"Open Democracy": США спасут Кыргызстан, если начнут с ним торговать

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
8 апреля 2010 года Кыргызстан испытал свою вторую революцию за пять лет. Коррумпированный режим президента Бакиева пал, поскольку граждане восстали после того, как правительственные войска открыли огонь по протестующим, убив более 80 человек и ранив 1500. Новое временное правительство в настоящее время готовится к проведению выборов.
"Open Democracy": США спасут Кыргызстан, если начнут с ним торговать
"Open Democracy": США спасут Кыргызстан, если начнут с ним торговать

Приведение в действие кыргызской экономики

8 апреля 2010 года Кыргызстан испытал свою вторую революцию за пять лет. Коррумпированный режим президента Бакиева пал, поскольку граждане восстали после того, как правительственные войска открыли огонь по протестующим, убив более 80 человек и ранив 1500. Новое временное правительство в настоящее время готовится к проведению выборов.
Кыргызстану еще раз предоставляется шанс на развитие настоящей демократии. Соединенные Штаты, ОБСЕ и другие международные партнеры выразили свою готовность оказать содействие. Стратегическим интересам Соединенных Штатов, конечно же, лучше всего будет удовлетворять стабильный и демократический Кыргызстан. К сожалению, новое правительство сталкивается с огромными политическими и экономическими трудностями: государственная казна была разграблена режимом Бакиева (осталось только 15 миллионов евро), и люди в особенности недовольны коррупцией, связанной с авиабазой США "Манас", которая являлась источником обогащения для правящей семьи. Кроме того, соседи Кыргызстана наложили блокаду, закрыв границы, и страна страдает в экономическом отношении.
Как продемонстрировали слушания в Конгрессе США 22 апреля 2010 года, авиабаза становится препятствием в налаживании отношений США с новым режимом в Кыргызстане. Она также является угрозой стратегии администрации Обамы в Афганистане, как один из нас упомянул в ходе слушаний комиссии. Решение этого сложного вопроса не будет найдено, если не обратить внимание на проблемы, лежащие в его основе.
Во-первых, правительство Кыргызстана должно признать, что интересы страны в сфере безопасности лучше всего будут решены путем оказания содействия Соединенным Штатам в достижении успеха в Афганистане, то есть, путем поддержания стратегически важной базы "Манас". Возродившийся "Талибан" и связанные с ним фундаменталистские повстанческие группы будут представлять экзистенциальную угрозу суверенитету Кыргызстана. (То же самое справедливо и в отношении России, несмотря на желание Москвы предотвратить долгосрочное военное присутствие США в Центральной Азии). США, в свою очередь, должны признать то воздействие, которое база оказывает на экономику маленькой, бедной страны: она почти гарантированно станет апофеозом коррупции, вследствие того, что в Кыргызстане существует очень мало других источников дохода.
Тем самым, во-вторых, Соединенные Штаты и Запад должны обратить внимание на корни бедности в Кыргызстане, которые связаны не только с коррупцией, но и с самими радикальными экономическими реформами непосредственно, осуществленными продолжительное время назад.
Кыргызстан известен как первая страна Центральной Азии, которая ввела свободно конвертируемую валюту и затем в 1998 году стала первой страной СНГ (включая балтийские государства), принятой во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). По сравнению со своими соседями, Кыргызстан был и остается далеко впереди в рыночных реформах: Соединенные Штаты и Запад внесли очень существенный вклад в это. Но Кыргызстан, само собой, не осознал последствий ускорения своего вхождения в ВТО. Его главными торговыми партнерами были и все еще продолжают оставаться Россия и Казахстан, ни один из которых не являлся членом ВТО в 1998 году и вместе с тем ни один из них не стал таковым с тех пор.
На торговлю Кыргызстана со странами СНГ были моментально наложены 200% тарифы, которые продолжают оставаться в силе до сих пор. Это вызвало огромный сбой кыргызской экономики, особенно малого бизнеса, занимающегося экспортом товаров в страны СНГ. Карательные тарифы представляют собой непрекращающееся наказание для Кыргызстана, которое лишь ухудшилось с недавним вхождением Казахстана в Таможенный Союз во главе с Россией. География и инфраструктура Кыргызстана однозначно указывают на его зависимость от торговли с Казахстаном, Россией и другими центрально-азиатскими странами бывшего Советского Союза. Единственная железная дорога в Кыргызстане (способ поставки для 90% топлива) идет в Казахстан и затем в Россию и Узбекистан, как и линии электропередач и дороги. Из приграничных стран только Китай стал членом ВТО (в 2001 году), но Кыргызстан и Китай отделены друг от друга горной цепью Тянь-Шаня с пиками, которые достигают 24000 футов, и развитие их объединенной инфраструктуры потребует времени и существенных инвестиций.
В ретроспективе становится ясным, что изначальная стратегия Кыргызстана при вступлении в ВТО по стимулированию регионального экономического развития, основанного на правилах глобальной торговли, все еще не проявила себя в действии. Существование различных моделей экономического развития в других государствах Центральной Азии означало, что за 12-летний период никто из них не последовал за Кыргызстаном, который мужественно перенес последствия осуществления радикальных экономических реформ, но не получил за это вознаграждения. Он, к сожалению, при этом также не наладил и торговых связей с Соединенными Штатами. Торговли с США практически не существует: в 2007 году кыргызский экспорт составлял примерно около 300 000 долларов США.
Авиабаза "Манас" еще больше ухудшила ситуацию. У России в настоящее время имеются возможности для оказания давления на Кыргызстан (через торговые санкции) и стимул, хотя и недальновидный, для того, чтобы это осуществлять (с целью упрочения своей оппозиции военному присутствию США в Центральной Азии). Кыргызстан оказывается зажатым посередине и задыхается в экономическом плане.
Наступил момент, когда Соединенные Штаты должны помочь Кыргызстану установить торговые и коммерческие связи. Обсуждения в отношении статуса базы США бесспорно должны вовлечь не только Кыргызстан, но также и заключение сделки (возможно и неофициальной) с Россией. Безотносительно того, какие решения достигнут США, оно должно включать некоего рода форму нормализации торговых отношений между Кыргызстаном и его соседями по СНГ. Оно, по всей вероятности, будет основано на структурах регионального развития в Центральной Азии, которые также получат выгоду из реконструкции Афганистана. Оно должно включать и новые, основанные на рынке, институты, к которым Кыргызстан давно уже подготовил основу.
США должны привести в действие двустороннюю торговлю с Кыргызстаном. Правовые основы уже заложены: Кыргызстан является членом ВТО, установил обобщенную систему преференций. Он в 2000 стал первой страной в СНГ, в отношении которой было исключено действие поправки Джексона-Вэника, и получил статус благоприятствования в торговле. Великолепно и то, что те же самые люди в Соединенных Штатах, которые способствовали принятию кыргызского торгового законопроекта в 1998-2000 годах, сегодня готовы помочь с продвижением такого рода торговли. Даже такие незначительные инвестиции, как несколько миллионов долларов, предоставленные в виде ссуд американским компаниям, импортирующим кыргызские товары (среди возможного ассортимента - изделия из алюминия, одежда, полудрагоценные камни и кожаные товары), оказали бы значительный положительный результат. Хотя и незаметная на огромном рынке США, такая торговля оказала бы огромное влияние на Кыргызстан и позволила бы там новому правительству преодолеть экономический кризис, стабилизировать страну, поощрить Кыргызстан к тому, чтобы стать надежным демократическим партнером для США и продемонстрировать другим странам в регионе преимущества глобальной торговли.

Об авторах:
Бактыбек Абдрисаев - заслуженный приглашенный профессор по истории и политологии университета долины штата Юты, был послом Кыргызстана в Соединенных Штатах и Канаде с 1997 до 2005 и свидетельствовал перед Конгрессом США 22 апреля 2010 года.
Алексей Семенов - вице-президент Фонда Андрея Сахарова - некоммерческой организации, занимающейся продвижением гражданского общества и демократического развития в бывшем Советском Союзе.
Роберт Ливингстон был Конгрессменом США (республиканец от штата Луизиана; 1977-99). Он являлся председателем комитета по ассигнованиям Палаты Представителей США (1995-99) и одним из спонсоров законопроекта, предоставившего нормальный торговый статус для Кыргызстана.

Бактыбек Абдрисаев, Алексей Семенов, Роберт Ливингстон
"Open Democracy", 12 мая 2010 года
Перевод –
Источник - Zpress.kg
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1273906860

Поделиться: