Вне правового поля: проблемы незарегистрированных религиозных объединений в Казахстане.
Автор: ИАЦ МГУ
Согласно Конституции, Республика Казахстан является светским государством, провозглашен принцип невмешательства религии в политику, равно как и политики в религию и равноправия всех религиозных объединений.
Это официальный срез, который повторяется на всех уровнях общественной жизни и находит философское и политическое оправдание государственных чиновников от науки.
Однако общественная практика свидетельствует о несколько иной картине, а именно – о проведении в Казахстане небезопасной религиозной политики, составных элементов которой более чем предостаточно.
Одним из таких проблемных моментов является тот факт, что вне правового поля остается весьма существенный сегмент религиозной жизни региона – официально незарегистрированные религиозные объединения, которые не только имеют место быть, но и совершенно открыто функционируют, однако законодательно – без соответствующей регистрации в органах юстиции – их деятельность запрещена.
Проиллюстрируем это на примере Южно-Казахстанской области Казахстана.
По состоянию на апрель 2010 года в Южно-Казахстанской области официально зарегистрировано 847 религиозных объединений и 101 религиозное объединение, не имеющее статуса юридического лица, входящих в 17 конфессий.
По неофициальным данным в области также функционируют, по меньшей мере, еще 8 религиозных конфессий: шиизм, суфизм, салафизм, ортодоксальный баптизм, ильинцы, сахаджа-йога, Церковь Рейки, сатанизм, каждая из которых имеет собственную сеть неформальных религиозных объединений.
Все вышеперечисленные конфессии находятся вне правового поля, их деятельность не регламентируется никакими юридическими документами, кроме репрессивных – наказания руководителей и рядовых членов за нерегистрацию в госорганах, исповедание и распространение собственного религиозного вероучения.
Помимо правового конфликта обозначенных конфессий и объединений с государственными структурами, возникает (а, зачастую, и провоцируется) конфликт на национальной и бытовой почве, что приводит к дестабилизации общественно-политической ситуации. В этом плане следует особо отметить, что юг Казахстана является центром распространения ислама в Казахстане и большинство районов области являются мононациональными. Эти обстоятельства весьма осложняют возникающие конфликты на религиозной почве, так как исповедание другой религии, кроме ислама суннитского толка, воспринимается как предательство нации и национальных интересов.
В настоящее время в религиозной жизни региона сложилась двойственная ситуация: с одной стороны незарегистрированные религиозные конфессии и их последователи имеются, проводят внутреннюю религиозную деятельность и активно распространяют свою религиозную доктрину среди местного населения, о чем государственные структуры хорошо осведомлены; с другой – эти же госструктуры не предпринимают никаких юридических мер, кроме репрессивных, для введения незарегистрированных конфессий в правовое поле.
Тем самым, в частности, нарушаются международные правовые нормы в отношении свободы вероисповедания и не дискриминации по религиозной принадлежности, которые Казахстан в свое время ратифицировал.
Каких-либо официальных данных в отношении взаимодействия с незарегистрированными религиозными объединениями в заинтересованных государственных структурах (областные управление внутренних дел, управление юстиции, управление внутренней политики) не имеется.
Исследовательских проектов и научных разработок в данном направлении не проводилось.
Следует отметить, что вопрос взаимодействия государственных структур и незарегистрированных религиозных групп и объединений до сих пор не поднимался в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств: господствующей точкой зрения о всеобщей толерантности и непротиворечивости между и внутри конфессий, незаинтересованностью со стороны госструктур поднимать вопрос конфликтогенного характера религиозного возрождения, некомпетентностью сотрудников госструктур, ответственных за взаимодействие с религиозными объединениями.
Взаимодействие государства и незарегистрированных религиозных групп и объединений – это весьма существенный и неисследованный пласт религиозной жизни страны в целом и региона в частности.
Жаринов В.В.Информационно-аналитическийцентр «Сухбат» (Казахстан, Шымкент)
Поделиться: