А. Власов: Казахстан пошел по пути юго-восточных демократий

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Поправками, вносимыми в ряд конституционных законов, закрепляется необходимость согласования с первым президентом - лидером нации вопросов передачи госорганам и должностным лицам права инициирования важных вопросов, касающихся государственного устройства и безопасности страны, а также разрабатываемых инициатив по внутренней и внешней политике государства. Кроме того, предлагается ввести уголовную ответственность за порчу изображений первого президента - лидера нации, публичные оскорбления и искажения фактов его биографии.
А. Власов: Казахстан пошел по пути юго-восточных демократий




Парламент Казахстана в четверг принял поправки в конституционные законы, предающие первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву статус лидера нации и освобождающие его от уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период президентства. Поправками определяется, что лидер нации не может быть подвержен задержанию, аресту и личному досмотру, привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а после их прекращения - связанные с осуществлением своего статуса первого президента Казахстана - лидера нации.

При этом, посягательство на жизнь лидера нации предлагается отнести к категории террористических преступлений.

Поправками, вносимыми в ряд конституционных законов, закрепляется необходимость согласования с первым президентом - лидером нации вопросов передачи госорганам и должностным лицам права инициирования важных вопросов, касающихся государственного устройства и безопасности страны, а также разрабатываемых инициатив по внутренней и внешней политике государства. Кроме того, предлагается ввести уголовную ответственность за порчу изображений первого президента - лидера нации, публичные оскорбления и искажения фактов его биографии.

Законодательную инициативу казахстанских парламентариев в интервью ИА Новости-Казахстан комментирует Генеральный директор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства, заместитель декана исторического факультета МГУ Алексей Власов.


- Алексей Викторович, принятие этого закона казахстанские политологи расценили, как пролог к уходу Нурсултана Назарбаева с поста президента. Вы тоже считаете, что нынешний глава Казахстана не будет баллотироваться на президентских выборах 2012 года?

- Мне кажется, что этот закон нужно рассматривать в двух плоскостях. Первая плоскость это - создание системы сдержек и противовесов в случае любого решения президента о том, баллотироваться ли ему в 2010 году или предоставить возможность передать конституционным путем пост главы государства иному лицу. Теперь у Нурсултана Назарбаева очень широкое пространство для маневров и он может выбирать любой вариант, любой расклад.

Но я в большей степени предполагаю, что и после 2012 года нынешний президент Казахстана будет управлять страной. Однако, возможности для иного принятия решения теперь тоже есть, и подкреплены они, в том числе, гарантиями безопасности и неприкосновенности президента и членов его семьи после завершения его срока президентства.

- А некоторые политологи поспешили назвать закон о лидере нации подарком к 70-летию Назарбаева, которое будет отмечаться 7 июля 2010 года…

- Я тоже думаю, что отчасти эта инициатива депутатов все-таки носит своего рода «подарочный» характер, потому что ясно, что если в июне будет уже принято окончательное решение, то преподнести к юбилею лидера подарок больше чем закрепление статуса лидера нации, никто уже из казахстанских элитариев не сможет.

Так что можем считать, что тот, кто был инициатором этого проекта, получил очень серьезный бонус.

Депутатская инициатива - это результат длительного процесса формирования этой идеи о лидере нации и закрепление этого понятия на конституционном уровне. Подготовка этого проекта шла в течение года, то есть это не спонтанное, не ситуативное решение. Начало этому процессу было положено еще прошлым летом выступлением профессора Байдосова и дискуссией о пожизненном президентстве, предложенной тогдашним зампредом партии "Нур Отан" Дарханом Калетаевым, то есть мы видим, что у законопроекта очень серьезный бэкграунд.

Лидер нации - это такой серьезный проект, который собственно близится к завершению, я думаю, что, хотя некоторые лидеры оппозиции полагают, что он не будет утвержден президентом, в том или ином виде эти поправки будут приняты.

- Означает ли это, что Казахстан формирует новую политическую конфигурацию ?

- Думаю, что это однозначно. При том, что Назарбаев, на мой взгляд, останется после 2012 года, это для него открывает возможности для маневра при любом ситуативном решении. То есть, допустим, в последний момент, планы поменялись, и теперь у него есть полные основания не действовать в какой-то рефлексии, а, опираясь на закон, запустить этот механизм в тот момент, когда он сочтет это необходимым.

Второй президент Казахстана, безусловно, при этом варианте, не будет иметь тех полномочий, которые будет иметь первый президент. И это главное. Это означает, что в Казахстане создается пространство, в которое помещается новая политическая фигура - модератора, арбитра и человека, который на самом деле обладает возможностью на неформальном уровне влиять на политический процесс в Казахстане.

На неформальном – потому что мы не будем знать какие точно механизмы будут задействованы : совет, пожелание, просьба, указание, телефонный звонок. Но этот механизм уже есть и его можно при желании запустить.

Некоторые эксперты сравнивают это с азиатской политической моделью (Сингапур, образца Ли Куан Ю и Китай-Ден Сяо Пина), то есть Назарбаев обретает статус отца казахстанских реформ в полном смысле этого слова.
Ата Тюрк несколько, на мой взгляд, стоит в стороне: он все-таки еще добавлял в этот механизм важнейший инструмент - армию как гаранта стабильности.

А в Казахстанском варианте все базируется только на фигуре национального лидера, то есть нет дополнительных точек опоры.

И именно по этому ему нужно будет сохранять в любом варианте режим ручного управления, потому что нет еще подпорок, на которые он мог бы опереться. В России такие «подпорки» есть- это бюрократия, самодостаточный механизм, в Турции - это армия, а в Казахстане бюрократия есть, но она такая какая-то рыхлая, не обозначенная, на нее особо то и не обопрешься.
Мы видим, что Казахстан действует в восточных традициях, но не в том варианте, в котором обычно говорят о восточной традиции соседи Казахстана по Центрально-азиатскому региону, а это именно модель Юго-восточной Азии и Китая.

- Но примет ли казахстанское общество эту модель? И как к ней отнесется мировое сообщество?

- Мне кажется, что казахстанское общество примет эту модель. Для многих Нурсултан Назарбаев - единственный гарант стабильности внутри Казахстана. Примет ли эту модель в любой версии внешний мир? – Тоже, мне кажется, примет. По очень простой причине - как бы не относились в мире к Назарбаеву, считают его демократичным или не демократичным правителем, но это тот человек, с которым ассоциируется стабильность Казахстана, как страны, выполняющей свои обязательства на международном уровне, в том числе и в экономической сфере.

С не состоятельными должниками и людьми, которые не держат свое слово, разговаривают так, как разговаривали с Курманбеком Бакиевым, когда он обращался за помощью к внешним силам. С Казахстаном так разговаривать никогда не будут, потому что это иной уровень авторитета и совершенно иной уровень восприятия образа Назарбаева, как достойного партнера по отношении к тем, с кем он имел дело последние 20 лет на мировой арене.

Все это в совокупности дает основание считать, что этот механизм будет запущен скорее всего, если что-то экстренное не случится в последний момент, и это будет новой конфигурацей политической власти. Вопрос только когда?
Казахстанские политологи считают, что уже в 2012 году, когда Назарбаев уже не будет баллотироваться. Мне кажется, что это позиция немножко поспешная, что окончательное решение этого вопроса будет отложено на более длительный период.


Теги: Казахстан

Поделиться: