Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Железнодорожный тупик» осложняет узбекско-таджикские отношения

07.05.2010

Автор:

Теги:

«Железнодорожный тупик» осложняетузбекско-таджикские отношения

 

Провалпереговоров между Ташкентом и Душанбе о транзите застрявших грузов можетпривести к появлению посредника в лице Москвы, которая заинтересована вурегулировании отношений, поскольку имеет свои политические и экономическиеинтересы в этих центральноазиатских странах, полагают обозреватели NBCentral Asia.

 

Штат IWPR в Центральной Азии

 

В концеапреля стало известно о том, что Узбекистан и Таджикистан не смоглидоговориться о транзите железнодорожных вагонов, которые уже третий месяцпростаивают на узбекской территории. 660 вагонов, следующих в таджикскомнаправлении, - с топливом, 230 - с зерном, а также с цементом и техникой.

 

Большаячасть груза предназначена для строительства Рогунской ГЭС.

 

Узбекскаясторона заблокировала транзит железнодорожных составов еще в феврале,

ссылаясьна селевые потоки, разрушившие часть железнодорожного полотна, и загруженностьпутей вагонами.

 

Надеждывозлагались на заседание межправительственной узбекско-таджикской комиссии,которое состоялось 27 апреля в Ташкенте. Однако переговоры фактическисорвались, поскольку узбекская сторона предъявила Душанбе ультиматум, заявив,что движение грузов возобновится лишь после прекращения работ по строительствуРогунской ГЭС и проведения экспертизы гидротехнического проекта.

 

«Запроблемой транзита стоит нежелание Ташкента смириться со строительством мощногоконтррегулятора, - говорит Дильмурат Холматов, узбекский политический эксперт.- Требование независимой международной экспертизы объекта – есть вполнекорректная попытка заморозить строительство».

 

РогунскаяГЭС представляет собой высотное гидросооружение [335 метров] на реке Вахш, наюге Таджикистана, являющейся главным притоком Амударьи - крупнейшей реки вЦентральной Азии. Вахш формирует треть ее водных ресурсов.

 

Таджикскиевласти намереваются за счет строительства ГЭС получить дешевую электроэнергию,обеспечить свои внутренние потребности и наладить экспортные поставкиэлектроэнергии в Пакистан и Иран через Афганистан.

 

ОднакоУзбекистан, расположенный ниже по течению, опасается, что пуск Рогунской ГЭСдаст возможность Душанбе регулировать стоки и вызовет дефицит поливной воды,что нанесет угрозу производству хлопка - главной экспортной культуры. Ташкенттакже обеспокоен возможными техногенными катастрофами из-за того, чтостроительство плотины ведется в зоне с высокой сейсмичностью и экологическимиизменениями, в связи с предполагаемым нарушением водного баланса.

 

Узбекскиевласти не раз заявляли о необходимости проведения международной экспертизыстроящегося сооружения, склоняли на свою сторону соседние государства – Россиюи Туркменистан, которые поддержали эту идею.

 

Встремлении надавить на соседей Ташкент использует различные рычаги, посколькуУзбекистан и Таджикистан, некогда вместе входившие в состав бывшего СоветскогоСоюза, имеют ряд нерешенных приграничных проблем, по поводу которых регулярновозникают разногласия, и тесно переплетенную транспортную сеть.

Черезтерритории обеих стран проходят основные торговые пути из Таджикистана вКазахстан и Россию.

Узбекскиегрузы также транспортируются через таджикскую территорию. К примеру, чтобыпроехать по железной дороге из Андижанской, Ферганской и Наманганской областейв другие регионы страны, часть пути протяженностью 110 километров нужносделать по территории Согдийской области Таджикистана.

 

Чтобыизбежать транспортной зависимости, узбекские власти с начала 2010 года заявилио намерениях полностью отказаться от услуг таджикских железнодорожников ипризвали своих граждан ездить по автомобильной дороге через высокогорныйперевал Камчик, на севере Ферганской долины, труднодоступный для перевозок восенне-зимний период.

 

Однакопроблему это не решило, сокращение перевозок лишь негативно сказалось наэкономиках обеих стран и, сейчас, по мнению региональных экспертов NBCentral Asia, Ташкент и Душанбе переживают пик наихудшихотношений, которые могут негативно сказаться на дальнейшем сотрудничестве.

 

ОднакоПарвиз Муллоджанов, исполнительный директор Общественного комитета подемократическим преобразованиям из Таджикистана, считает, что смягчитьнапряженность в отношениях между двумя странами можно лишь при «наличиипосредника».

 

С нимсогласен и узбекский эксперт.

 

«Сторонызашли в тупик,- констатирует Дильмурад Холматов.- Чтобы преодолеть хроническиеразногласия, необходимо вмешательство третьей стороны, к примеру, России.Именно она в силу традиционных крепких связей в регионе должна статьпосредником в переговорах».

 

Узбекскийэкономический обозреватель NBCentral Asia, пожелавший остаться неназванным, высказал схожее мнение,напомнив, что Кремль имеет свои интересы в двух странах.

 

Этопроект строительства той же Рогунской ГЭС, реализуемый при помощи российскихинвестиций, модернизация алюминиевого завода в Таджикистане, разработкаместорождений в Узбекистане, осуществляемая российскими компаниями Газпром иЛУКОЙЛ.

 

«ЕслиМосква попросит сесть за стол переговоров [Душанбе и Ташкент], придется сесть,-говорит обозреватель. - Готова и переговорная площадка. Это саммиты СНГ, или нахудой конец площадка ЕврАзЭС, даже несмотря на то, что Узбекистан приостановилсвое членство в этой организации».

 

Кпримеру, 8 мая в Москве пройдет неформальный саммит глав государств СНГ, а вдекабре лидеры страны вновь прибудут в Россию, но уже на официальную встречу.

 

ОднакоНуриддин Каршибаев, председатель Национальной ассоциации независимых СМИТаджикистана из Душанбе, убежден, что найти компромисс помешают «амбиции лидеров двух стран[Узбекистана и Таджикистана]».

 

(Даннаястатья была подготовлена в рамках проекта Института по освещению войны и мираIWPR «Новостная сводка Центральной Азии», финансируемого фондом NationalEndowment for Democracy.)

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение