран построена на использовании противоречий и соперничества Запада и России, Турции и России. Они научились ловко извлекать для себя дивиденды. Если противоречия ослабевают, то и значение всяких там "форпостов" и "маяков демократии" соответственно снижается.
Армянские политики, аналитики, журналисты с опаской проводят параллели нынешнего сближения Москвы и Анкары с ситуацией начала 20 века, когда договора, заключенные между камалистской Турцией и большевистской Россией развеяли все территориальные амбиции армян. Ереван с тревогой наблюдает, как Турция через ее голову включилась в процесс карабахского урегулирования и ведет предметный диалог по этому вопросу с Москвой, Парижем и Вашингтоном.

Иное, отношение к углубляющемуся турецко-российскому сотрудничеству у Баку. В отличие от своих соседей по Южному Кавказу, Азербайджан ничего не выигрывал от соперничества в регионе, а напротив терял. Являясь в силу этнического, исторического, культурного и религиозного факторов естественным союзником Турции, Азербайджан в этой связи сталкивался с подозрительным, репрессивным отношением Москвы. Улучшение российско-турецких отношений избавляет Баку от трудного выбора между Анкарой и Москвой, может создать благоприятные условия для продвижения урегулирование застарелых конфликтов, и в первую очередь карабахского.
Азербайджану в качестве страны, располагающей значительными природными и финансовыми ресурсами и имеющей выгодное географическое расположение, есть, что предложить как Турции, так и России. В реализации собственных масштабных проектов Баку нуждается в мире, сотрудничестве и нормальной конкуренции, основанной на диверсификации, экономической привлекательности и эффективности.

Проекты, которые предполагаются реализовать Турция и Россия, рассчитаны на многие десятилетия и предполагают многие миллиарды долларов инвестиции. Очевидно, что их следует обезопасить от рисков, которые таит в себе неурегулированность карабахского конфликта. Также важно обеспечить прямые коммуникации между Россией и Турцией, которые сегодня заблокированы из-за закрытия армяно-турецкой и армяно-азербайджанской границ. Поэтому можно предположить, что в ближайшие недели будут предприняты усилия для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки застопорившийся переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Предполагать это дает основание не только слова прозвучавшие в ходе визита, но и ожидаемые визиты турецкого и российского лидеров соответственно в Баку и Ереван.

Мусабеков Расим, политолог

1news.az


Теги: Медведев

Поделиться: