После Доктрины.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Прежде всего, хочу отметить важность самого факта принятия Доктрины национального единства. Безусловно, это документ, который способен придать новый импульс казахстанской модернизации. Иногда мы воспринимаем этот термин несколько упрощенно, полагая, что модернизация это инноватика, только стратегия индустриального развития.
После Доктрины.

Интервью портала Казрегион с генеральным директором ИАЦ Алексеем Власовым.

Казрегион: Уважаемый Алексей Викторович, в Казахстане завершилось обсуждение Доктрины национального единства. Основные контуры документа оформлены в окончательном виде. Каково Ваше мнение о ходе дискуссии и о содержании Доктрины в ее окончательном варианте?

Алексей Власов: Прежде всего, хочу отметить важность самого факта принятия Доктрины национального единства. Безусловно, это документ, который способен придать новый импульс казахстанской модернизации. Иногда мы воспринимаем этот термин несколько упрощенно, полагая, что модернизация это инноватика, только стратегия индустриального развития.

Но, если обратиться к казахстанскому опыту, то мы видим, что в понятие модернизации вкладываются более глубокие смыслы, один их которых это достижение более высокого уровня общественной консолидации через межэтническое и межнациональное согласие, диалог, т.е. то, что на протяжении всего периода строительства независимого Казахстана было фирменным знаком для этой страны.

Доктрина национального единства, как мне кажется, и задает это направление в реализации модернизационного проекта.

Что касается хода дискуссии, то она протекала очень непросто, были высказаны очень серьезные критические замечания на первом этапе, когда Доктрина только-только была представлена на общественный суд. Но я думаю, что это закономерно.

Принятие документа такого масштаба и такой значимости не могло не сопровождаться серьезной общественной дискуссией. Когда не о чем говорить, то и нет такого пристального внимания. Когда есть серьезный предмет для размышления, сразу начинают высказываться противоположенные точки зрения.

И, когда первый ажиотаж вокруг Доктрины национального единства спал, то сразу же выяснилось, что в ней есть очень много важнейших положений, которые заставляют думать, побуждают максимально задействовать креативные возможности казахстанского интеллектуального сообщества. Это здорово.

Поэтому мы в Росси с большим вниманием следили за ходом обсуждения. Прежде всего, потому, что это документ, который подготовлен не только для внутреннего пользования, но и, отталкиваясь от него, можно получить очень много полезной информации и для российского национального государственного строительства. Так что, я могу поздравить всех, кто был причастен к подготовке, к обсуждению этого проекта. Подчеркну, что выполнена, и очень хорошо выполнена, большая и, на мой взгляд, очень важная работа.

Казрегион: Какие положения Доктрины Вам кажутся наиболее важными, наиболее значимыми?

Алексей Власов: Я думаю, что определение стратегических приоритетов, и прежде всего, национального единства, как важнейшего элемента, опорного элемента государственной системы. В тексте Доктрины четко прописано, что достижение национального единства основано на признании общей для всех граждан страны системы ценностей и принципов. Это следующий этап развития, который сменяет в повестке дня тему консолидации общества на основе межэтнической толерантности и общественного согласия.

Это важный момент в определении того уровня, который достигнут в Казахстане с точки зрения духовного и идейного единения граждан.

Второй момент, конечно, это то, что в Доктрину национального единства, в конечном счете, вошли не только положения, связанные с какими-то национальными факторами, межэтническим согласием, но, что исключительно важно, в нее были включены и мотивации развития.

Если я не ошибаюсь, во второй части Доктрины прописано, что для Казахстана, его настоящего и будущего исключительно важно создание экономических и правовых основ для дальнейшего развития среднего класса. И это понятно, потому что в любом цивилизованном государстве именно средний класс является двигателем и политической, и экономической модернизации. Подобная выделенная позиция показывает, что авторы Доктрины учли те предложения, которые высказывались еще в самом начале обсуждения и дополнили межэтническую составляющую включением положений о стратегии развития с точки зрения социальных, экономических и политических институтов.

Ну, и третий момент это то, что четко прописаны понятия равенства возможностей. В Доктрине это трактуется как возможность каждого гражданина, независимо от вероисповедания и этнического происхождения развивать свою культуру, традиции и язык, и быть представленным во всех сферах общественной и государственной жизни. Этот пункт, как мне кажется, снимает все спекуляции, в отношении того, какое именно государство строится в Казахстане.

Тем, кто выступают с позиции национал-патриотов, и тем силам, которые критикуют руководство Казахстана за так называемую «казахизацию страны» будет теперь достаточно сложно дискутировать с представителями власти, поскольку есть документ, опираясь на который можно убедительно доказать, что крайности отсекаются, и остается разумный подход, который и реализовывался в Казахстане с момента обретении страной государственной независимости.

Казрегион: И последний вопрос. Алексей Викторович, как Вы считаете, насколько Доктрина национального единства отражает не только позицию политической элиты, но и мнение гражданского общества в Казахстане?

Алексей Власов: Это достаточно сложный вопрос. Хотя, зная разработчиков этой Доктрины, могу сказать, что эти люди не сидят на небесах, взирая на происходящие в стране процессы, как с горы Олимп, а это люди, которые находятся в гуще общественной жизни и прекрасно понимают, будучи не только политиками, но и учеными, тот общественный запрос, который в Казахстане реально присутствует.

К обсуждению Доктрины ведь были подключены и неправительственные организации, экспертные сообщества, т.е были максимально учтены мнения всех, кто хотел высказаться. По-моему, Ералы Тугжанов большую часть последнего года провел в организации разных диалоговых площадок, что, в общем-то, и показывает стремление создателей Доктрины вовлечь максимальное количество граждан в обсуждение этого проекта. Конечно, невозможно учесть все мнения, и чьи-то позиции и не были учтены в итоговом варианте Доктрины, но мне кажется, что документ репрезентативен.

Хотя, думаю, что это не догма, а живое руководство к действию, и в каком-то смысле сама жизнь будет направлять и определять контуры изменений Доктрины в том направлении, в каком сейчас разработчики, возможно и не представляют сегодня. Но это жизнь, и она диктует свои новые вызовы и риски. Однако, если говорить о состоянии на текущий момент, то это, безусловно, в этом документе Казахстан нуждался. И теперь можно говорить о том, что есть четко и внятно сформулированный проект развития страны на ближайшее будущее. Как с точки зрения достижения внутреннего единства и согласия, так и с точки зрения мотивации развития общего странового проекта. Проекта Казахстан.

http://kazregion.kz/


Теги: Казахстан

Поделиться: