Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Россия и Казахстан: приоритеты сохранятся

01.04.2008

Автор:

Теги:

 

Приоритеты сохранятся....

 

Можно предположить, что мало у кого этот факт вызывает сомнения. О том, что теплые отношения между двумя странами сохраняться, а сотрудничество станет еще более эффективным, свидетельствует многое. В частности,  свой первый официальный  визит президент Дмитрий Медведев совершит, скорее всего, именно в Казахстан. Об этом свидетельствуют и опросы российских аналитиков, проведенные в начале марта. Тогда большинство экспертов сошлось во мнении, что визит в Казахстан продемонстрирует - во внешней политике РФ Казахстан имеет приоритетное значение. Кстати, именно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев первым поздравил Дмитрия Медведева с победой на выборах и пригласил с визитом в Астану. Медведев тогда заявил, что считает Казахстан «самым надежным и близким союзником России».

В каком состоянии получил Дмитрий Медведев российско-казахстанское «наследство»? Кажется, лучшего и желать нельзя, чего не скажешь об отношениях России с большинством других стран на постсоветском пространстве. В период президентства Владимира Путина был совершен мощный прорыв в  налаживании межгосударственных связей. Сформировались эффективные механизмы сотрудничества двух стран - прежде всего в области ТЭК, торговли, сотрудничества в сфере развития инфраструктуры и космической отрасли. Большое значение имеет взаимодействие в политической плоскости и гуманитарное сотрудничество. Именно об этом говорил Нурсултан Назарбаев, выражая благодарность Владимиру Путину за большой вклад в развитие двустороннего сотрудничества, подчеркнув, что за 8-летний период его президентства «отношения Казахстана и России достигли совершенно нового уровня во всех сферах». В рамках казахстанской политики «многовекторности» уже много лет Астана отдает приоритет именно взаимоотношениям с Россией. Об этом свидетельствует ряд соглашений, договоров, заключенных как между двумя государствами, так и на многосторонней основе.

Преемственность в отношениях между РФ и РК - во многом это залог стабильности во всем регионе Центральной Азии. Последние договоренности в нефтегазовой сфере, в соответствии с которыми в новые проекты привлекаются Туркмения и Узбекистан - лишнее тому подтверждение. Вместе с тем, эти соглашения способствуют обеспечению энергетической безопасности этих государств, косвенно - решению каспийского вопроса. Они имеют огромный потенциал к положительному эффекту и на уровне геополитики в регионе.

Не меньшее значение имеет взаимодействие в рамках ЕврАзЭС - этому объединению прочат большое будущее. Нынешние темпы роста объемов товарооборота между двумя странами, развитие приграничного сотрудничества, реализация транспортно-коммуникационных проектов - лишнее тому подтверждение. Здесь нельзя не упомянуть другие перспективные направления - совместные космические проекты и взаимодействия в области атомной энергетики. Последнее заслуживает особого внимания, так как Казахстан, занимающий второе место в мире по запасам урана, неоднократно заявлявший о своих намерениях развивать собственную программу мирного использования атома, и Россия, занимающая первое место в мире по конверсии урана, давно обсуждали варианты сотрудничества в этой отрасли. Итогом стало подписание ряда соглашений о совместной добыче урана, организации СП по его обогащению, проектирование энергоблоков нового поколения и выход на рынки других стран.

Еще одним приоритетным направлением является сотрудничество России и Казахстана в рамках ШОС. Проекты, направленные, кроме прочего и на обеспечение региональной безопасности были одними из самых важных в период президентства Владимира Путина, ровно как и более четкое артикулирование интересов России на постсоветском пространстве.

С этой точки зрения Дмитрию Медведеву досталось хорошее «наследство» - заложена твердая основа для осуществления совместных проектов практически во всех сферах. Более того - это серьезная база для формирования долгосрочной стратегии взаимодействия. Отдельные ее фрагменты уже выстроены, поэтому дело остается за малым - придать ей системный характер, определяющий формат двусторонних отношений в разных областях.

 Такого рода «документ»  мог бы сыграть положительную роль и в том смысле, что власти двух государств могли бы  «сверять часы» по комплексу стратегически важных вопросов.

Здесь мы выходим на проблему другого порядка, а именно - если оперировать терминологией в духе марксизма-ленинизма, то экономическому «базису», лежащему в основе российско-казахстанских двусторонних отношений, необходима соответствующая «надстройка». То есть активно формируемому общему экономическому пространству необходимо соответствующее общее гуманитарное пространство, «пространство доверия». Речь идет о формировании единого образовательного и информационного пространства, возможности взаимодействия элит двух стран, создании экспертных диалоговых площадок под решение актуальных проблем в области управления, партийного строительства, становлении гражданских институтов, оптимизации двусторонних отношений и т.д. Реализация  новой стратегии взаимодействия России и Казахстана, составной частью которой стало бы формирование «пространства доверия», стало бы мощным показателем политической дальновидности нового главы государства и политической элиты в целом. Тенденция к тому, что этот процесс начал движение «сам по себе» уже прослеживается, и здесь, важно, чтобы инициативу не перехватила другая сила, способная увести его в сторону. Таким образом, это лишь вопрос политической воли нового президента, тем более, что приоритеты расставлены верно...


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение