Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Иранская инициатива по нагорно-карабахскому конфликту

24.04.2010

Автор:

Теги:
Иранская инициатива по нагорно-карабахскому конфликту
Давид Петросян

В рамках урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта в последние несколько месяцев вновь активизировался Тегеран.

Еще в конце января, во время своего визита в Ереван глава внешнеполитического ведомства Ирана Манучехр Моттаки заявил, что Тегеран готов оказать необходимую помощь Армении и Азербайджану в этом вопросе. Он отметил, что и Армения и Азербайджан являются соседями и друзьями Ирана.

"Мы желаем мира и стабильности в регионе. Мы все помним события, произошедшие в Грузии в 2008 году. Подобные события не должны повториться, поскольку они негативно повлияли на безопасность, энергетические и транспортные инфраструктуры региона. Иран выступает за мирное и дипломатическое урегулирование карабахского конфликта",- заявил Моттаки.

До визита М.Моттаки в Ереван, в конце 2009 года глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров предложил Тегерану стать посредником в урегулировании конфликта. Предложение было принято иранской стороной.

После визита М.Моттаки в Ереван мы имеем возможность отслеживать следующую динамику действий Тегерана:
- 1 февраля находящийся в Баку заместитель министра иностранных дел Ирана по работе с иранцами, проживающими за рубежом, и консульским вопросам Хасан Гашгави заявил, что: "Мы верим, что конфликт может быть решен при содействии государств региона. Иран выступает с позиции справедливого решения конфликта и восстановления прав Азербайджана",
- 6 февраля встреча М.Моттаки и президента И.Алиева (Мюнхен, Германия), на которой был обсужден Нагорно-Карабахский конфликт,
- 19 февраля. Заявление посла Ирана в Армении Сейед Али Сагайана: "Для нас важно, чтобы наши соседи, в данном случае Армения, нормализовала свои отношения не только с Турцией, но и Азербайджаном. Мы готовы оказать содействие. Иран всегда прилагал усилия в деле налаживания диалога между сторонами и выступает за мирное урегулирование проблемы при содействии международных структур. У Ирана хорошие отношения с Арменией, Азербайджаном и Россией. Мы выступаем за политику открытых границ",
- 25 февраля, в посольстве Ирана в Азербайджане состоялась презентция изданной на фарси книги Эльхана Сулейманова "Геноцид в Ходжалы: миллион подписей, одно желание",
- 26 февраля, заявление посла Ирана в Баку Мохаммад Багир Бахрами: "Минская группа ОБСЕ не заинтересована в решении проблемы. Иран предлагает справедливое решение Нагорно - Карабахского конфликта, пользуясь своим потенциалом. Уже 17-18 лет как Минская группа пытается решить Нагорно-Карабахскую проблему, однако проблема пока не решена. Обеспечение безопасности в регионе будет способствовать его развитию. Решение проблемы путем переговоров пойдет на пользу региону",
- 7 апреля заявление М.Моттаки о том, что официальный Тегеран представил конфликтующим сторонам предложения по разрешению Нагорно-Карабахской проблемы,
- 9 апреля, Баку приветствовал "...те усилия Ирана, которые были направлены на достижение мира и стабильности в нашем регионе",
- 9 апреля, сообщение агентства "Интерфакс" со ссылкой на дипломатические круги Армении о том, что Ереван отказался от привлечения Ирана к участию в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха. Далее неназванный источник заявил: "Армения высоко ценит готовность и желание Ирана содействовать в вопросе урегулирования Карабахского конфликта, однако напоминает, что переговоры ведутся в рамках Минской группы ОБСЕ",
- 19 апреля, Азербайджан дал официальный положительный ответ на посредничество Ирана в карабахском урегулировании. Об этом заявил журналистам в Тегеране глава МИД Ирана М.Моттаки.
- 19 апреля, заявление главы МИД Ирана М.Моттаки о том, что Тегеран предлагает провести трехстороннюю встречу глав МИД Азербайджана, Армении и Ирана,
- 20 апреля, пресс-секретарь внешнеполитического ведомства Армении Тигран Балаян заметил, что МИД Армении на данном этапе воздерживается от каких-либо комментариев по поводу инициативы Ирана в вопросе урегулирования Нагорно- Карабахского конфликта.


Совершенно очевидно, что активизация Ирана в вопросе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта связана с тем, что Тегерану выгодна его консервация, т.е. сохранение статус-кво.

Тегеран не устраивает решение конфликта вокруг НКР на основе так называемых "Мадридских принципов". Иран по-прежнему придерживается той точки зрения, что в регионе должны присутствовать лишь региональные силы - Армения, Азербайджан, Грузия, Россия, Иран и Турция. То есть, присутствие любых западный сил в регионе власти Ирана всегда исключали. Следовательно, разрешение Нагорно-Карабахского конфликта по модели, определенной "Мадридскими принципами", предусматривающими размещение западных миротворческих сил в зоне конфликта, Иран воспринимает как намерение разместить эти силы у своих границ и поэтому будет противиться этому. С другой стороны, очевидно, что Иран, желая показать свою силу регионального игрока, активизируется в контактах с Арменией и Азербайджаном, предлагая свои услуги в качестве посредника в разрешении конфликта. Тем самым, Иран хочет показать, что участвует в региональных вопросах не меньше, чем Турция.

Интересно, что до сих пор Иран пытался только один раз осуществить свое посредничество в Нагорно- Карабахском конфликте. Было это в 1992 году.

К примеру, депутат Милли Меджлиса Азербайджана Азай Гулиев, комментируя заявление главы МИД Ирана Манучехра Моттаки о том, что Тегеран предложил Баку и Еревану свой вариант решения Нагорно- Карабахского конфликта отмечает, что:
- у Баку уже был горький опыт инициатив Тегерана по урегулированию карабахского конфликта. В свое время, в начале 90-ых, когда Иран пытался встать во главе переговорного процесса, была оккупирована Шуша,
- Иран оказывает огромную помощь Армении, и если бы не Тегеран, то сегодня Ереван был бы в намного более сложном положении. Большая часть продовольствия, энергоресурсов, стройматериалов и иных товаров в Армению поставляются именно Ираном и через него. Другими словами, Армения все еще "дышит", только благодаря Тегерану,
- Иран не станет оказывать давления на Ереван с целью освобождения захваченных земель, хотя рычаги такого прессинга у Тегерана есть. Поэтому, инициативы Тегерана по посредничеству между Баку и Ереваном А.Гулиев расценивает как попытку "сесть в движущийся поезд". По его словам, государству, которое во всеуслышание заявляет о важности единения мусульман, не подобает помогать Армении.

Возникает вполне естественный вопрос: с чем тогда связано не просто согласие официального Баку на посредническую инициативу Тегерана, но и вообще просьба о таком посредничестве, представленная в конце 2009 года?

На наш взгляд ответ тут может быть один: Баку пытается продемонстрировать Брюсселю, Вашингтону и Анкаре, что в случае если они не проявят должного внимания к учету национально- государственных интересов Азербайджана, то внешняя политика страны вполне может быть переориентирована на Москву и Тегеран.

Нам представляется, что в Баку, по большому счету блефуют, т.к. зависимость Азербайджана от западного энергетического рынка достаточно высока.

Этот спектакль выгоден Тегерану и там решили сыграть роль посредников в Нагорно-Карабахском конфликте с тем, чтобы умерить чрезмерные региональные аппетиты Турции, которая к тому же стремится заполучить пост сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху.

Таким образом, мы имеем возможность наблюдать региональную политику Ирана в Южном Кавказе направленную на:
- поддержание баланса сил в регионе,
- консервацию Нагорно- Карабахского конфликта, т.е. сохранение нынешнего статус-кво,
- блокирование появление в Южном Кавказе военных миротворческих подразделений из западных стран.

В сложной борьбе за влияние в регионе Южного Кавказа Тегеран демонстрирует гибкость и упорство в отстаивании своих интересов. Крупным внерегиональным игрокам типа США или ЕС будет очень непросто пренебречь этими интересами.

источник: ИАЦ "Ноян Тапан"

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение