ЛОВУШКИ ДЛЯ "ВРЕМЕННЫХ". КИРГИЗИЯ ВСТУПИЛА В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С НЕИЗВЕСТНЫМ ИСХОДОМ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Маленькая центральноазиатская страна с пятимиллионным населением идет своим, не похожим ни на одну постсоветскую страну, путем. За последние двадцать лет насильственная смена власти происходила и в других государствах СНГ, но только в Киргизии революционеры решились строить все с чистого листа. Под вопрос поставлена жизнеспособность возводимой в правовом вакууме политической системы.
ЛОВУШКИ ДЛЯ "ВРЕМЕННЫХ". КИРГИЗИЯ ВСТУПИЛА В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С НЕИЗВЕСТНЫМ ИСХОДОМ

Маленькая центральноазиатская страна с пятимиллионным населением идет своим, не похожим ни на одну постсоветскую страну, путем. За последние двадцать лет насильственная смена власти происходила и в других государствах СНГ, но только в Киргизии революционеры решились строить все с чистого листа. Под вопрос поставлена жизнеспособность возводимой в правовом вакууме политической системы.

Власть на песке
Революционеры совершенно сознательно отказались войти в правовое поле, хотя такие возможности существуют до сих пор. К примеру, распущенный декретом Временного правительства парламент мог бы собраться с тем, чтобы узаконить отставку президента Курманбека Бакиева и передать власть правительству. Вместо этого пошли самым уязвимым с точки зрения закона путем. Перетянули на себя управление государством, распустив парламент, правительство, Конституционный суд. Объявили референдум, на который будут вынесены не только подготовленный "временными" проект Конституции, но даже закон о самом референдуме. Конечно, прозвучавшие объяснения оппозиции можно принять во внимание. Правовой способ, использованный после предыдущей революции, действительно, привел к противоположному от заявленных его участниками результатов. Избранный президент Бакиев отказался реформировать Конституцию и не только сохранил полномочия своего предшественника, но в дальнейшем приумножил их, что, в конце концов, привело к новой смене власти.

Доверия нет и к будущим кандидатам на должность президента, поэтому революционеры решили сначала принять Основной закон, ужимающий президентские полномочия до представительских, и только потом объявлять президентские и парламентские выборы.

И хотя мотивы ясны, возможные риски, связанные с внеправовыми действиями Временного правительства, не перестают быть от этого меньше. В Киргизии ссылаются на успешный опыт большевиков в 1917 году, построивших государство с нуля. Уместно вспомнить, что тогда страна заплатила слишком большую цену за этот эксперимент – как известно, после Октябрьской революции последовала международная изоляция и разразилась кровопролитная гражданская война. Первое, Киргизии, к счастью, не грозит, с Временным правительством фактически работают и крупные государства, и международные институты. Маловероятен и крупный гражданский конфликт в масштабах всей страны: биться друг с другом до победного конца – это не в киргизском характере. Основная опасность для формирующейся политической системы может исходить от попыток ее пересмотреть и изменить на свой лад. И уже зреют силы, способные бросить вызов Временному правительству и избранным в будущем органам власти.

Сепаратизм как угроза проигравших
В южных областях страны распространяются листовки с призывами к созданию Южно-Киргизской Демократической республики. Набирает обороты информационная кампания по дискредитации Временного правительства. Как сообщает агентство "Фергана.ру", распространяются диски с заявлениями отставленного президента Курманбека Бакиева, в которых он обвиняет самих революционеров в событиях 7 апреля и гибели людей на площади перед Домом правительства. Сообщается также о распространении видеозаписей с компроматом на членов Временного правительства. В том, кто именно стоит за этой фрондой, не приходится сомневаться. Укрывшиеся в родных местах братья Курманбека Бакиева не желают смириться с поражением. Активность самого отставника в Минске, где он нашел в лице Александр Лукашенко доброго советчика, его отказ признать факт отставки является не чем иным, как приглашением заинтересованных стран и Временного правительства к переговорам о судьбе родственников. И пока остается надежда получить гарантии, братья Бакиева не будут предпринимать радикальных шагов.

Но в противном случае в ход могут пойти разные методы – от захвата местных администраций до объявления сепаратной республики. К настоящему расколу севера и юга это вряд ли приведет: братья Бакиевы пользуются поддержкой ограниченного круга лиц, к тому же в регионе проживают и сторонники Временного правительства. Но появляется опасность локальных конфликтов, способных раскачать и без того зыбкую ситуацию.

Рассерженные молодые
Другой вызов зреет под боком у Временного правительства. Фактически свергшие президента Бакиева молодежные группы ощущают себя победителями и требуют соответствующих дивидендов. Они были частично озвучены ораторами на состоявшемся на днях Молодежном форуме.

Молодые требуют квот в парламенте и правительстве, причем значительных, доходящих до половины депутатских мест и министерских портфелей, снижения возрастного ценза для кандидатов в выборные органы власти – до 21 и 25 лет. Они настроены воинственно и готовы с пьедестала победителей диктовать свои условия "старичкам". "Старички" во Временном правительстве их услышали. Объявлено, что будет создано министерство по делам молодежи, и этому ведомству хотят передать помпезное здание Центрального агентства по развитию и инновациям, которое возглавлял сын президента Максим Бакиев.

Но вряд ли такие полумеры утихомирят амбиции тех, кто считает себя вершителями истории. Фактически Временное правительство оказалось в заложниках у тех, кто проливал кровь на площади перед Домом правительства. И хотя Роза Отунбаева, выступая на молодежном форуме, произнесла: "Мы ляжем, чтобы молодежь по нашим спинам пришла к власти и управляла государством", - все понимают, что амбиции не имеющих опыта молодых революционеров дорого обойдутся стране. Кто их остановит? Какими аргументами? Раздел портфелей и хлебных должностей идет вовсю, и молодые участники революции чувствуют, что "старички" обогнали их на повороте.

Выборы страшнее пожара
Кульминация сшибки интересов различных групп ожидается во время проведения выборов. Сказать о киргизских выборах, что это гонки, значит, ничего не сказать. В лучшие времена, когда законы как-то еще работали, выборные кампании надолго выводили страну из нормального состояния. Дело даже не в толпах кандидатов: каждый уважающий себя киргиз считает, что справился бы с обязанностью президента, а уж в депутаты, при наличии солидной суммы денег, готов баллотироваться каждый второй. Проблему представляют практикующиеся в стране способы борьбы за заветную должность. За каждым кандидатом следует многочисленная группа поддержки, состоящая из родственников и земляков. Они и вступают в конфликты с "кланом" соперника, митингуют у здания судов, если те вынесли неправильное, по их мнению, решение, пикетируют органы власти, правдами неправдами добиваясь продвижения своего ставленника к нужному креслу. Яркий тому пример дают последовавшие после революции 2005 года события. Уже в стране не было президента, при котором проводились парламентские выборы, а споры между кандидатами выливались в захваты административных зданий и государственных учреждений. И это притом, что новые власти действовали, в основном, в правовом поле. Выдержит ли все это страна, пережившая в результате двух революций деформацию правового сознания?

Сегодня Киргизии необходимы честные суды, решения которых будут приниматься гражданами для исполнения. Но где их взять? К судьям, априори считающимся коррумпированными, и законам, меняющимся с калейдоскопической быстротой, уважения нет.

Страна получила исторический шанс реализовать демократические устремления своих граждан. Но самым большим препятствием на пути к светлому будущему остается торжествующий правовой нигилизм.

Санобар ШЕРМАТОВА,
Член Экспертного Совета РИА Новости, Москва
Источник - Евразийский Дом


Поделиться: