Эрика Марат: Политика США по отношению к Кыргызстану в обозримой перспективе не изменится

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С вопросами относительно дальнейшего развития ситуации в центральноазиатском регионе в целом и в Кыргызстане, в частности, а также политики США по отношению к Кыргызстану, редакция JEEN обратилась к американскому эксперту по Центральной Азии Эрике Марат (Вашингтон), сотрудничающей с Джеймстаунским институтом в США и "Голосом Америки".
Эрика Марат: Политика США по отношению к Кыргызстану в обозримой перспективе не изменится

С вопросами относительно дальнейшего развития ситуации в центральноазиатском регионе в целом и в Кыргызстане, в частности, а также политики США по отношению к Кыргызстану, редакция JEEN обратилась к американскому эксперту по Центральной Азии Эрике Марат (Вашингтон), сотрудничающей с Джеймстаунским институтом в США и "Голосом Америки". JEEN : Эрика, по Вашему мнению, какие выводы из политического кризиса в Кыргызстане должны сделать соседние центральноазиатские страны и руководства всех постсоветских государств? Е.М.: Во-первых, что сильная президентская власть в принципе не может привести ни к чему хорошему - в обществе всегда будет царить неодобрение по отношению к жесткой президентской власти, президенту и режиму вообще. И в зависимости от ситуации такое неодобрение может вылиться либо в события, подобные кыргызским, либо произойдет полное отторжение обществом государства, режима. Население станет полностью аполитичным, например, как это произошло в Туркменистане и в Узбекистане, далее население станет «недееспособным» - оно перестанет прикладывать усилия к тому, чтобы улучшить состояние национальной экономики, политической ситуации в стране. И это будет иметь негативные последствия для государственности в долгосрочной перспективе. В таких странах, как Таджикистан, к примеру, где наблюдается усиление президентской власти, ситуация опять таки может вылиться в достаточно серьезный конфликт. То есть главный урок событий в Кыргызстане - сильная президентская власть ни к чему хорошему не приведет. JEEN : Какой Вы видите дальнейшую политику США по отношению к Кыргызстану? Е.М.: Я считаю, что политика США по отношению к Кыргызстану в обозримой перспективе не изменится. Сейчас будут сохраняться следующие приоритеты – работа Центра транзитных перевозок «Манас» и напоминание Кыргызстану о необходимости продолжения демократизации и правах человека - это два важных аспекта в отношениях между Кыргызстаном и США. И я не думаю, что США кардинальным образом изменит свое отношение к Кыргызстану. JEEN : Как Вы полагаете, удастся ли основным геополитическим игрокам в регионе согласовать свои усилия для разрешения кризиса в Кыргызстане? Или страна будет предоставлена сама себе? Е.М.: Полагаю, основные геополитические игроки в регионе смогут согласовать свои действия в той или иной степени. Пример такого согласования усилий мы уже наблюдаем – Казахстан, как страна, председательствующая в ОБСЕ, Россия и США согласовали свои действия с тем, чтобы президент Бакиев покинул Кыргызстан. Что касается сотрудничества в других аспектах – военное сотрудничество, актуальные политические и экономические вопросы, связанные с Кыргызстаном – вряд ли здесь стоит ожидать согласованного выступления основных игроков. Но это в целом закономерно, подобные ситуации мы наблюдаем повсюду в мире. И это не означит, что Кыргызстан представляет собой особенный случай. Но Кыргызстан – это одна из стран, где игроки, включая США могут достаточно спокойно вести диалог и действовать, и Кыргызстан - это не Украина и не Грузия, где России, США и другим странам сложно прийти к согласию. JEEN : Каким Вы видите будущее нынешнего временного правительства? Е.М.: Временное правительство демонстрируют желание улучшить ситуацию в стране. Потому что члены временного правительства действительно чувствуют ответственность, лежащую на них. Они понимают, что пришли власть не за счет того, что помахали флажками на площади, а за счет жизней молодых и не очень молодых граждан Кыргызстана. На них лежит большая моральная ответственность, гораздо большая, чем на оппозиции в 2005 году. Кроме того, у временного правительства достаточно большой потенциал. За неделю они сделали несколько позитивных шагов. Сейчас идет работа над «дорожной картой», в том числе по вопросам реформирования конституции, парламента и т.д. Единственная достаточно серьезная угроза для временного правительства – это раскол внутри оппозиции и вариант, при котором оппоненты временного правительства выберут агрессивные методы борьбы, политического соперничества. JEEN : Какой тренд, по-вашему, станет в ближайшее время доминирующим в регионе Центральной Азии? Е.М.: Можно сказать, что доминирующим трендом станет то, что над Кырыгызстаном будут или смеяться или опасаться оказаться в подобной ситуации. Смеяться будут, если последняя революция провалится и себя не оправдает. Правящие режимы в соседних странах в диалоге с оппозицией будут ссылаться на ситуацию в Кыргызстане. А если новая власть проявит себя в лучшем свете, то Каримов, Рахмон и даже Назарбаев в своих государствах будут побаиваться ситуации, при которых станет возможным такой поворот событий, как в Кыргызстане. JEEN : Эрика, спасибо за интервью! Материал подготовил: Александр Поляков

j-een.com

Поделиться: