Тигран Манасян: Транспортная и энергетическая блокада Армении и пути их преодоления

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Еще не далеки те времена, когда республика Армения находилась в буквальном смысле в политической и экономической изоляции. С тех пор, как Армения вышла из состава СССР, ее настигла война с Азербайджаном за Нагорный Карабах. В итоге, проиграв в войне, Азербайджан закрывает границы для РА и следовательно ж/д сообщение с Россией – основной союзницей прерывается окончательно. Поэтому конец войны для Армении можно охарактеризовать словами великого политического деятеля XX века Уинстона Черчилля, как «Триумф и падение!».
Тигран Манасян: Транспортная и энергетическая блокада Армении и пути их преодоления

Транспортная и энергетическая блокада Армении и пути их преодоления

Еще не далеки те времена, когда республика Армения находилась в буквальном смысле в политической и экономической изоляции. С тех пор, как Армения вышла из состава СССР, ее настигла война с Азербайджаном за Нагорный Карабах. В итоге, проиграв в войне, Азербайджан закрывает границы для РА и следовательно ж/д сообщение с Россией - основной союзницей прерывается окончательно. Поэтому конец войны для Армении можно охарактеризовать словами великого политического деятеля XX века Уинстона Черчилля, как «Триумф и падение!». Британская империя победила во II мировой войне, но в тоже время потеряла свое влияние и перестала быть первой мировой державой. Подобная ситуация наблюдалась и с Арменией. В итоге с западным соседом РА Турцией так и не было установлено никаких отношений, а с Азербайджаном взаимоотношения ограничиваются лишь переговорами о будущем разрешении нагорно-карабахской проблемы. Железнодорожная сеть Армении оказалась практически изолированной от внешнего мира. Относительно перспективными для Еревана оставались только Грузия с севера и Иран с юга.

С Тбилиси у Еревана хоть и были налажены добрососедские дипломатические связи, всегда имелись определенные затруднения с пересечением границы и уж тем более с восстановлением ж/д сообщения через ее территорию в РФ. Из четырёх точек выхода железнодорожной сети страны в другие государства (две - на границе с Азербайджаном, одна - с Грузией и одна - с Турцией) работает только стык с Грузией, через который идёт 80 % грузопотока - на черноморские порты Грузии и далее в Россию и на Украину. Возможность восстановления сообщения Армении с Россией через Абхазию неоднократно рассматривалась на правительственном уровне, но, учитывая напряжённые отношения между Грузией и Россией, этот вопрос не решается. В Грузию сегодня едет большое количество армян-туристов. Курорты черноморского побережья восстанавливаются, но экономическое сотрудничество пока находится на достаточно низком уровне. Сообщение с Азербайджаном и Турцией перекрыто по политическим причинам.

Наконец, южный сосед РА Иран стал неким «светом в окне» для Еревана, т.к. постоянные перебои в поставках природных ресурсов, жизненно важных для бедной ресурсами Армении, заставили правительство Армении находить другие выгодные пути преодоления экономических трудностей. Самому Ирану также выгодно сотрудничество с Арменией, т.к. на его территории проживает огромное количество этнических азербайджанцев, готовых в любой момент потребовать отделения и, возможно, присоединения к самому Азербайджану. Говоря более простым языком, Ирану не выгодно благоприятное развитие экономики своего северного соседа Азербайджана.

Между Ираном и Арменией существует, построенная еще в 1995 году, линия электропередач (ЛЭП) Иран - Армения, обеспечившая армянской энергосистеме выход из изолированности. В летнее время осуществляется переток электроэнергии из Армении в Иран, а в зимнее - наоборот. Это возможно благодаря АЭС, нескольким армянским ГЭС, и органическим ресурсам.

В прошлом году 19 марта состоялось открытие газопровода Иран - Армения, имеющего огромное значение для РА. Газопровод, связывающий Иран с Арменией, имеет в сечении 711 миллиметров, а мощность его составит 1,2 млрд. кубометров в год. Этот газопровод подключен к газораспределительной системе компании «АрмРосгазпром», которая на данный момент позволяет импортировать иранский газ в объеме порядка 300-400 млн. куб. м газа. С целью повышения объемов импорта иранского газа в Армению компания приступила к строительству газопровода Каджаран - Арарат. В общей сложности в трехлетний проект будет инвестировано 52 млрд. драмов ($ 148 млн., при том, что весь бюджет Армении за 2007 г. составил $ 1700 млн.).

Помимо интенсификации сотрудничества в энергетическом секторе в минувшем году Тегеран и Ереван заключили уникальный для армянской стороны договор в торгово-транспортной сфере. Между государствами был подписан меморандум о грузоперевозках, благодаря которому армянские дальнобойщики получили возможность не просто въезжать в Иран, но еще и в упрощенном режиме оформлять грузы, которые отныне смогут доставлять до иранских портов Энзели - на Каспии, Бендер-Аббас - на берегу Персидского залива и других приграничных пропускных пунктов. Для Армении это соглашение крайне важно, т.к. для торговли с ее основным партнером РФ ей нужны транспортная доступность, которая была до сих пор в крайнем дефиците.

Посредством данного договора у Армении появилась исключительная возможность получить кратчайшие в нынешних условиях выходы в Россию и Центральную Азию через Каспийское море (о стратегическом Персидском заливе говорить излишне). Более того, транзит грузов через Иран еще и снижает тариф грузоперевозок почти на 60% в сравнении с транспортировкой через грузинские порты Батуми и Поти. Сегодня уже известно, что Иран и Армения ведут переговоры о прямом железнодорожном сообщении, что также имеет большое стратегическое значение для РА.

Таким образом, Иран стал для Армении альтернативным выходом во внешний мир на фоне транспортной блокады РА со стороны Турции и Азербайджана. Поэтому Армения неоднократно выступала за скорейшее и мирное разрешение иранской проблемы. Еще во время пребывания на посту премьера Андраника Маркаряна Армения заявляла, что признает право Ирана на развитие ядерной энергетики в мирных целях, т.к. в республике понимают, что обострение ситуации вокруг Ирана может обернуться негативными последствиями для региональной безопасности и стабильности в целом.

Иран, однозначно, стал спасением для Армении, однако нельзя забывать об основном и важнейшем партнере Армении - России. РФ занимает лидирующие позиции среди внешнеэкономических партнеров Армении: в 2006-2007 годах ежегодный рост товарооборота находился на уровне 60 %. Товарооборот между РА и РФ в минувшем году составил без малого $ 800 млн. А в этом году предполагается, что эта цифра возрастет до $ 1 млрд., при том, что бюджет республики в 2007, как уже говорилось, составил $ 1700 млн. Это колоссальная сумма для Армении, т.к. товарооборот ни с одной другой страной не стоит даже близко к этим показателям.

Взаимную заинтересованность в наращивании объемов торгово-экономического сотрудничества, включая реализацию совместных крупных инфраструктурных проектов в области энергетики, транспорта, телекоммуникаций вновь подтвердили на последней встрече 24 марта 2008 г. избранный президент РА С. Саркисян с В. Путиным и Д. Медведевым.

Высокими темпами развивается и инвестиционное сотрудничество. Накопленный объем российских капиталовложений в национальное хозяйство Армении также подошел в 2007 году к важному рубежу в 1 млрд. долларов. Российские инвесторы активно осваивают перспективные секторы армянской экономики: банковский, телекоммуникационный, транспортный, успешно реализуются крупные проекты в топливно-энергетической сфере.

Российским компаниям принадлежат многие крупные армянские предприятия. Например, до 2006 года газовый монополист «Армросгазпром» на 45 % контролировался российским «Газпромом» и на 10 % - российской газовой компанией «Итера». На данный момент, в обмен на трёхлетний контракт на поставку газа по 110 $, проведена дополнительная эмиссия акций и доля «Газпрома» доведена до 82 %. Так же по этому соглашению к «Газпрому» перешёл пятый энергоблок Разданской ТЭС. В конце февраля ЗАО «АрмРосгазпром» обсуждал в Ереване программы компании на 2008 год, в том числе программы финансово-хозяйственной деятельности, восстановления и развития газового комплекса Армении. ЗАО "АрмРосгазпром" обладает монопольным правом на поставку и распределение российского природного газа на внутреннем рынке Армении. Кроме этих компаний активно работают на территории РА также и «РЖД», «ВТБ», «Газпромбанк», «Российский алюминий», «Вымпелком» и т.д.

Положительные сдвиги в решении проблемы внешнего транспортного сообщения Армении также стали возможны по мере налаживания ритмичной работы железнодорожной паромной переправы порт Кавказ - порт Поти, а также с переходом армянских железных дорог в концессионное управление «РЖД». Ж/д РА заметно устарели, т.к. с момента распада СССР крупных работ в этом направлении не велось. Поэтому сегодня правительство Армении рассматривает решение транспортных проблем в качестве приоритетов своей экономической политики. Ж/д - костяк развития международной торговли. В Армении это прекрасно понимают, и поэтому было принято решение по продаже контрольного пакета акций российской компании ОАО «Российские железные дороги».

В ведении АЖД находилось 805 км. железнодорожных линий из 1125 км. железных дорог в Армении, компания с 2001 года приносит стабильную прибыль. В 2007 году АЖД было перевезено 3 млн. тонн грузов против 2,7 млн. тонн грузов в 2006 году. Прибыль АЖД в 2007 году составила 12 млрд. драмов против 11 млрд. драмов в 2006 году ($ 36,5 млн.).

Премьер-министр и избранный президент РА Серж Саркисян подчеркнул, что правительство не будет вмешиваться в деятельность концессионера и готово при желании последнего в рамках своих полномочий содействовать решению проблем, направленных на развитие железной дороги.

Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин заявил, что политика РЖД в Армении будет направлена на поддержание экономического развития страны. По словам Якунина, РЖД не будут устанавливать тарифов, которые будут «душить» армянский бизнес и препятствовать экономическому развитию страны. АЖД в 2006-2007 гг. продемонстрировала серьезный рост грузоперевозок, что свидетельствует об эффективности работ железнодорожников и менеждмента.

Согласно обнародованному 21 декабря 2007 года финансовому предложению РЖД заявило о готовности инвестировать в «Армянские железные дороги» $ 570 млн., из которых $ 230 млн. в течение ближайших пяти лет. Согласно пакету предложений по концессионным выплатам, обнародованному 8 января 2008 года, РЖД предлагает в качестве единовременной концессионной выплаты перечислить в государственный бюджет Армении 1,7 млрд. драмов. Кроме того, РЖД ежегодно будет перечислять 2% от общей выручки Армянской ж/д в государственный бюджет Армении.

В конце февраля ЗАО «АрмРосгазпром» обсуждал в Ереване программы компании на 2008 год, в том числе программы финансово-хозяйственной деятельности, восстановления и развития газового комплекса Армении. ЗАО "АрмРосгазпром" обладает монопольным правом на поставку и распределение российского природного газа на внутреннем рынке Армении.

В РА существует единственная в Южном Кавказе АЭС. Однако она устарела, и по договоренности с МАГАТЭ, ЕС, США, РФ Армения закроет ее (к 2016 г.) и начнет строительство новой АЭС. Проект новой АЭС мощностью в 1 тыс. МВт. оценивается экспертами в $ 1,5 млрд. Сегодня разрабатывается стратегия льготных поставок ядерного топлива в РА, что позволит ей более активно развивать свою атомную энергетику. Техническо-экономическое обоснование новой атомной электростанции в Армении будет готово уже в сентябре-октябре 2008 года. Экономические расчеты показывают, что в Армении не имеется альтернатив атомной энергетике в решении энергетических проблем и атомная энергетика в Армении продолжает занимать ведущую позицию. На сегодняшний день Мецаморская АЭС обеспечивает 45% в общей выработки электроэнергии в Армении.

РА сегодня крайне необходимы энергоресурсы, т.к. на единственном местном источнике первичных ресурсов вырабатывается 12-15% электроэнергии, остальное - на привозных: мазуте, газе и ядерном топливе. Вся электроэнергетическая система современной Армении формировалась в экономических условиях бывшего СССР. Для ЭЭС Армении были характерны все три вида классических вырабатывающих электроэнергию установок: на гидроресурсах, на органическом и ядерном топливах. ЭЭС Армении полностью покрывала собственные потребности страны, а с 1973 г. также экспортировала электроэнергию в соседние республики по объединенной Закавказской энергосистеме. Фактически без энергоресурсов Армении не прожить, поэтому сегодня уже создана неплохая материальная база для дальнейшего экономического развития.

Основным достижением для Армении за прошлый 2007 год я бы назвал уникальный по своей сути договор с Тегераном. С помощью этого договора Армения получила льготные права на развитие торгово-экономической сферы. У Армении с недавних пор развивается двусторонняя торговля с Израилем и другими государствами ближневосточного региона. Внешнеторговый оборот Армении с тем же Ираном намного меньше, как это ни парадоксально, чем торговый оборот с Израилем. Большое значение для РА представляет торговля с Египтом, Ливаном, Сирией и др. Основным партнером Армении сегодня продолжает оставаться РФ и по мере расширения торгового и экономического потенциала, приходится упрощать транспортное сообщение, т.к. прямого пути из Армении в Россию Советский Союз не оставил. Армения, по-моему, с достоинством выходит из сложившегося после распада СССР кризиса, т.е. изоляции, и обеспечивает себе постепенное возмещение многих недостигнутых ей целей. Что же до Азербайджана и Турции - во многом преодоление конфликтных отношений Еревана с ними зависит от решения карабахского вопроса, т.к. Анкара видит в Баку потенциального союзника. Как только решится вопрос о статусе НК, откроются и границы Армении с Азербайджаном. Следствием этого, возможно, и улучшение отношений с Турцией, т.к. признание геноцида, как показывают последние события, возможно в совсем недалеком будущем.

Теги: Армения

Поделиться: