А. Аминова. Узбекский проект. Свободная индустриально-экономическая зона Навои.Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В июле-сентябре 1990 г. Верховный Совет РСФСР принимает предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Принятые решения способствовали притоку иностранного капитала, росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине. К началу 1993 года Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. Однако ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начинает интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных таможенных зон, связанных с обустройством территории, создание Компаний развития и т.п. СЭЗ "Находка" опираясь на правительственное постановление о принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки, действовали правительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга- (свободная таможенная зона "Гавань"), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта) и другие.
А. Аминова. Узбекский проект. Свободная индустриально-экономическая зона Навои.Ч.1.

Азиза Аминова Навоийский Государственный Педагогический Институт Узбекистан ************************************************************************************ Узбекский проект. Шестнадцать лет назад, 15 апреля 1994 года на заседании Совета глав государств СНГ в Москве, президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли, которая предусматривала беспошлинную торговлю, отмену тарифных и нетарифных ограничений и др. Однако многосторонний режим свободной торговли введен не был. В апреле 1999 года в Москве был подписан Протокол об изменениях и дополнениях к Соглашению о зоне свободной торговли – рамочный документ, который должен был быть адаптирован к законодательству каждого государства. План реализации важнейших мероприятий на 2003 – 2010 годы, состоящий из 10 разделов и охватывающий все основные направления деятельности в экономической сфере был утвержден только в 2003 году решением Совета глав государств СНГ. В ноябре 2008 года главы правительств СНГ утвердили Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Среди приоритетных направлений развития взаимодействия государств – участников СНГ завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной, создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества. Первой страной, которая начала разрабатывать собственное законодательство о свободной экономической зоне был Казахстан (30 ноября 1990 г в этой стране вышел закон «О свободных экономических зонах в Казахской ССР»), но конкретные меры по созданию и деятельности свободных экономических зон, в этой стране принято не было. В июле-сентябре 1990 г. Верховный Совет РСФСР принимает предложения 11-ти региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Принятые решения способствовали притоку иностранного капитала, росло число совместных предприятий в Находке, Калининграде, на Сахалине. К началу 1993 года Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей - свободных таможенных зон и зон экспортного производства. Однако ряд регионов, не дожидаясь соответствующих законодательных решений, начинает интенсивную работу по реализации проектов точечных и локальных таможенных зон, связанных с обустройством территории, создание Компаний развития и т.п. СЭЗ "Находка" опираясь на правительственное постановление о принципиальной возможности создавать на своей территории таможенные зоны, образовала первую подобную зону уже к лету 1995 г. В том же направлении, но уже без федеральной государственной поддержки, действовали правительство Московской области (проект СЭЗ "Шерризон"), мэрия Санкт-Петербурга- (свободная таможенная зона "Гавань"), администрация Ульяновска (аналогичная зона в районе городского аэропорта) и другие. Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах» был принят впервые в 1996 году. В период, когда в Узбекистане осуществляется крупномасштабная приватизация и возникает необходимость кардинальных мер по привлечению иностранных инвестиций, современной техники и технологии; расширения производства потребительских товаров и услуг; развития импортозамещающих и экспортных производств. Однако осуществить в те годы крупномасштабный проект Узбекистану не удалось. Несмотря на это, вопросы о создании СЭЗ в правительстве Узбекистана постоянно и тщательно изучались, трижды были внесены изменения и дополнения к Закону Республики «О свободных экономических зонах». С Указа Президента Узбекистана И. Каримова от 2 декабря 2008 года «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области», и Постановлением Кабинета Министров республики № 21 от 27 января 2009 года по организации деятельности СИЭЗ, начинается уникальный в Средней Азии, проект по созданию и развитию первой свободной экономической зоны в Узбекистане. Почему Навоийская область? Навоийская область расположена в центральной части Узбекистана. Площадь области составляет 110,8 тыс. кв. км, или 24,8% от общей площади республики. Население составляет 829 тысяч человек. Область граничит на севере и востоке с Республикой Казахстан и Джизакской областью, на западе – с Республикой Каракалпакстан, на юге – с Самаркандской, Бухарской и Кашкадарьинской областями. Северо-западная часть области занята Кызылкумским плато, на востоке протянулись Нуратинские горные хребты, юг области окаймляет река Зарафшан. Являясь крупным индустриальным регионом республики в настоящее время область поставляет 70 процентов золота, свыше 40 процентов продукции большой химии и цемента, современные металлорежущие станки, нестандартное, уникальное оборудование для горно-металлургических предприятий, полированные мраморные плиты и другой различной продукции. Основная доля ВРП приходится на промышленность 48 процентов. И поэтому одной из основных задач в регионе остается модернизация и техническое перевооружение крупных предприятий, развитие средних, малых перерабатывающих предприятий, внедрение инновационных и ресурсосберегающих технологий. В области хорошо развита инфраструктура транспортных сообщений, имеется 8 железнодорожных и 9 автомобильных станций, 2 аэропорта и развитая сеть автомобильных дорог. Здесь сконцентрирован основной экономический и социальный потенциал страны, который во многом определяет дальнейшее социально-экономическое развитие Узбекистана На территории области действует крупнейший Навойский горно-металлургический комбинат входящих в первую пятерку мировых производителей урана. Созданный первоначально в сентябре 1958 года на базе месторождения урана в Учкудуке, комбинат за недолгие пятьдесят лет превратился в крупнейший концерн и ему принадлежит 100% производства урана в Узбекистане. На сегодняшний день на территории СНГ комбинат занимает первое место по объему добываемого золота с доведением его до валютной чистоты четыре девятки . Получив право самостоятельного решения выпуска готовой продукции, заключения договоров, поставку и приобретение материалов руководством комбината была разработана долговременная программа наращивания объемов выпуска золото, серебра урана и т.п. «Уран и золото – два стратегических товара, с которыми независимый Узбекистан вышел на мировой рынок. Мировая ядерная энергетика с каждым днем предъявляет все больший спрос на обогащенный уран. В США, потребляющий 40% всего мирового производства топлива для АЭС, НГМК является одним из ведущих экспортеров урана.

часть вторая:

http://www.ia-centr.ru/expert/7808/.

Поделиться: