Грань достаточности

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
События в Кыргызстане показали, что в отношениях с Западом центрально-азиатским государствам никогда не следует переходить грани достаточности.ВОПРОС становления и развития сотрудничества постсоветских республик Центральной Азии с НАТО никогда не был простым. Он никогда не был и сугубо внутренним делом этих республик и НАТО. С самого начала в нем присутствовал такой аспект, как отношение других мировых полюсов, способных оказывать серьезное влияние на развитие различных процессов в каждой из центрально-азиатских стран, и, соответственно, влиять на сотрудничество этих стран с НАТО.
Грань достаточности


События в Кыргызстане показали, что в отношениях с Западом центрально-азиатским государствам никогда не следует переходить грани достаточности.

ВОПРОС становления и развития сотрудничества постсоветских республик Центральной Азии с НАТО никогда не был простым. Он никогда не был и сугубо внутренним делом этих республик и НАТО. С самого начала в нем присутствовал такой аспект, как отношение других мировых полюсов, способных оказывать серьезное влияние на развитие различных процессов в каждой из центрально-азиатских стран, и, соответственно, влиять на сотрудничество этих стран с НАТО.

Одним из важных факторов, приведших к недавним событиям в Кыргызстане, является чрезмерный крен руководства страны, при выстраивании отношений с державами, способными оказывать влияние на ход событий в Центральной Азии, и военно-политическими структурами, которые ими поддерживаются и используются для обеспечения собственных национальных интересов в сторону одной из них.

Можно предположить, что Таджикистан может столкнуться с тем, с чем столкнулся свергнутый президент соседней страны Курманбек Бакиев, не сумевший просчитать все возможные последствия нарушения равновесия интересов больших держав в условиях нарастания их конкуренции в Центральной Азии. Фактором, способным спровоцировать подобное развитие событий, может стать размещение в республике на достаточно длительной временной основе каких-либо американских воинских контингентов или структур, в том числе, и в рамках НАТО. Хотя бы по той простой причине, что всего лишь решение об этом, не говоря уже о его практической реализации, немедленно вызовет негативную реакцию и России, и Китая, и Ирана – самых крупных, на сегодняшний день, инвесторов Таджикистана. Финансовые потоки из этих стран способствуют реализации стратегических энергетических и транспортно-коммуникационных проектов, поддержанию социальной и, соответственно, политической стабильности.

Важнейшими составляющими этих потоков являются денежные переводы трудовых мигрантов и вложения в развитие таджикской экономики. Очень существенными для Таджикистана являются завершение российской стороной строительства Сангтудинской ГЭС-1, а также поиски газа на территории республики. С 2006 г. КНР реализует целый ряд проектов в энергетической и транспортно-коммуникационной сферах на сумму свыше $ двух миллиардов. Растет удельный вес участия китайских компаний в развитии горнодобывающей отрасли национальной экономики Таджикистана. Крупные проекты в различных сферах экономики, в частности, проекты Сангтудинской ГЭС-2 и тоннеля Истиклол, реализуются и Ираном.

Как показывает опыт, острую негативную реакцию России, Китая и Ирана вызывает американское военное присутствие, в любой ее форме, в постсоветских государствах Центральной Азии. В то же время, к военному присутствию других западноевропейских членов НАТО - французскому в Таджикистане и немецкому в Узбекистане (база в Термезе), они относятся более сдержанно, по крайней мере, пока. Присутствие этих сил не рассматривается ими как угрожающее их национальным интересам, особенно в сфере безопасности, ввиду малой, по сравнению с США, самостоятельной военно-политической значимости и Франции, и ФРГ в постсоветской Центральной Азии.

Принимая во внимание данное обстоятельство, можно предположить, что объективно необходимое и полезное для Таджикистана развитие отношений с НАТО будет сейчас не столь беспокойным для него (т.е. не будет столь беспокоить Россию, Китай и Иран), если оно будет осуществляться преимущественно через развитие отношений с младшими партнерами США по блоку. Например, с той же Францией или Германией, или же с постсоветскими государствами Балтии. Все еще сохраняющаяся советская и постсоветская общность с последними если, с одной стороны, позволяет уменьшить трудности развития отношений таджикского государства с НАТО, то с другой, помогает уменьшить вполне понятные опасения России, Китая и Ирана по поводу того, что развитие этих отношений может нанести ущерб их безопасности и национальным интересам в Таджикистане и в регионе в целом.


Рашид Г. АБДУЛЛО, политолог
Источник - Азия-плюс
Теги: НАТО

Поделиться: