Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Роль Азербайджана в решении проблем безопасности на Каспии.

01.04.2008

Автор:

Теги:
 

4 Апреля 2008 года Московский Центр Карнеги в сотрудничестве с Центром Стратегических Исследований при Президенте Азербайджанской Республики   провел конференцию на тему «Азербайджан 2008: прорыв к развитию».

Редакция сайта публикует текст выступления генерального директора ИАЦ Алексея Власова.

 

Проблема обеспечения региональной безопасности постепенно переходит в разряд «вечных» тем для экспертного сообщества. И это вполне закономерно, поскольку, несмотря на создание и в Центральной Азии, и на Каспии многочисленных «структур по поддержанию мира и стабильности», вряд ли можно утверждать, что «региональные игроки» и «внешние силы» нашли  рецепт достижения желаемой стабильности.

Каспийский регион за время, прошедшее с момента распада СССР, превратился в важнейшую ресурсную базу мировой экономики, и его значение  будет возрастать по мере истощения  энергоресурсов в других точках земного шара.

Но, с другой стороны, Каспий - объект, который находится под давлением целого комплекса нерешенных проблем, связанных с энергетическими, экологическими рисками, локальными конфликтами. До сих пор не согласованны многие аспекты  правового статуса Каспия, разграничение акватории моря, условия транзита энергоносителей и прокладки транскаспийских трубопроводов. Неурегулированные конфликты в регионе, это не только фактор, сдерживающий развитие стран, в них вовлеченных, но и источник системных рисков для мировой экономики, и без того находящейся далеко не самом благополучном состоянии. Но, на мой взгляд, в основе политических и экономических рисков, связанных с безопасностью в регионе, лежит фундаментальная проблема -  стратегия, используемая ключевыми мировыми игроками. В регионе, как и на всем постсоветском пространстве, ведется  игра с нулевой суммой возможностей.

Каждое действие, будь то поиск механизмов создания международных сил на Каспии или система обеспечения энергетической безопасности - в качестве background, имеет вполне понятную и очевидную цель: за счет усиления собственных позиций максимально ослабить своего оппонента.

Военно-политический и экономический аспект в этом контексте тесно взаимоувязаны, поскольку  «политики от геоэкономики», уже не обращаются к категориям «холодной» войны, а предпочитают уходить в сферу «бизнес-мышления», но, все равно, воспринимают соседей не как партнеров, а как потенциальных конкурентов.

 К сожалению, нужно констатировать, что «пространство доверия» в Каспийском регионе, если и расширилось за последние несколько лет, то явно не в тех масштабах, когда можно говорить об устойчивом и эффективном диалоге, а главное, взаимопонимании.

И, естественно, на фоне противоборства «больших игроков», возрастает роль  стран, для которых энергетический и нефтегазовый фактор - фундамент и ключевой ресурс существования национальной государственности. В этом отношении Азербайджан, на мой взгляд,  может стать в будущем примером конструктивного подхода к выработке единых правил игры для всех участников каспийского взаимодействия.

Многовекторность политики Азербайджана в решении проблем безопасности на Каспии, это не признак слабости или стремления играть в «восточные хитрости», а осознанное желание сохранять суверенитет, расширять сотрудничество с Россией и странами Запада, совместными усилиями противостоять главным вызовам XXI века. Это принципы, которые были заложены первым Президентом Республики и реализуются нынешним главой государства, Ильхамом Алиевым.

Энергетическая безопасность для «Азербайджана - 2008», это возможность дальнейшего наращивания объемов добываемой нефти и газа, максимальная диверсификация маршрутов поставок энергоносителей, обеспечение безопасности добычи и транспортировки углеводородов, скорейшее решение экологических проблем в Каспийском  регионе. Это согласование спорных вопросов по использованию каспийских месторождений на уровне двухсторонних и многосторонних отношений, снижение опасности возникновения в регионе полномасштабной войны в связи с обострением американо-иранского конфликта.

Хотя, как отмечал Ильхам Алиев, существует еще одно фундаментальное условие, эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон возможно только тогда, когда будут решены  вопросы, определяющие правовой статус Каспия.

Но это, стратегические направления. А что с инструментами их реализации?

Если в год выборов президент Азербайджана проведет «инвентаризацию» стратегических инициатив «на каспийском направлении» за последние три-четыре года, то получится достаточно внушительный список. Другой вопрос, что именно удалось реализовать из этих проектов?

 Инициативы азербайджанского руководства объединены общей стратегической целью - равноправного партнерства со всеми участниками региональных проектов безопасности. И одновременно, учитывают необходимость подержания в состоянии боевой готовности национальных сухопутных и военно-морских сил на Каспии. Все разговоры о международных силах по поддержанию безопасности в Каспийском регионе, это - темы для серьезного осмысления, но все же в большей степени они обращены в будущее. Боеспособность азербайджанской армии и флота, на данный момент, одна из ключевых гарантий безопасности для государства. Россия с пониманием относится к такой постановке вопроса. Большую обеспокоенность вызывают  планы по расширению присутствия сил НАТО в регионе, их участие в партнерских программах по поддержанию мира на Каспии. На данный момент это реальность. Однако следует помнить, что именно Азербайджан имеет возможность содействовать формированию пространства взаимного доверия между Россией и Западом в Каспийском регионе, поскольку развивает динамичные, партнерские отношения со всеми участниками «каспийской игры».

Необходимо только наличие желания идти на компромиссы, и, одновременно, готовность открыто обсуждать самые сложные и далеко не всегда приятные вопросы. Но, вместе с тем, может и наступить момент, когда западные партнеры Азербайджана "попросят" определиться: с кем Баку планирует приоритетно развивать программы безопасности?

Азербайджанское издание "Эхо" на днях опубликовало любопытный комментарий азербайджанского дипломата Расима Агаева: "Сейчас открытыми сторонниками альянса являются только откровенно прозападные партии. Я припоминаю и недавнее заявление Сафара Абиева, который сказал, что Азербайджан никогда не выражал желания стать членом НАТО. Министр лукавит. И сейчас, в связи с актуализацией темы перевода в практическую плоскость членства Украины и Грузии, с которыми Азербайджан связан в рамках ГУАМ, наша страна попадает в несколько двусмысленное положение. Она постепенно приближается к тому моменту, когда какая бы гибкая политика лавирования не практиковалась, все равно возникают ситуации, когда нужно определить свое отношение. Я думаю, что по вопросу членства в НАТО своих партнеров официальный Баку либо вовсе промолчит, либо сделает заявление нейтрального порядка, что каждая страна решает свои вопросы как желает".

Это - мнение "разумного" оптимиста. Большинство же российских экспертов считают, что время "многовекторности" на Каспии подходит к концу. Итоги президентских выборов в США могут дать шанс сторонникам "твердой руки" и тогда политика лавирования со стороны Баку перестанет быть актуальной для заокеанских партнеров. 

В заключении, замечу, что настал момент для перехода к системной оценке стратегии безопасности в геостратегическом регионе, объединяющем Каспий, Южный Кавказ, Центральную Азию. Развитие контактов Азербайджана с Казахстаном, Узбекистаном, Грузией свидетельствует, что процесс «регионального укрупнения» воспринимается не только на уровне научных теорий, но и политических практик. Остается надеяться, что затраченные усилия приведут к достижению главной цели - превращения Каспия в регион мира и стабильности.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение