Перспективы Революции по Кыргызски: Политический Строй Свободы, опять Главманап или Протекторат? Часть 1-я.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Дорогой Рустем, спасибо, что не оставил без ответа некоторые вопросы, заданные мной тебе в прошлой записке, где я, между прочим, отмечал: в Кыргызстане за сравнительно короткий временной промежуток народ дважды "...был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения".Казалось бы, сегодня есть основания для определенных обобщений и заключений относительно произошедшего, сказать о том, что случилось и почему?
Перспективы Революции по Кыргызски: Политический Строй Свободы, опять Главманап или Протекторат? Часть 1-я.

Фрагменты рефлексии. Из писем социолога. Дорогой Рустем, спасибо, что не оставил без ответа некоторые вопросы, заданные мной тебе в прошлой записке, где я, между прочим, отмечал: в Кыргызстане за сравнительно короткий временной промежуток народ дважды "...был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения". Казалось бы, сегодня есть основания для определенных обобщений и заключений относительно произошедшего, сказать о том, что случилось и почему? Очевидное, лежит на поверхности и указывает на следующее. Во - первых, что поражает. После обретения власти, К. Бакиев и близкие его круга, без промедления и цинично стали распоряжаться собственностью, национальными ресурсами и т.п. Именно, коррупция и кумовство на фоне продолжающегося обнищания абсолютной массы населения страны, с нашей точки зрения, приобрели характер неофициального политического кредо правительства Бакиева. С нашей точки зрения, коррупция и кумовство явились главным мотивом массового недовольства и выступления ... Во - вторых, придя к власти, К. Бакиев не сделал выводов из мартовских событий 2005 г. Он и его команда не выработали конструктивную социально - экономическую политику. В - третьих, вслед за падением режима А. Акаева, как показала политическая практика, конкретнее, сквозные тенденции в основных сферах жизни общества, К. Бакиев избрал для себя в качестве образца правления авторитарную модель соседнего государства (Узбекистан). Это не замедлило проявиться в том, что в последние годы в Кыргызстане свертываются и уничтожаются ростки демократических свобод, получивших было предпосылки для рождения и развития в период 1991 -2005 гг., получило место политические убийства и другие. В - четвертых, перечисленные обстоятельства, застой в экономике, помноженный на тяжелое состояние энергетики, упадок торговли, бедность и продолжающийся рост нищеты абсолютной части населения привели к социальной и политической дестабилизации... Вместе с тем, если судить по сообщениям СМИ, включая и визуальные картины, воспроизводимые систематически вот уже более 15 дней спутниковыми каналами телевидения, то мы видим, что происходящее в Кыргызстане ужасно. Хотя речь идет о свершившемся факте восстания против тирании и угнетения, а наблюдаются то там, то здесь акции варварства. То там, то здесь их свершают некие люди, собирающиеся в толпы ...Поистине, как гласит изречение: "человеческая толпа подобна волчьей стае. Она глупее, чем один". Напомню, феномен массы (толпы) был описан в трудах таких известных социальных психологов, социологов, мыслителей как, например, Г. Лебон, Э. Канетти, Хосе Ортега -И- Гассет, С. Московичи, Г Блуммер и др. Наука наукой, между тем, несмотря на то, что: во -первых, в последние два десятилетия в регионе социальные процессы и направленность их развития проходит под знаком возрастания значимости настроений масс; во - вторых, имели и имеют место самые острые и опасные проявления социокультурной и политической незрелости масс в самых разнообразных его формах, власть предержащие не осознают актуальность первого и не принимают во внимание необходимость изучения природы (сущность) толпы, чтобы овладеть механизмом регулирования и влияния на его поведение. Все же я, повторю, озадачиваюсь снова, корректируя вопрос о том, что случилось, что происходит и почему события приняли такой оборот? Каковы же перспективы этой, т.н. "революции Розы", если.... Впрочем, не все так просто, когда думаешь о сотворенных прежде и творимых ныне мерзостях в Кыргыстане. Не мудрствуя, без попыток пространными рассуждениями выразить свои тревожные мысли и сомнения насчет... я приведу цитату из главной публицистической книги австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии (1981) Элиаса Канеттти "Масса и Власть". Она длинная, но уместна и заслуживает того, чтобы ее привести полностью. Верю, что мысль писателя послужит читателю в качестве импульса (и продолжения) для своих размышлений. "Милый, дорогой друг, волки всегда пожирали овец; неужели на этот раз овцы сожрут волков?" Это фраза из письма, которое мадам Жюльен написала своему сыну во время Французской революции. В ней в самой краткой формулировке выражена сущность обращения. Немногие волки истребляли до сих пор множество овец. И вот настало время множеству овец обратится против немногих волков. Известно, что овцы не едят мяса. Однако фраза значима именно в своей кажущейся бессмысленности. Революции - это подлинные времена обращения. Те, кто долго был беззащитен, вдруг обретают зубы. Численностью они возмещают недостаток хищности" (см. Канетти Э. Массы и Власть // Психология Масс. Хрестоматия. М.1998, с 361). Лично я, осмысливая приведенные строки письма и комментарии к ним Э. Канетти в контексте происходящего в Кыргызстане, задаюсь вопросом: кто они, эти люди, вовлеченные в толпу? Овцы, обретшие зубы? Или все же, они были и остаются в глубине своей души темными, дикими...? Или соединяют в себе и волков и овец...? Вопросы, вопросы.. Может, стоило бы говорить о типе коллективного поведения через призму архетипа, т.е. "коллективного бессознательного" Карла Г. Юнга, который писал: "..для меня бессознательное есть коллективная психическая предрасположенность..." (см. Юнг К.Г.Архетип и Символ. М. 1991, с.231). Какое "коллективное бессознательное" движет действиями толпы в Кыргызстане? ... Мало сказать, что они сегодня попирают свободу и принципы справедливости других (себе подобных)...Если они уже сотворили, творят мерзости насилия, то следовало бы это, по меньшей мере, обличать, призывать к разуму. Куда идет страна эта, где сегодня толпа нападает, поджигает дома своих соплеменников, бьет, уродует, выкалывает глаза, а представитель "временщиков" находит буквально следующие слова: "их надо понять". Друг мой, Рустем, ты пишешь мне: "Бахадыр, я бы не делал категоричных выводов о кыргызском бунте. По крайней мере, они сохранили в себе ген социальной справедливости - субстанциональный признак номада. В одном ты прав (впрочем, как и я), что все наши квази - государственные образования подходят под определение "несостоявшихся государств". А потому, единственный путь лежит через региональную интеграцию. Иначе, через поколение мы станем маргиналами - китайцами. И не факт, что лично нам это уже не грозит". Ну, что ж сказать о пресловутом "гене социальной справедливости". Где он был, когда....? Сразу оговорю: бессмысленно рассуждать о справедливости вне морали и действий одних, которые ограничивают, угнетают свободу других... Продолжение следует. Бахадыр Мусаев, социолог. 23. 04. 2010 г. Ташкент.

Источник - ЦентрАзия

Поделиться: