Россия, Москва

info@ia-centr.ru

К юбилею Гейдара Алиева.

07.05.2010

Автор:

Теги:

 К юбилею Гейдара Алиева.

 

Гейдара Алиевича Алиева по праву называют автором проекта под названием «Азербайджан». Действительно он являлся центральной политической фигурой, идеологом и автором постсоветской трансформации азербайджанского государства, так же как и нынешняя политическая система страны в значительной мере есть плод реализации его концептуальных установок. Его организаторские и интеллектуальные способности позволили дать нужный импульс государственному строительству в ключевых направлениях.

 

Фундаментален вклад Алиева в создание нефтегазовой стратегии. Он стал инициатором серии экономических реформ приведших к четкому распределению государственной и частной собственности, к созданию правил взаимоотношения бизнеса и власти. Впервые в СНГ проведя полную приватизацию земель сельхоз назначения он проложил маршрут для Государственной программы регионального развития, его преемника Ильхама Алиева.

 

Неоценима роль Гейдара Алиева в консолидации азербайджанской элиты и становлении идеологии нового государства. Как советский партийный лидер, знавший все трудности работы с аппаратом, с его внутренними группами, знавший ежедневную рутину и инерцию бюрократии, он сумел за небольшой период времени мобилизовать вокруг себя абсолютное большинство азербайджанских чиновников. Безусловно, его возвращение из Нахичевани в Баку летом 1993 года сразу на пост спикера, а затем и президента республики способствовала трудная ситуация на карабахском фронте и мятеж Сурета Гусейнова: собственно приход к власти Алиева и был публично обставлен как спасение из критической ситуации. Он отлично понимал азербайджанские реалии, психологическую природу местных политиков, умело находил удачные выходы в хитросплетения политических интриг. Он и сам был мастером многоходовых операций и благодаря этому умению выходил победителем из многих ловушек.

 

Несомненно, что в нем было редкое сочетание политика и интеллектуала, редкое для представителей высшей власти, поэтому ему доверяли, в результате такого сочетания он был способен донести до элиты и граждан исторический смысл существования своей страны, нации, государства. Если мы отойдем от плакатных фраз к сути бюрократической консолидации, то увидим, что главная проблема государственного строительства начала 1990-х заключалась в разграничении «частного» и «государственного». Во многих случая представители власти в СНГ ассоциировали государственное с личным -- государственным становился личный интерес, интерес друзей, подчиненных, приближенных лиц. Отсюда исчезновение границы между тем, что «мое», тем, что можно «приватизировать» и вывести из государства, и тем, что нельзя, что присуще нации как целому - энергетика, инфраструктура, система безопасности – эта граница попросту размывалась. Гейдар Алиев победил аппаратную психологию временщиков – «после нас хоть потоп». Попросту говоря, Азербайджан не оказался разграблен. Именно поэтому азербайджанцы его искренне признали национальным лидером. Он аккумулировал вокруг себя не просто политических союзников, но искал отличных менеджеров, доказавших организаторские и финансовые способности в своем бизнесе, а значит способных принести пользу государству.

 

Красной линией сквозь политическую жизнь государства прошла большая человеческая драма, выделяющая Азербайджан из ряда других успешных государств – этно-территориальный конфликт вокруг Карабаха. Гейдар Алиев понимал, что переговорный процесс растянется на десятилетия. Он постарался по мере сил погасить карабахскую травму, направив восприятие последствий конфликта в нужное русло: страна вступила на путь поступательного развития и сам конфликт для Азербайджана не перешел в межрелигиозную форму.

 

Гейдар Алиев явился инициатором создания сбалансированной внешнеполитической конструкции для продвижения интересов Азербайджана в мире. Как человек, стоявший у руля советской государственной машины, он осознавал опасности свободного «плавания» в глобальном океане, где присутствуют гораздо более крупные игроки, чем Азербайджан. Зная это, он оставил в наследство современному Баку стратегическую концепцию гибких альянсов, согласно которой ведут азербайджанский корабль его политические наследники.

 

Алиев -- человек советской закалки, знавший плюсы и минусы союзной командно-административной системы. Он вычленил и смикшировал достоинства сильного, управляемого государства, иными словами традицию, с новыми реалиями демократической базы развития. Конечно азербайджанская система власти имеет многие  минусы присущие системе имитационной демократии. Будем говорить откровенно, характер передачи власти от отца к сыну дает нам основания говорить об инсталляции модели династического правления. Однако, это тот редкий случай, когда механизм передачи лидерских полномочий от отца к сыну, оказался наиболее удачным, соответствующим запросу времени и реалиям того момента. Нередко в династических конструкциях у преемников накапливаются ошибки и это приводит к социальному взрыву. Опыт Азербайджана говорит об исключениях из правил. Алиев старший умело создал внутри политических групп и сообществ предпринимателей систему сдержек и противовесов, которая по сей день, несмотря на кризисы и трения, позволяет свободно развиваться разным мнениям и интересам. Именно такую линию развития подхватил его преемник Ильхам Алиев, удачно комбинируя внутри страны разные поколения политиков, аппаратных служащих и интересы бизнеса.

 

Политическое лидерство как правило проявляется в определенной и конкретной ситуации. Если в обществе возникает запрос на «сильную руку», то часто на вершине власти оказывается тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся удержать свою власть. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях господства и подчинения, порождающих массовые фрустрации и неврозы. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Нормальная социальная интеграция в таких условиях невозможна.

Есть разные оценки правления Гейдара Алиева. Но азербайджанский социум не испытал на себе сверхдавления его авторитета, а менталитет не оказался деформированным выстроенной системой жесткой вертикали.

Подводя позитивный итог его пути можно сказать, что он был призван воплотить в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, он был призван объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

 

Сейчас для демократического государства первостепенную значимость имеет решение проблемы формирования квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Такая задача стоит перед его преемником – Ильхамом Алиевым. Последующая оценка его правления теперь будет всегда осуществляться в сравнении с достижениями отца.

 

Четыре позитивных качества, присущих власти Гейдара Алиева.

 

1. Он умел находить и принимать оптимальные политические решения. И хотя он не был застрахован от ошибок, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач, его руководство Азербайджаном было удачным и оправданным.

 

2. Он сумел сыграть роль социального арбитра, стать для граждан воплощенным символом защиты от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «справедливого хана», «народного президента» до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой как Азербайджан, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

 

3. Он был чутким к поддержанию постоянной коммуникации власти и масс. Поддерживая каналы политической и, особенно, эмоциональной связи, тем самым предотвращая отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации, личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. Заметим, что в Азербайджане высока политическая активность в том числе массовая на улицах столицы, но там, несмотря на отдельные попытки, так и не произошло массовых волнений или революций, в тоже время государство не усиливало репрессий в борьбе с оппозицией. Сохранилась и относительная высокая свобода СМИ, что также можно считать наследием Гейдара Алиева. 

 

4. Будучи уже не молодым человеком на посту президента Азербайджана, Гейдар Алиев, был инициатором обновления. Он генерировал оптимизм и социальную энергию, способствовал мобилизации масс на реализацию политических целей. Он успешно защитил народные традиции, и вместе с тем обеспечил прогресс, вселил в граждан веру в социальные идеалы и ценности.

 

ИАЦ МГУ

А.Караваев,

А.Власов,

И.Агакишиев. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение