Энергетическое измерение Азербайджана.Часть 2. Электроэнергетика

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Еще в январе 2001 года в ходе визита Владимира Путина в Баку, президент РФ заявил следующее: «Мы могли бы развернуть сотрудничество в области электроэнергетики и организовать параллельную работу электросистем Азербайджана и России. Знаете, еще в советские времена связи были неплохие, и в общем и целом есть перспективы и в восстановлении прежнего уровня, и в развитии отношений между Азербайджаном и Россией в электроэнергетике». Уже тогда проблема оптимизации работы энергосистем двух стран занимала одно из важнейших мест в структуре межгосударственного диалога.
Энергетическое измерение Азербайджана.Часть 2. Электроэнергетика

Еще в январе 2001 года в ходе визита Владимира Путина в Баку, президент РФ заявил следующее: «Мы могли бы развернуть сотрудничество в области электроэнергетики и организовать параллельную работу электросистем Азербайджана и России. Знаете, еще в советские времена связи были неплохие, и в общем и целом есть перспективы и в восстановлении прежнего уровня, и в развитии отношений между Азербайджаном и Россией в электроэнергетике». Уже тогда проблема оптимизации работы энергосистем двух стран занимала одно из важнейших мест в структуре межгосударственного диалога. Так уж случилось, что именно наследие Советского Союза во многом определяет характер развития электроэнергетической отрасли в странах постсоветского пространства. Еще большее значение он имеет, когда мы говорим о взаимосвязи электросистем этих государств. Именно поэтому анализ электроэнергетической ресурсной базы Азербайджана можно вести в контексте взаимоотношений в этой области с Российской Федерацией, а также с рядом других государств.

Нелишне будет напомнить, что, учитывая особую роль электроэнергетики в экономике и социальном развитии независимых государств-бывших республик СССР, и осознавая преимущества параллельной работы электрических станций и объединенных энергосистем, правительства Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины заключили в феврале 1992 г. соглашение о создании Электроэнергетического Совета Содружества Независимых Государств с целью проведения совместных и скоординированных действий, направленных на обеспечение устойчивого и надежного электроснабжения народного хозяйства и населения этих государств.

В настоящий момент вопросами электроэнергетики в Азербайджане занимается специальное ведомство АО Azenergy (100% акций принадлежит государству), в ведении которого находятся все электростанции, в том числе гидроэлектростанции и теплоэнергостанции. Порядка 90% электроэнергии в республике вырабатываются ТЭС, и около 10% - ГЭС (для сравнения, в соседней Грузии на долю ГЭС приходится около 80% вырабатываемой электроэнергии). В 2006 г. на всех ТЭС и ГЭС Азербайджана было выработано рекордное за всю историю отрасли республики количество электроэнергии - 23,9 млрд.кВт/ч, что на 5,4% превысило аналогичный показатель 2005 года и на 3,2% максимальный результат времен СССР - 923,15 млрд кВт/ч в 1990 г.).

Под руководством республиканских властей было завершено строительство Еникендской ГЭС (первый электроэнергетический объект страны, для возведения которого привлекались средства международного финансового института - ЕБРР в 1994 г.), реконструкция электростанции «Шимал», Бакинской тепловой электроцентрали, проведены модернизационные работы на Мингячевирской ГЭС, строительство ряда подстанций и т.д. Только в 2006 г., по официальным данным, азербайджанские электроэнергетики сдали в эксплуатацию четыре модульные электростанции мощностью 87 мегаватт каждая, что создало условия для поступления в энергетическую систему страны значительного количества дополнительной электроэнергии. На газовое топливо была переведена Нахчыванская газотурбинная электростанция, созданы новые мощности в рамках этого энергокомплекса. Был отремонтирован пятый блок Азербайджанской ТЭС, одного из самых крупных энергетических объектов на Южном Кавказе. Было начало строительство самого мощного электроэнергетического объекта на всем пространстве СНГ - Сумгайытской парогазовой установки на 506 МВт. Тендер на реализацию этого проекта выиграла компания Siemens, предложившая самые выгодные условия (немецкая Siemens обошла российскую компанию «Силовые машины» и иранскую «Sunir»). Новая установка заменит устаревшие ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. В целом, в соответствии с Государственной программой по развитию ТЭК страны в 2005-2015 гг. к 2010 г. планируется создать мощности более 4000 МВт.

Вместе с тем, в соответствии с местным законодательством, выработкой электроэнергии, ее транспортировкой и распределением могут заниматься частные компании. Такой опыт у Азербайджана имеется, однако передача распределительных сетей Баку и ряда других районов в частные руки дал противоположные ожидаемым результаты. В результате в 2005-2006 гг., в частности, был расторгнут контракт с компанией Bayva Energy об управлении Гянджинской и Алибайрамлинской энергораспределительными сетями, ушла с рынка турецкая компания Barmek. В 2005 г. энергораспределительные сети 46 районов Азербайджана были возвращены в структуру АО Azenergy.

Сегодня азербайджанское руководство решило вновь вернуться к практике частных электростанций при условии более жестких условий передачи. Так, в сентябре 2007 г. президент Ильхам Алиев издал распоряжение о передаче в управление ОАО «Сумгайытская электросеть» и ООО «Шекинское региональное энергоснабжение». Для интенсификации процесса привлечения инвестиций в эту отрасль было решено организовывать открытые тендеры на передачу в управление этих объектов.

Дело в том, что расходы на производство электроэнергии в стране достаточно высоки, и переложить их на плечи иностранных инвесторов специалисты находят самым разумным (речь, как правило, идет о строительстве и реконструкции). Уже запланировано строительство нескольких частных теплоэлектростанций (100% иностранного капитала). Так, в сентябре 2007 г, сразу после решения о проведении тендеров, был подписан меморандум о взаимопонимании с корейскими компаниями KEPKO/STX, который предусматривает строительство новой станции в поселке Алят близ Баку мощностью 700 МВт (изначально предполагалось построить 3 частные электростанции суммарной мощностью 2 тыс. МВт). Привлечение частного капитала в эту отрасль преследует одновременно несколько целей: во-первых, наращивание мощностей, которое позволит экспортировать большое количество электроэнергии; во-вторых, создание конкурентной среды в области производства и реализации электроэнергии.

Руководство страны намерено снять все ограничения на пути приобщения электроэнергетической системы к требованиям мировой экономики - избавить систему от государственных субсидий. Не так давно Тарифным советом были установлены новые тарифы, фиксирующие тройное удорожание электроэнергии для некоторых групп потребителей. В официальных комментариях отмечалось, что «существовавшие в системе низкие тарифы в значительной степени служили фактором, препятствующим развитию электроэнергетической отрасли и отрицательно сказывались на ее эффективности». Предполагается, что повышение тарифов положительно отразится на процессе финансового оздоровления энергетического сектора и повышении его инвестиционной привлекательности.

Возникает вопрос, насколько привлекательными для иностранного капитала могут оказаться такие проекты? Азербайджанские энергетики уверены в привлекательности такой инициативы прежде всего по причине постоянного удорожания электроэнергии для конечного потребителя. Дело в том, что в 2007 году официальный Баку отказался приобретать российский природный газ по ценам, близким к мировым. Это стало причиной значительного повышения себестоимость вырабатываемой электроэнергии. Поэтому рентабельность проектов новых электростанций для иностранных инвесторов практически не ставится под сомнение. Вместе с тем сегодня рассматривается и вариант приватизации значительного числа электростанций. Специалисты полагают, что для работы в этой отрасли в качестве частных собственников могла быть привлечена компания Siemens, зарекомендовавшая себя в ходе реконструкции и строительстве части энергообъектов в Азербайджане или российское РАО ЕЭС

Между тем, руководство Азербайджана намерено в перспективе сделать республику крупным экспортером электроэнергии. На сегодняшний день, однако, ситуация складывается таким образом, что, к примеру, за 11 месяцев 2007 года Азербайджан экспортировал 398,5 млн. кВт/ч электроэнергии на сумму $8277,1 тыс., а импортировал - 749,3 млн. кВт/ч на $22799 тыс. Главным партнером Азербайджана по экспорту и импорту электроэнергии является Россия. Так, в 2006 г. Азербайджан экспортировал в РФ 300 кВт/ч, а получил из РФ более 700 млн кВт/ч (в 2005 г. - 1 млрд кВт/ч). Обмен между Россией и Азербайджаном осуществляется по единственной электротрассе, соединяющей две энергоистемы, - ЛЭП «Яшма-Дербент». После повышения Россией тарифа на экспортируемую электроэнергию в Азербайджане заговорили о том, что Россию на электроэнергетическом рынке Азербайджана может заменить Иран. Тем более, что последний завил о том, что он готов поставлять в Азербайджан и электроэнергию и газ. Тут же иранской стороной было заявлено о проведении электролинии протяженностью 250 км, по которой уже в этом году из Ирана в Азербайджан будет поставлено 700 МВт (иранские поставки на 2007 г. составляли 200 МВт). В ноябре 2006 г. между Азербайджаном и Ираном было подписано соглашение, согласно которому с декабря 2006 г. энергосистемы Азербайджана и Ирана должны работать в параллельном режиме. При этом подчеркивалось, что этот шаг связан с решение РАО ЕЭС сократить в 2007 г. в 5 раз суточные объемы поставок электроэнергии в Азербайджан в связи с возросшим дефицитом в РФ и увеличить плату за электроэнергию. С Ираном же решено работать в режиме взаимных перетоков электроэнергии. При этом было отложено на неопределенный срок строительство второй высоковольтной ЛЭП «Яшма-Дербент», предназначавшаяся под увеличение объемов перетоков энергии из России в Азербайджан и в обратном направлении. Эта линия должна была стать важным звеном для параллельной работы энергосистем России, Азербайджана и Ирана. Что касается уже упоминавшегося факта отказа Азербайджана в 2007 году закупать газ в РФ, вызвал негативные энергетические последствия. Республика использовала на ТЭС лишь собственные газ и мазут и в итоге смогла выработать в 2007 году лишь 21,4 млрд кВт/ч электроэнергии, что на 10% меньше , чем в 2006 г. Не спасло даже увеличение поставок попутного нефтяного газа, добываемого в рамках международного проекта Азери-Чыраг-Гюнешли, а также газа с газоконденсатного месторождения Шах-Дениз. Предполагается, что в текущем году ситуация значительно улучшится в связи с увеличением добываемых объемов природного газа на каспийском шельфе.

В мае 2007 г. руководство республики приняло решение не подписывать соглашений о создании единого электроэнергетического рынка СНГ. В официальных комментариях значилось, что Азербайджан не видит необходимости присоединение к единому рынку СНГ на данном этапе. «Азербайджан на двусторонней основе осуществляет перетоки электроэнергии с Дагестаном и Грузией. После небольшого ценового кризиса нормализовались отношения и с РАО ЕЭС. Свою часть задач, стоящих перед единым рынком мы уже решили», - указали в Кабинете министров (тогда это соглашение подписали 6 стран содружества - Россия, Беларусь, Киргизия, Армения и Таджикистан, остальные шесть, в том числе Азербайджан, отказались одобрять документ, аргументируя свое решение тем, что единая электросеть создается в интересах России на невыгодных для них условиях).Это еще раз подтверждает ведения правительством Азербайджана прагматичной политики в экономической сфере.

Спустя несколько месяцев, в августе 2007 г. Азербайджан и Иран договорились о строительстве на приграничной реке Араз Ордубадской ГЭС в Нахчыванской автономной республике и ГЭС Мазре на сопредельной территории Ирана мощностью по 35-45 МВт, а также о модернизации действующей линии электропередачи Имишли-Парсабад на юге Азербайджана до 700 МВт.. Уже в сентябре 2007 г. появились сообщения о том, что «Азербайджан и Грузия рассчитывают восстановить ряд неработающих с советских времен линий электропередачи, что создаст техническую возможность для подключения энергосистем этих стран к турецкой». Решение было принято по итогам азербайджано-грузинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Основной причиной такого решения стали опять же перебои с поставками энергии из России и желание диверсифицировать их источники.

Однако в настоящий момент все усилия азербайджанского руководства сосредоточены на удовлетворении внутренних потребностей в электроэнергии. Растущая экономика требует дополнительных объемов. Кроме строительства новых мощностей, вырабатывающих электроэнергию на основе из тепла, рассматриваются проекты в области альтернативной энергии - проекты гидроэлектростанций, установок по выработке ветряной электроэнергии на Абшероне. Так, в январе 2007 года в министерстве промышленности и энергетики были утверждены два проекта, направленных на поддержку расширения использования возобновляемых источников энергии. При осуществлении этих проектов, ожидается, что 11-12% общего производства электроэнергии будет приходиться на долю малых ГЭС (порядка 4-5 млрд кВт/ч в год). проекты такого рода преследуют также цели выявления потенциальных инвесторов, предложения тарифов и вариантов участия государства, выявление приоритетных территорий для пилотных проектов, определение обязательств производителей электроэнергии, а также составление карты экологических требований, разъяснение прав предпринимательства и использования воды и проч.

Между тем, правительство Азербайджана все чаще говорит о том, что страна обладает возможностями и избытком производимой электроэнергии для организации параллельной деятельности России, Грузии и Турции (и, возможно, Ирана). То есть речь идет о возможности участия России в этом объединении энергосистем (судя по всему, как альтернативе единой энергосистеме в рамках СНГ), которая зависит от результатов российско-иранских переговоров. Дело в том, что до конца не решен вопрос о летних поставках электроэнергии из России в Иран и зимних из Ирана в Россию (вариант взаимного дополнения систем).

Таким образом, проблема наращивания генерирующих мощностей для удовлетворения внутренних потребностей и для экспорта остается открытой, хотя руководство республики прикладывает максимум усилий для решения поставленных в рамках Государственной программы по развитию ТЭК задач. Именно с наращиванием мощностей напрямую увязана и проблема создания единой электроэнергетической сети Азербайджана, России, Турции и Ирана. Это обстоятельство является активным стимулятором для руководства республики в поиске оптимального решения проблемы. Ситуацию усугубляет и неизбежность исчерпания углеводородных ресурсов, о котором неустанно твердят в СМИ. Одним из потенциальных решений азербайджанское руководство видит строительство на территории республики АЭС и активное использование возобновляемых источников энергии.

Поделиться: